Снижение ключевой ставки 22 июля будет незначительным
Статистика фиксирует дефляцию, но риски разгона цен во втором полугодии слишком велики. Это не позволит Банку России сделать большой шаг снижения ключевой ставки 22 июля
Накануне очередного заседания совета директоров ЦБ по ключевой ставке инфляция преподносит сюрпризы: в июне Росстат зафиксировал дефляцию в 0,4% м/м, с 2 по 8 июля недельная дефляция составила 0,03%, в годовом исчислении инфляция замедлилась с 17% в мае до 15,9% в июне.
— Уход ценовой динамики в отрицательную область в месячном выражении произошёл впервые с сентября 2020 года, — обращает внимание аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев.
Но, по его мнению, важен даже не этот факт, а нетипичное поведение цен для июня:
— За всю историю наблюдений с 1991 года в этом месяце в России ни разу не было зафиксировано отрицательной динамики роста цен.
Однако главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова говорит, что текущую динамику не стоит считать устойчивым трендом:
— Проинфляционные риски есть, в частности это ограничение со стороны предложения и рост расходов бюджета.
Не слишком обольщается текущей ценовой динамикой и регулятор, рассматривая статистику скорее, как коррекцию после резкого роста цен в конце февраля-начале марта. По мнению Алексея Ковалева осторожная позиция регулятора скорее всего, связана с анализом инфляционных перспектив на вторую половину года:
— На наш взгляд, нельзя исключать второй волны ускорения темпа роста цен осенью на фоне исчерпания запасов готовой продукции и комплектующих, потенциального ослабления курса рубля, а также изменения модели потребительского поведения по мере снижения процентных ставок по кредитам и депозитам.
По мнению эксперта в первую очередь опасения вызывает потенциальный дефицит предложения, связанный с исчерпанием запасов на фоне сократившегося импорта.
Проблемы возникнут, если к осени не удастся заместить выбывшую продукцию за счет нового, в том числе «параллельного» импорта или импортозамещения. Не стоит сбрасывать со счетов и импорт мировой инфляции. Инфляция издержек также может способствовать новому витку цен, и этот фактор окажется сильнее, чем возможное давление на цены вниз со стороны охлажденного спроса.
— Несмотря на дефляцию в мае-июне, инфляция по итогам года останется двухзначной, — соглашается руководитель направления аналитики и исследований Accent Capital Елена Михайлова— Этот фактор будет сдерживать ЦБ от более решительного смягчения ДКП и требовать от ЦБ очень аккуратно балансировать снижение ставки с необходимостью снижать инфляционное давление в экономике.
Кроме инфляции регулятор будет принимать во внимание ещё и темпы развития экономики, а здесь картина неоднозначная, считает Елена Михайлова:
— Мы видим адаптацию предприятий к структурным сдвигам, но спад, хоть и меньшими темпами, продолжается, снижение ВВП по итогам года составит 5-6% вместо ранее прогнозируемых 8-10%. То есть регулятору по-прежнему нужно поддержать экономическую активность и кредитование.
—ЦБ будет оценивать необходимость поддерживать доступными кредитами малый и средний бизнес, ипотеку, строительную отрасль, машиностроение, так как экономике, особенно отраслям, работающим преимущественно на внутренний рынок, угрожает серьёзный спад, — соглашается ведущий аналитик Банка «Фридом Финанс» Наталья Мильчакова.
Елена Михайлова полагает, что размер снижения ставки будет зависеть от того, насколько Банк России посчитает выгоду от ее уменьшения большей, чем потери экономики от реализации инфляционных рисков:
— Снижение ключевой ставки поможет перезапустить рыночное кредитование в потребительском и корпоративном секторе, поддержит реальный сектор и динамику восстановления экономики, стимулирует потребительский и инвестиционный спрос, а также поможет экономике в связи с опасениями попадания в «дефляционную спираль».
Елена Михайлова полагает, что ЦБ также будет учитывать дальнейшие возможные санкционные риски и их воздействие на инфляцию, очередная порция ограничений может вызвать еще большее сокращения импорта.
Очевидно, в числе рассматриваемых аргументов будет и движение курса национальной валюты, полагает старший аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский:
—Укрепление рубля до 50 рублей за доллар крайне невыгодно для российской экономики, власти заявляли, что оптимальным курсом будут отметки 70-80 рублей за доллар. Снижение ставки ЦБ является одним из важных инструментов для ослабления курса рубля.
Основным фактором укрепления рубля считается сокращение импорта, однако Наталия Орлова находит этому другое объяснение. В начале июля ЦБ опубликовал данные торгового баланса. Экспорт товаров и услуг во втором квартале сократился на 8% к уровню первого квартала, это 13 млрд долларов, из которых порядка 10 млрд долларов сокращения пришлось на дисконт Urals к Brent. Импорт товаров и услуг снизился на 18% в сравнении с первыми тремя месяцами.
