Не злая воля

Не злая воля Стереотипы власти по отношению к лизингу иногда дорого обходятся игрокам. Участникам рынка давно пора создать сильное объединение, способное защитить их профессиональные интересы.

Pезультаты работы лизинговых компаний на территории региона в 2010 году дали основание надеяться: финансовая аренда на Урале восстанавливается быстрее, чем корпоративное кредитование. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», в целом по России объем нового бизнеса в лизинге увеличился за прошлый год на 120%, у участников ежегодного рейтинга АЦ «Эксперт-Урал» - в 2,5 раза (подробнее о результатах рейтинга см. «Шаг вперед и две назад», «Э-У» № 12 от 28. 03.11). Показатель сегмента корпоративного кредитования за то же время - всего плюс 18 - 20%. Однако оснований для излишнего оптимизма нет. Во-первых, в кризисный 2009-й рынок лизинга провалился существенно сильнее кредитного: совокупный региональный портфель корпоративных кредитов банков сжался на 11% (по стране на 3%), а лизингодателей - в четыре раза (в стране - в 2,3). Во-вторых, оживление не вызвано ростом рыночного спроса. Это, скорее, реакция на реализацию государственных инфраструктурных проектов. Так, по данным «Эксперт РА», более 70% объема нового лизингового бизнеса в стране приходится на сделки приобретения железнодорожного, авиационного, грузового и автомобильного транспорта, а они заключаются преимущественно через крупные компании с государственным участием - Сбербанк-лизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ-лизинг, ТрансКредитЛизинг. Как справедливо отметил заместитель генерального директора по Уральскому региону «ДельтаЛизинг» Вадим Константинов, реализация инфраструктурных проектов с использованием лизинга имеет огромный экономический эффект для страны, но это не свидетельствует о взрывном росте рынка. О нем можно будет говорить только тогда, когда мы почувствуем спрос на строительное оборудование, технику, станки со стороны компаний среднего и малого бизнеса. А пока динамика в этих сегментах слаба.

Какие объективные и субъективные факторы могут и должны способствовать смене тренда - такую тему обсудили за круглым столом представители топ-менеджмента ведущих лизинговых компаний и правительственных структур региона. Модераторы и организаторы дискуссии - журнал «Эксперт-Урал» и аналитический центр «Эксперт-Урал».

Старые проблемы и новые решения

- Что может стимулировать массовый рынок лизинга в 2011 году?

Дмитрий Митронин, директор Челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» (Казахстан):

- Сильным катализатором роста отрасли выступит строительство, особенно реализация мегапроектов c участием государства
- подготовка к олимпиаде в Сочи, к играм мирового чемпионата по футболу в Екатеринбурге. Компании, которые обеспечат лизинговое финансирование подрядчиков этих проектов, сделают большой рывок.

В.К.:

- Наращивать объемы нового бизнеса за счет улучшения только условий лизингового финансирования, на мой взгляд, сложно. Я не вижу, каким образом еще можно что-то изменить: размер аванса и сроки лизинга дошли уже практически до докризисного уровня, уменьшить удорожание предмета лизинга нам вряд ли удастся из-за высокой инфляции и, как следствие, намечающегося роста кредитных ставок. Думаю, потенциал роста заложен в выстраивании сотрудничества с поставщиками оборудования. У производителей показатели продаж по сравнению с 2009 годом растут, но они все равно не достигли докризисных. На мой взгляд, будет перспективным создание совместных продуктов и программ финансирования между поставщиками оборудования, техники и лизинговыми компаниями с небольшим удорожанием для массового потребителя, в том числе для малого бизнеса.

- Не окажется ли препятствием для роста рынка проблемная дебиторка: многие лизинговые компании в период кризиса реструктурировали долг клиентов. Насколько точным был расчет? Не появится ли новый объем конфиската?

В.К.: Проблемная задолженность - тема прошлого. Большинство лизинговых компаний с конфискатом расстались: что можно продать - продано, что нельзя - сдано в металлолом. Текущая проблемная задолженность, конечно, появляется, но это уже стандартная работа, она была и до кризиса. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 2009 году в дефиците были менеджеры по продаже изъятого оборудования, а сейчас снова высок спрос на менеджеров по продажам лизинговых сделок.

Мария Шагурина, вице-президент компании «Сбербанк-лизинг»:

- У большинства девелоперских компаний в период кризиса долговые проблемы появились прежде всего потому, что длинные проекты финансировались короткими банковскими кредитами. Мы, проанализировав эту ситуацию, увидели возможность вывода на рынок нового для российского рынка недвижимости продукта. Мы предлагаем владельцам недвижимости возвратный лизинг на срок до десяти лет. Средства наш клиент направляет на погашение всех краткосрочных и среднесрочных кредитов в банках, заключает с нами лизинговый договор и обслуживает его за счет эксплуатации достроенного объекта. Сбербанк вывел этот продукт в первом квартале текущего года и получил беспрецедентные результаты: объем профинансированных сделок Уральским банком Сбербанка России превысил 5 млрд рублей. Это позволит в конечном счете начать развитие лизинга недвижимости в России. В Европе порядка 30 - 40% всех объектов недвижимости финансируются с помощью именно этого инструмента, он выступает хорошим конкурентом прямого кредитования.

