Как криптовалюта поможет обойти санкции
Игроки криптоиндустрии и крупный бизнес убеждают власти в том, что настало время смелых решений в отношении криптовалют
В последнее время активизировались дискуссия об ускорении легализации криптовалют. К голосу представителей криптоиндустрии присоединились депутаты и чиновники, увидев в этом активе возможности снятия части санкционных рисков.
Криптоответ санкциям
В начале апреля министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Глазьев заявил о том, что России нужно срочно легализовать использование цифровых валют для международных расчетов, поскольку бизнес в любом случае будет вынужден использовать их для обхода санкций. С аналогичным предложением выступил депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин.
И наконец бизнес увидел в этом инструменте возможности для расшивки неплатежей в связи с блокировкой международных расчетов для российских банков. Об этом по сообщению РБК представители крупных компаний заявили на дискуссии в рамках комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. В частности, по информации РБК представитель компании «Северсталь» Менеджмент» Глеб Худанов предложил разработать нормативно-правовую базу для обращения криптовалют на территории России, разрешить отечественным юрлицам покупать, продавать и обменивать их, а также использовать в качестве расчетов. Как заявил входе осуждения директор департамента электронного бизнеса банка СКС Евгений Маркин, запрос от бизнеса на расчеты в криптовалютах действительно есть: «Мы не хотим рассчитываться в долларах и евро, другие страны не хотят принимать рубли. Почему нельзя использовать криптовалюту в международных расчетах, если это правильно узаконить? Можно было бы на российской бирже покупать необходимый объем криптовалюты, оформлять паспорт сделки, переводить компании-контрагенту и получать товары или услуги».
Опрошенные «Эксперт-Уралом» участники рынка считают, что криптоиндустрия вполне успешно может минимизировать влияние санкций для российских компаний в части обеспечения расчетов.
— Такой потенциал имеется, и на самом деле многие экономические субъекты уже давно используют эти инструменты именно для этих целей, — говорит глава консультационного департамента HLB Vneshaudit Василий Кудрин.
По мнению финансового директора EMCD Станислава Акулинкина, потенциал криптовалют выходит далеко за пределы нивелирования санкционных ограничений:
— Технологии блокчейн раскрывают перспективы взрывного роста инноваций не только в финансах, но и в других сферах, включая государственное управление. Для усиления позиций России как одного из мировых лидеров криптоиндустрии необходимо в кратчайшие сроки создать нормативно-правовую базу и внести изменения в действующее федеральное законодательство.
— Легализация криптовалюты позволит регулировать денежные потоки, — соглашается эксперт в сфере криптовалют Валерия Винокурова. — Это позволит государству получать доход с помощью банков, которые в потенциале могут продавать криптовалютные активы аналогично тому, как продают доллары и евро, государство получит налоги от прибыли, которые будут платить игроки криптовалютного рынка. Для этого необходимо подготовить законопроект, который четко прояснит правила для всех участников криптовалютного рынка.
Шанс на майнинг-лидерство
Начать же предлагается с майнинга. По некоторым оценкам, на начало 2022 года в России уже добывается 12% от общего объема криптовалют, это 3-е место в мире по майнингу после Казахстана и США. Как передает РБК, член рабочей группы Госдумы по вопросу законодательного регулирования криптовалюты Андрей Луговой в интервью «Парламентской газете» заявил, что Россия может стать лидером по майнингу криптовалют. И этим движения законодателей не ограничились.
В конце апреля группа депутатов от партии «Новые люди» внесла в Госдуму законопроект «О майнинге в РФ». Авторы законопроекта предлагают рассматривать майнинг как деятельность с использованием объектов российской информационной инфраструктуры (доменных имен, сетевых адресов и так далее) и пользовательского оборудования, размещенного в РФ. Результатом этой деятельности становится создание цифровой валюты. Под майнинг-пулом понимается программно-аппаратное обеспечение, которое осуществляет объединение вычислительных мощностей нескольких вычислительных устройств, предназначенных для майнинга и распределения полученной цифровой валюты между владельцами этих устройств.
Эксперты связывают столь пристальное внимание к майнингу с тем, что на этой базе можно построить замкнутый контур, в котором будут выполняться все требования налогообложения и ПОД/ФТ. По мнению авторов телеграмм-канала «Записки на рукавах» модель может работать образцу старательских артелей: майнеры регистрируют кошельки, государство скупает все намайненное и меняет на фиатные активы на внутреннем и внешнем рынках.
Игрокам рынка такая модель, конечно, не нравится, они хотели бы иметь максимальное количество свободы.