— Эти данные указывают на то, что экспортная сторона баланса оставалась очень сильной, тогда как сокращение импорта оказалось ниже ожиданий, — приходит к выводу Наталия Орлова — Таким образом, укрепление курса рубля в большей степени связано с остановкой оттока капитала из-за заморозки иностранных активов, нежели с обвалом торговых потоков и услуг. В условиях грядущего налогового периода, а также предстоящих выплат дивидендов Роснефти, имеются все предпосылки для повторного тестирования отметки 50 рублей за доллар.
Но финансовые власти не хотят допустить этого, и в их действиях опять же заложена основа для роста инфляции, полагает Наталья Мильчакова:
— Если правительство к осени вернётся к обновлённому бюджетному правилу, рубль может упасть, а это снова начнёт подпитывать проинфляционные риски.
И такого рода факторы усложняют прогнозирование исхода заседания совета директоров ЦБ. Консенсус- прогноз предполагает снижение ключевой ставки 22 июля на 0,5 п.п., то есть с 9,5% до 9% годовых. Валерий Полховский считает, что инфляционные риски не позволят регуляторе сделать более решительный шаг. По его мнению скорее всего, Банк России снизит ставку, но не очень значительно до 8,5-9% годовых.
Руководитель направления инвестиционной аналитики банка «Ренессанс Кредит» Роман Чечушков диапазон ставки по итогам заседания Банка России 22 июля видит как 8,75-9%
Алексей Ковалев также ожидает продолжения снижения ставки 22 с более плавным, чем на последних заседаниях, шагом на 50 б.
Аналитики Росбанка полагают, что, у регулятора будет достаточно основания для снижения ключевой ставки 22 июля на 50 бп до 9%, но наличие широкого круга рисков для инфляции во втором полугодии указывает на то, что дискуссия будет идти о выборе между снижением на 25 бп и 50 бп, нежели о более интенсивном снижении.
А вот Наталья Мильчакова считает, что для регулятора вопрос поддержки отечественного производителя может оказаться важнее и поэтому снижение ключевой ставки на заседании 22 июля возможно сразу на процентный пункт
С такой оценкой соглашается Елена Михайлова:
— Учитывая дальнейшую необходимость поддержать экономическую активность и кредитование в России, ЦБ может принять более решительные действия по снижению ставки до 8,5%.
Единственный из опрошенных нами аналитиков, кто допускает, что ставка останется на прежнем уровне после 22 июля, это Наталия Орлова:
— На наш взгляд, по итогам заседания ЦБ РФ 22 июля вероятно снижение ключевой ставки на 25 б. п., но также не исключена и пауза, то есть ставка станется на уровне 9,5%.
Для дальнейшего прогнозировании ставки Алексей Ковалев предлагает оценить риторику регулятора:
— Снизив после трех понижений подряд по 300 б. п. ключевую ставку на июньском заседании на 150 б. п. до 9,5%, ЦБ указал, что «будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Ужесточение сигнала нашло свое отражение и в обновленном прогнозе: средняя ключевая ставка с 14 июня до конца 2022 года, по оценке регулятора, будет находиться в диапазоне 8,5–9,5%. Таким образом, ставка может как остаться на текущем уровне до конца года, так и снизиться до 8%.
Конкретные решения по мнению эксперта будут зависеть, прежде всего, от динамики инфляции: если она будет двигаться по базовой траектории, то по мере снижения ее устойчивой части будет происходить и дальнейшее постепенное снижение ключевой ставки:
— Под «базовой траекторией» подразумевается июньский прогноз ЦБ, в соответствии с которым инфляция по итогам года составит 14-17%. Позже глава ЦБ Эльвира Набиуллина уточнила, что инфляция может идти ближе к нижней границе этого диапазона при сохранении текущих тенденций с ценами и снижении инфляционных ожиданий.
Некоторые эксперты, однако, видят пространство для дальнейшего снижения. Валерий Полховский, полагает, что к концу текущего года Банк России может еще несколько раз опустить ставку вплоть до 7% годовых.
По мнению Натальи Мильчаковой до конца 2022 года можно будет увидеть ещё 1-2 снижения ключевой ставки:
— К концу декабря значение ключевой ставки может быть в коридоре 7,5-8,5%, а уже в 2023 году она может вернуться на уровень 5-6%.
Росбанк сохраняет прогноз ключевой ставки на конец года на уровне 8% годовых, ожидая увидеть замедление темпов смягчения процентной политики на заседаниях в сентябре-декабре.
Долговой рынок, однако, по мнению Алексея Ковалева подает интересные сигналы:
— Во-первых, инвесторы также ожидают замедления темпа смягчения процентной политики ЦБ, вся кривая ОФЗ находится выше 8%. Во-вторых, начиная с июля, форма кривой нормализовалась: доходности долгосрочных ОФЗ стали выраженно превышать доходности коротких бумаг. Это говорит о том, что хотя в перспективе ближайших месяцев инвесторы видят потенциал снижения ставки до 8%, что соответствует ориентирам ЦБ, облигационный рынок ожидает более высокой базовой процентной ставки на долгосрочном горизонте.
Фото:архив ЦБ РФ