Не отклоняясь от приоритетов

- Сегмент кредитования поддерживают региональные органы власти, предоставляя различные формы помощи малым предприятиям: это и компенсация части затрат на оплату процентов, и предоставление банкам гарантий. Во многих субъектах федерации такие программы способствуют росту кредитования малого и среднего бизнеса. Можно ли перенести этот опыт на сферу лизинга?

Максим Годовых, директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области:

- Можно. Мы впервые об этом задумались в прошлом году, когда провели серию встреч с руководителями лизинговых компаний. В итоге были разработаны новые инструменты финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на территории Свердловской области, в частности предоставление субсидий на выплату первого взноса по договорам лизинга. Эта программа соответствует приоритетам, которые мы перед собой ставим - развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, содействие модернизации экономики. С помощью лизинга наши предприниматели приобретут основные средства (мы относим к ним оборудование, устройства, механизмы, грузовые автотранспортные средства, приборы, аппараты, агрегаты, технологии) и гарантированно будут заниматься производством на территории области. Главное, чтобы поставщик был резидентом РФ, а лизингополучатель имел оборот до 1 млрд рублей и численность работающих до 250 человек.

Лидия Набок, директор компании «Пумори лизинг»:

- Программа хорошая, но ее минус - ставка только на отечественных производителей. А они многие виды оборудования просто не выпускают. Мы работаем с зарубежными поставщиками, и чтобы наши клиенты могли воспользоваться такой формой поддержки, им придется создавать российскую фирму-прослойку, что нелогично.

М.Г.: Может быть. Но наша задача - поддержать предприятия, которые будут заниматься производством (в том числе оборудования) в Свердловской области.

Юлиана Марчукова, директор Екатеринбургского представительства компании «Каркаде»:

- А нельзя ли включить в эту программу легковой автотранспорт, который пользуется большим спросом у предпринимателей, причем не столько в областном центре, сколько в небольших городах?

М.Г.: Я бы сам с удовольствием купил легковой автомобиль в лизинг, если бы мне субсидировали авансовый платеж!.. Но легкового транспорта не будет точно, потому что невозможно отследить, используется он для бизнеса или для личных нужд

- А какой объем ресурсов и из каких источников выделен на эту программу?

М.Г.: В прошлом году мы подавали заявку на конкурс и получили средства из федерального бюджета. Кроме того, правительство области выделило деньги из областного бюджета в рамках целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2015 годы. В 2010 году на реализацию программы было заложено 30 млн рублей. До конца прошлого года поддержку получили 24 субъекта малого предпринимательства на общую сумму 14 млн рублей. На этот год в областной целевой программе - 30 млн рублей, а с учетом федерального софинансирования сумма может быть как минимум удвоена.

Денис Чмаев, генеральный директор «АСД-электрик»:

- Согласен, инструмент очень выгодный. Мы занимаемся поставкой электрощитового оборудования и электромонтажных изделий для строительства. В 2009 году объ­емы тоже резко упали. В прошлом году приобрели новые современные станки отечественного производства через лизинг, получив компенсацию аванса.

Максим Ромашов, директор ПКФ «УралСЕТ»:

- Наша компания - одна из тех субъектов малого предпринимательства, которые воспользовались в прошлом году этой формой поддержки. Мы занимаемся производством и продажей сварных арматурных сеток для строительной отрасли. Кризис почувствовали на себе как никто: весь 2009 год работали только на выживание, оборудование не ремонтировалось, не модернизировалось. В 2010 году мы, понимая, что надо двигаться вперед, развиваться, а производственный ресурс исчерпывается, взяли в лизинг новое оборудование: субсидии на первый взнос получили из бюджета. Честно скажу, это очень хорошее подспорье, позволяющее нам рассмотреть предложение о покупке еще одной дополнительной единицы оборудования, которое поможет повысить производительность труда на предприятии. Один минус: с полученной суммы субсидии нам пришлось уплатить в бюджет налог на прибыль.

Не таким измором брали

- Таким образом, факторы, которые способствовали росту массового сегмента лизинга в 2011 году, есть. Но есть и опасность, что эффект могут нивелировать законодательные инициативы, которые сейчас обсуждаются в федеральном правительстве и Госдуме. В частности речь идет об отмене повышающих коэффициентов к норме амортизации для оборудования, приобретенного в лизинг, для всех амортизационных групп. Может ли в связи с этим резко сократиться объем нового бизнеса?

Д.М.: Я считаю, что отмена ускоренной амортизации крайне негативно отразится не столько на рынке лизинга, сколько на экономике в целом. Лизинг является одним из главных инструментов модернизации: сегодня сложное техническое оборудование, как правило, приобретается не в кредит, а в лизинг. Если норма ускоренной амортизации будет отменена, проиграют прежде всего наукоемкие производства. А для Урала это особенно актуально: здесь много металлообрабатывающих предприятий, которые имеют высокоточные производства и регулярно нуждаются в обновлении промышленного парка оборудования. Отмена ускоренной амортизации повлечет увеличение затрат на приобретение новейшего оборудования, в связи с чем металлообрабатывающая отрасль сократит приобретение нового оборудования только тогда, когда старое окончательно устарело. В конечном итоге проиграет отечественное машиностроение, авиа- и станкостроение. Продукция этих предприятий будет пользоваться меньшим спросом в России и за рубежом как менее качественная.

