К мандатам почтения нету
На региональных и местных выборах парламентские партии отработали без энтузиазма, сохранив финансы и запал для декабрьской кампании в Госдуму. Важнее результаты для губернаторов: их эффективность оценивают в числе прочего и по этому показателю.13 марта в девяти территориях Урала и Западной Сибири (Удмуртия не участвовала) выбрали два Заксобрания, несколько сотен депутатов в представительные органы и более четырех десятков глав муниципалитетов. Как и ожидалось, несмотря на взаимные обвинения в некорректном ведении кампании, все участники выборов итогами в целом остались довольны. Почти все заявили о росте или, по крайней мере, о тенденции к росту электоральных результатов. «Единая Россия» не без проблем, но подтвердила статус доминантной партии, получив большинство (кое-где не без помощи административного ресурса) по партийным спискам, и абсолютное большинство - с учетом одномандатников. Исключение из правила - победа оппозиционеров в некоторых муниципалитетах. Но и там положительный для «противников ЕР» результат, скорее всего, не их заслуга, а следствие недовольства действующей властью.
Игра на выживание
Как известно кандидатуры губернаторов для согласования предлагает партия власти. Логично, что главы регионов (за некоторым исключением) этот «долг» отрабатывают. Другими словами - неудовлетворительный результат на выборах почти гарантирует «мягкое» (позволят доработать срок) завершение политической карьеры. Поэтому, по словам генерального директора Агентства региональных исследований Ростислава Туровского, сценарий на выборах везде практически один - стремление ЕР обеспечить максимально возможный результат любой ценой:
- Аппетиты партии, правда, стали поменьше, поскольку Кремль не велит слишком уж шуметь и фальсифицировать выборы. При этом наблюдается ослабление губернаторского административного ресурса. Губернаторы, даже если очень хотят поддержать партию, не имеют того влияния на общество, каким обладали некоторое время назад. В том числе это связано с заменой многих глав регионов - приходят чужие люди, их позиции слабы, как результат - они не в состоянии обеспечить голосование в отличие от губернаторов более старого поколения.
Сначала о территориях, где выбирались региональные парламенты. В Ханты-Мансийском автономном округе, традиционно образцовом в голосовании за партию власти, ЕР на выборах в региональное Заксобрание (накануне кампании число депутатских кресел увеличили с 28 до 35) победила во всех 14 одномандатных округах, взяла два из трех мандатов, зарезервированных для представителей коренных малочисленных народов Севера, и набрала по партспискам около 44% голосов. Единороссы сохранили квалифицированное большинство в думе - 71,4% (25 мандатов из 35, с учетом одномандатников). Казалось бы, куда еще лучше (задача была набрать не менее 50%). Но в прошлом составе у партии власти было 85,7%. При этом другие политические организации сработали в плюс: ЛДПР увеличила число депутатов с двух до пяти, КПРФ - с одного до двух, а СР, представителей которой в прошлом созыве думы не было, получили три мандата.
Эксперты заговорили, что сокращение мандатов для ЕР вызвано отсутствием четких договоренностей губернатора Натальи Комаровой с местной элитой. Мол, недаром она набрала только три балла из пяти в рейтинге политической выживаемости губернаторов (подготовлен фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг», подробнее см. «Кому светит отставка», «Э-У» № 10 от 14.03.11). Разработчики рейтинга действительно учитывали электоральную управляемость в регионах, но прочить главе ХМАО скорую отставку преждевременно, хотя бы потому что в муниципалитетах ХМАО результаты у ЕР достаточно высокие. Так, в Нефтеюганском районе представители партии заняли все места в местной думе (15 мандатов), в думе Нижневартовска - отдали оппонентам только два места из 25, в Сургуте - четыре мандата из 25. Немного портит идеальную картинку окружная столица: в думе Ханты-Мансийска у ЕР всего 50% мест.
