Костыль как инструмент

Костыль как инструмент У отечественной медицинской промышленности есть два пути развития: создавать собственные инновационные производства и обращаться к локализации. В любом случае опираться следует на международную интеграцию.

В Екатеринбурге состоялось межведомственное заседание специалистов лечебно-профилактических учреждений Свердловской области и производителей медицинских изделий, лекарственных средств. Руководители десятков компаний, главврачи лечебно-профилактических учреждений, представители Росздравнадзора, министерства промышленности и торговли России, Совета Федерации Госдумы обсуждали проблемы обновления технологической базы отечественного производства медицинских изделий и лекарственных средств. Разговор вышел за региональные рамки.

Дышите

Средний Урал, по данным Росздравнадзора, вошел в пятерку ведущих регионов-производителей медицинского оборудования, материалов и лекарственных средств в России, поставив в прошлом году медицинских изделий на 2,3 млрд рублей, а лекарств на 3,6 млрд рублей. В 2013 году объем закупок лекарственных препаратов уральского производства увеличился в полтора раза, а медицинских изделий — вдвое по сравнению с предыдущим годом. 

Сегодня в регионе, по оценке заместителя председателя правительства Свердловской области Александра Петрова, костяк фармацевтической и медицинской промышленности, то есть 2/3 предприятий региона составляют относительно молодые компактные производства с обновленной технологической базой (примеры: «Медсинтез», Березовский фармацевтический завод, «Доктор Киппер») спроектированые и построеные в соответствии с требованиями международного стандарта GMP. Но есть и аутсайдеры. Так, в число отечественных «лидеров» по количеству забракованной продукции, по данным врио главы Росздравнадзора Михаила Мурашко, входит Уралбиофарм (Екатеринбург) — завод из советского прошлого. Переоснащение здесь неизбежно.

В прошлом году на техническое перевооружение решились 68% компаний области, направив на него 750 млн рублей, что составляет 33% от выручки за реализацию изделий по году. Во многом такая активность обусловлена тем, что в рамках федеральной программы из регионального бюджета ежегодно выделяется 600 млн рублей на возмещение затрат предприятий на модернизацию.

В 2014 году затраты на проведение исследований и разработку новых изделий вырастут в два раза против прошлогодних, достигнув 173 млн рублей. Стратегическими планами развития предприятий Свердловской области к 2018 году предусмотрено освоение более 100 медицинских изделий и препаратов. Среди них системы фототерапии на светодиодах для лечения новорожденных от УОМЗа; новейший аппарат искусственной вентиляции легких «Авента-универсал», разрабатываемый специалистами Уральского приборостроительного завода; ультразвуковые хирургические аппараты компании Фотек; электростимуляторы ЗАО «Вектор-МС».

Еще одним перспективным направлением для участия региональных производителей может стать выпуск расходных материалов для лечебных и диагностических процессов. Для поддержки именно этого актуального для потребителей направления правительство области готово субсидировать из бюджета часть затрат на НИОКР — 40 млн рублей.

Делает регион первые шаги и в создании СП с зарубежными ведущими производителями, локализации выпуска их изделий. В этом году компании «Байер» и завод Медсинтез начинают производство инновационного антибиотика широкого спектра действия «Авелоус». В 2012 году совместно с японской корпорацией NIPRO запущена первая очередь завода по производству стекла (Ирбит) для нужд фармпромышленности мощностью 180 млн изделий в год. Потенциальный рост медпромышленности региона не ограничен локальным рынком: более 75% медизделий и медикаментов вывозится за его пределы.

Не дышите

На совещании прозвучало: российский рынок медицинской продукции — один из быстрорастущих в мире. Ежегодно его емкость увеличивается в среднем на 18 — 20%. Основным катализатором считается увеличение расходов на здравоохранение из бюджетов всех уровней в 2009 — 2013 годах. Вместе с тем, как заявлено, расширив объем внутреннего рынка, мы не добились одной из главных целей — роста нашей промышленности. Потребление готовых лекарственных препаратов, медицинской техники, изделий медицинского назначения отечественного производства сокращается на 1 — 2% в год. Лидерами рынка остаются иностранные глобальные корпорации, на 75% он занят импортными товарами.

На освоение новых технологий и открытие современных производств инновационной российской продукции мирового уровня отрасль нацеливает с 2011 года федеральная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года». Цель ее — закрывать самим более 40% внутреннего потребления. Реанимации российского производителя мешает комплекс стоящих перед отраслью проблем. В сфере обращения медизделий отечественную промышленность уничтожает огромный пробел в нормативно-правовой базе. В вопросах регулирования разработки лекарственных препаратов и средств недостаточна научно-методическая база.

Есть два пути развития отечественной медицинской промышленности, говорили участники совещания: один — с нуля создавать собственные инновационные производства, другой — обращаться к локализации. Но немногие предприятия могут самостоятельно поддерживать инновационный цикл на мировом уровне. Высокая конкуренция на рынке и низкий технологический уровень большинства производимого отечественного медоборудования вынуждают их снижать цены и, соответственно, доходы. В итоге компании не могут направлять необходимые ресурсы на разработку и производство новых продуктов. Поэтому большинство предприятий медицинской промышленности зациклены на внутреннем рынке.

С локализацией пока тоже много вопросов. Зарубежный производитель в России сталкивается с неопределенностью: какая его ждет прибыль, к каким рискам нужно быть готовым и прочее. Не определены правила игры, что не позволяет строить долгосрочные планы, а следовательно, заключать соглашения о локализации. А это крайне нужно стране для реализации задач импортозамещения и сокращения отставания медицинской промышленности от уровня развитых стран в короткие сроки.

— Для достижения финансовой устойчивости компаниям может не хватить внутреннего рынка, — считает врио главы Росздравнадзора Михаил Мурашко. — Рынок медицинских изделий имеет глобальный характер, на него все равно придется выходить. Готовясь к этому, в отечественной отрасли надо устанавливать требования, которые приняты в мире, единые стандарты качества, обеспечить быстрый и эффективный обмен данными, сократить время выхода на рынки инновационных технологий. 

Производителям Екатеринбурга, утверждающим, что никакого стимулирования инновационной модели развития нет, оппонировал Александр Петров, депутат Госдумы, член комитета по охране здоровья. Но и он отметил:

— Для поддержки производителей лекарств и медицинских изделий государством должно быть принято несколько инструментов. Во-первых, нужно уйти от коррупционно емких методов финансирования, перейти к компенсированию процентных ставок по кредитам. Во-вторых, следует софинансировать утвержденные проекты, частично компенсировать расходы предприятия. В-третьих — использовать преимущества особых экономических зон. Вот в Свердловской области есть «Титановая долина». Ее гигантскими льготами (региональные законодатели приняли, например, закон о нулевой ставке по налогу на прибыль) пока мало кто воспользовался. Я призываю использовать инструменты технопарков и особых экономических зон. Это могут быть точки роста, в том числе для фармацевтической промышленности и производителей медицинских изделий. Программа инновационного развития опирается на международную интеграцию продукции России — для нас это крайне важная задача.

Материалы по теме

Не одевайтесь зайчиком

Кому выгодна убогая медицина

Лечить так лечить

Взялись за сердце

Лечебный атом

С больной головы