В.К.: Отмена ускоренной амортизации - это детектив, который разворачивается на наших глазах уже лет десять. Он называется «депутат государственной думы Анатолий Аксаков против заместителя министра финансов Сергея Шаталова»: первый сдерживает принятие поправок, которые периодически инициирует второй. И рынок с замиранием сердца следит, как эта тема то поднимается, то вдруг уходит из информационной повестки дня. Сейчас она вновь оказалась в центре внимания.

Я бы разделил последствия реализации этой инициативы на две части. Если в Налоговом кодексе сохранится норма о возможности отнесения лизингополучателем платежей по договору на расходы, ничего страшного не произойдет. Это основное преимущество лизинга перед кредитом, и если оно останется, интересы лизингополучателей не пострадают. Отмена коэффициента ускоренной амортизации - вещь, скорее, неприятная для лизинговых компаний: многие из них ставят оборудование, которое готовится к передаче или уже передано лизингополучателю на свой баланс. Если с
1 января 2012 года запретят применять ускоренную амортизацию как по новым, так и по ранее заключенным лизинговым сделкам, то в этом случае у лизинговой компании разово вырастет облагаемая база по налогу на прибыль, соответственно финансовое положение ухудшается. Особенно это актуально для лизингодателей, которые уже заключили долгосрочные сделки финансирования износостойких и дорогих предметов лизинга, например недвижимости, железнодорожных вагонов, самолетов, судов, крупного станочного оборудования. А ухудшение финансовых показателей в свою очередь повлияет на взаимоотношения с банками: как известно, основной объем финансирования лизинговые компании, особенно в регионах, получают в виде банковских кредитов, и любой банк оценивает финансовое состояние лизингодателя достаточно жестко. Но я не считаю, что в связи с этим будет существенное сокращение объемов нового бизнеса: лизинговую отрасль еще и не таким измором брали.

Андрей Истомин, генеральный директор компании «Ураллизинг»:

- Я не верю, что отмена нормы ускоренной амортизации в 2009 году как по вновь приобретаемым основным средствам, так и по уже приобретенным и переданным в лизинг, - злая воля чиновников. На мой взгляд, Минфин просто не понимал, что он что-то делает не так, потому что не понимал проблемы лизинга в принципе.

Давайте посмотрим, почему вообще муссируется идея отметить повышающий коэффициент к норме амортизации. Ведь по большому счету это не что иное, как отношение Минфина к лизингу. В понимании чиновников лизинг - это «схема», которая позволяет где-то на чем-то экономить. Чиновники считают, что если есть льгота, то лизинг использует ее исключительно для целей незаконного обогащения, а значит, бюджет недополучает доход. И доказать обратное очень сложно, потому что лизинговое сообщество не консолидировано. Нас не воспринимают как отрасль в принципе. Поэтому нам необходимо объединяться, чтобы отстаивать свои позиции и элементарно показывать власти, чиновникам, где они могут совершать ошибки.

Дополнительные материалы:

Ускоренная амортизация: история проблемы

В 2001 году в главу 25 Налогового кодекса были внесены две важные поправки. Первая позволяла лизингополучателю относить платежи по договору на затраты, что уменьшало его облагаемую базу по налогу на прибыль и приносило налоговую выгоду. Вторая разрешала применять к оборудованию, приобретенному в лизинг, повышающий коэффициент амортизации (максимум 3): предприятие могло экономить на налоге на имущество, поскольку списывало оборудование втрое быстрее. Поправки сделали лизинг конкурентом кредиту и во многом способствовали росту рынка финансовой аренды.

В 2009 году по инициативе Минфина режим ускоренной амортизации был отменен в отношении первых трех групп имущества (со сроком полезного использования до пяти лет): легковых автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л, компь­ютерного оборудования, несложных станков и пр. Ведомство посчитало, что все это и так списывается достаточно быстро. Параллельно в НК внесли поправки, предусматривающие использование амортизационной премии: при покупке оборудования компания может списать в затраты до 30% его стоимости, но это оборудование должно находиться на ее балансе не менее пяти лет. Если оборудование продается, амортизационная премия восстанавливается. Инструмент не нашел широкого применения при покупке оборудования в лизинг: сделки чаще всего заключаются на срок до трех лет.

В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» указано, что необходимо проанализировать практику применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, и поставлен вопрос об их дальнейшем применении. Мотивация - унификация налогового законодательства и сокращение налоговых льгот.

Материалы по теме

Былое — вернешь

Конец экономике дефицита

Не спи спокойно

На первый-второй в шахматном порядке затылком друг к другу

Шаг вперед и две назад

О пенсиях всерьез