Заксобрание избрали и в Оренбургской области (в рейтинге губернатор Юрий Берг получил высшие пять баллов): замещалось 47 депутатских мандатов. По партийным спискам ЕР заработала 41,5% голосов (на прошлых выборах 40%) плюс 21 мандат по мажоритарным округам. Динамику также показали КПРФ - 21,4% (было 16,6%) и ЛДПР - 15,5% (8%). В итоге в Заксобрании ЕР получила 32 мандата (68% от общего числа мест). Нареканий со стороны единороссов в адрес главы региона не предвидится.
Пятерку в рейтинге выживаемости оправдал и президент Башкортостана Рустэм Хамитов: в 7,3 тыс. избирательных округах 67 муниципальных образований ЕР стала абсолютным лидером - 70% мандатов. Ее ближайший конкурент СР набрала всего 2,3% голосов. И это при высокой явке в 84% (считается, что чем больше избирателей приходит на участки, тем выгоднее итоги для оппозиционеров). В партии власти довольны и претендуют на корректировку результатов. Руководитель исполкома регионального отделения ЕР Рустам Ишмухаметов сообщил, что основную массу самовыдвиженцев составили сторонники партии власти, в связи с чем она по итогам прошедших выборов располагает 80% мандатов. Партия также получила оба мандата на довыборах в госсобрание Башкирии. Оппоненты говорят, что на выборах были нарушения. По мнению политологов, административный ресурс, безусловно, был задействован, но не в тех масштабах, что при прежнем руководстве республики, - с угрозами увольнения бюджетников, давлением на жителей со стороны глав местных администраций.
Неплохо сработал и курганский губернатор Олег Богомолов (самая низкая оценка в рейтинге - 1 балл): результат ЕР - 74%. В Зауралье выборы проходили в 18 муниципалитетах: единороссы получили 37 мест из 51 выборной должности. Два места у КПРФ (4%), один человек избран в органы управления от СР, 11 самовыдвиженцев (19,6%). Из 29 вновь избранных глав сельских советов 19 человек кандидаты ЕР. На выборах депутатов подавляющее большинство, 82% мандатов, также получила партия власти. Теперь у Богомолова есть все шансы остаться «у руля» не только до выборов в Госдуму, но и до избрания президента РФ в 2012 году.
Результатами выборов удовлетворена ЕР и в Челябинской области (губернатор Михаил Юревич получил в рейтинге 4 балла): на довыборах в представительные органы партия взяла 13 из 17 мест. В Озерске один депутатский мандат завоевала ЛДПР, трех депутатов в представительные органы власти сумели провести эсеры (два - в Катав-Ивановске, один в Нагайбакском районе). Члены ЕР возглавили два из трех сельских поселений, заняли все четыре места на довыборах в гордуму Челябинска.
Чуть проще было губернаторам Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области Дмитрию Кобылкину и Владимиру Якушеву (в рейтинге у обоих по пять баллов): выборы в этих территориях были немногочисленны. В ЯНАО единороссы победили на выборах главы города Тарко-Сале (87,4%) и довыборах в Заксобрание по Муравленковскому одномандатному избирательному округу (46%). В Тюменской области выбрали депутатов представительных органов: в восьми избирательных округах ЕР набрала от 66,7% (на допвыборах депутатов думы Казанского муниципального района) до 93,7% (на допвыборах депутата думы Вагайского муниципального района).
Не смогла
На фоне других субъектов РФ Свердловская область (у губернатора Александра Мишарина три балла в рейтинге выживаемости) выглядит неплохо: члены ЕР выбраны главами трех из четырех муниципальных образований - в Гаринском городском округе, Унже-Павинском сельском поселении и Туринском городском округе. Но есть и досадный для партии власти проигрыш - Первоуральск (четвертый по величине город на Среднем Урале) возглавит коммунист Юрий Переверзев (41,7% голосов). Его ближайший соперник Николай Фуртаев, выдвинутый ЕР, набрал 31,9%. К городу было приковано особое внимание, это видно и по рекордному количеству кандидатов (14). Отчасти потому, что здесь расположен структурообразующий для экономики области Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ), а отчасти - из-за традиционно сильных протестных настроений. На руку коммунистам сыграли неоправданный рост тарифов ЖКХ, плохие дороги и малые объемы жилищного строительства - именно эти проблемы стали причиной досрочной отставки предыдущего главы. ЕР пыталась сделать ставку на исполнительного директора ПНТЗ Мелика Мори, но в последний момент он от участия в выборах отказался. Не помогли и визиты в Первоуральск высоких областных чиновников. Александр Мишарин назвал результаты выборов неплохими, отметив, что на работу мэра-коммуниста надо будет посмотреть. ЕР проиграла и на довыборах в гордуму Екатеринбурга, мандат достанется члену СР. Председатель горизбиркома Илья Захаров считает, что это следствие кадрового голода в ЕР. Назначен ответственный за проигрыш - вице-премьер Вячеслав Брозовский ушел в отставку (см. «Message от Брозовского», с. 6).
Похожая ситуация в Пермском крае (у Олега Чиркунова 5 баллов в рейтинге): в пяти из шести МО главами выбраны единороссы. В Пермской городской думе ЕР удалось взять 23 из 36 мандатов (из числа депутатов изберут мэра, скорее всего, представителя партии власти). Достойные результаты у ЕР на выборах других городских и земских собраний. Но есть и минусы: выборы глав не состоялись в девяти территориях, поскольку кандидаты здесь набрали меньше 50% голосов. Прогнозировать исход второго тура (пройдет 27 марта) сложно, но уже очевидно, что ЕР не сможет победить во всех территориях. Так, в Чусовском районе представитель ЕР действующий глава города Чусовой Виктор Бурьянов в первом туре уступил члену СР. Итог - сити-менеджер Чусового Анатолий Жвакин написал заявление об уходе. В Кудымкаре фаворитом по итогам первого тура выглядит безработный Анатолий Голубков. Кандидату от ЕР на пост главы Кочевского района Юрию Макатерскому избиратели предпочли директора ООО «Меркурий» Алексея Пыстогова.
Кто ответит
По мнению Туровского, наиболее очевидный вывод по результатам региональных выборов - ослабление поддержки партии власти:
- Это главный урок для губернаторов. Выборы в региональные Заксобрания имеют в глазах избирателей очень низкий статус, поэтому интерес к ним минимален. ЕР стала чаще прибегать к тактике этакой тихой избирательной кампании, рассчитанной на мобилизацию зависимых социальных слоев через социальные органы, не говоря уже о мобилизации через органы власти. Но несмотря на усилия, привести на избирательные участки весь административно зависимый электорат не получается. Губернаторам это также не удается. Такая тактика себя не оправдала. Для ЕР это определенный сигнал - без изменения стилистики высокие результаты не обеспечить. Понятно, что единороссы не будут сидеть сложа руки, жесткие решения о мобилизации административного ресурса будут приняты.
Председатель Высшего совета ЕР Борис Грызлов заявил, что итоги выборов будут тщательно проанализированы, а работа партии станет более активной. Источник в ЕР сообщил, что партия не удовлетворена итогами выборов в некоторых регионах и считает, что причиной стал низкий рейтинг ряда губернаторов на местах.
Эксперты центра политической информации уверены, что ЕР станет традиционно отрицать связь результатов выборов и политическое позиционирование губернаторов, но выводы будут сделаны: «Губернаторам единороссам придется отвечать за результат, вероятно, что кандидатуры некоторых глав регионов в списки ЕР на посты руководителей территорий больше не попадут».
Есть проблемы и у оппозиционных партий - энтузиазма у избирателей они также не вызывают. Ни одна из существующих партий не может считаться сейчас настолько популярной, чтобы на региональных выборах эффективно обеспечить мобилизацию и привести весь свой потенциальный электорат на участки.