— Речь о законодательном регулировании майнинга, поэтому эта отрасль в России не сможет работать полностью свободно. Кроме того, ряд санкций коснулся и российских майнинговых пулов, так что и эта сфера оказалась под давлением. Так что пока негативных факторов для развития майнинга в России больше, чем позитивных. Задача вывода страны в лидеры майнинга может быть решена, если бы майнеры могли работать в России без каких-либо ограничений, не платить налоги, не отчитываться, никак не регистрировать себя, при этом майнеры могли пользоваться особыми преференциями при потреблении электроэнергии, — высказывает пожелания эксперт криптобиржи StormGain Дмитрий Носков.
Понятно, что, это иллюзии, если государство решится на легализацию рынка, оно возьмет его под контроль. При этом все соглашаются, что в России есть ярко выраженные конкурентные преимущества для майнинга.
— Это профицит электроэнергии, ее невысокая стоимость, холодный климат, подготовленные технологическая база и кадры, — перечисляет Станислав Акулинкин. — В случае принятия закона о майнинговой деятельности, отражающего интересы участников рынка, Россия сможет усилить свои позиции на мировом рынке.
Василий Кудрин настаивает на ускоренном принятии нормативной базы.
— Россия из-за неуверенной позиции регулятора уже упустила 5 — 7 лет возможностей в этой области, однако перспективы извлечения существенных выгод от майнинга криптоактивов еще имеются. Страна имеет для этого самые благоприятные в мире предпосылки и условия, богатые природные и энергоресурсы и это не только углеводороды, но и гидро-, атомная электроэнергия, приливной потенциал, масштабность территории, налаженная энергосеть, профессионализм технологических кадров.
Три «кита» криптоинустрии
По мнению Василия Кудрина, задача использования этого потенциала может быть достигнута исключительно при быстром профессиональном принятии решений на самом верхнем уровне:
— Эти решения должны быть направлены на максимальную легализацию и создание благоприятных, стимулирующих условий для майнинга криптовалют и поощрения энергетических компаний, выделяющих соответствующие мощности. Необходим запуск государственной программы развития майнинга в целях накопления и формирования резервов криптоактивов под поддержку цифрового рубля. Данные решения должны быть приняты в течение дней, а не после месяцев дискуссий.
Пока же официальная позиция ведомств очень осторожная. К примеру, по информации РИА Новости, на предложение Антона Горелкина первый зампред Банка России Ксения Юдаева заявила, что использование криптовалют для обхода санкций, в особенности в части платежей на большие суммы, невозможно. Премьер-министр Михаил Мишустин, выступая с отчетом о работе кабмина в Госдуме также высказался против признания криптовалют платежным средством в России.
Но, пожалуй, главным препятствием является жесткая позиция финансового регулятора. Ведомственная дискуссия о функционале криптовалют началась еще до специальной операции. ЦБ настаивает на запрете обращения криптовалюты в России, позиция Минфина чуть мягче, его законопроект предполагает возможность законодательного урегулирования инвестиций в криптовалюты, но их использование как средства платежа все равно не допускается.
Дмитрий Носков рассчитывает, что позиция Минфина окажется сильнее:
— В целом моменты по регулированию рынка, прописанные в представленном Минфином законопроекте, выглядят разумно и относительно мягко. Так что его принятие будет скорее позитивным фактором для всего рынка.
Василий Кудрин между тем считает, что сейчас требуются более продвинутые решения, соответствующие запросам не только представителей криптоиндустрии, но и крупного бизнеса, в том числе в части разрешения криптоплатежей в международной торговле и торговом финансировании: «Неуверенная позиция ведомств может привести к потере возможностей для государства, экономики страны и ослаблению государственных институтов».
Преподаватель практик программы Цифровая экономика ИМЭБ РУДН Виктор Дорохов не настроен оптимистично в части сроков решения вопроса, учитывая российскую практику ведения дискуссии на тему «как быть с криптой»:
— Эта дискуссия различными органами и институтами у нас в стране ведется со времен первого масштабного интереса к рынку в 2017 году. Мы видим постоянное чередование риторики от «запретить» до «легализовать и попробовать все мирно». Сейчас принята дорожная карта вице-премьеров Виктора Чернышенко (дорожная карта и включает в себя ключевые шаги в направлении регулирования цифровых валют до конца 2022 года, ред. ), и это опять из серии «что обсудить, чтобы к концу года у нас было понимание, что делать дальше».
Виктор Дорохов говорит, что, с одной стороны, жесткую позицию ЦБ понять можно:
— Криптовалюты, добытые майнингом, попадают в экономику страны через конвертацию банками и обменниками. Но, с другой стороны, можно разработать законопроекты по налогообложению майнинговой деятельности, при этом не отпугивая игроков, а также отслеживать все транзакции после добычи криптовалют и попадания ее в рынок. Биткоин псевдоанонимен, в этом случае отслеживать можно, сколько, от кого, куда, когда. В отношении других доходных для майнинга криптовалют нужны инициатива, технологическое решение, реализация и интеграция.
Эксперт уверен, что российская криптоиндустрия может стать мощным драйвером экономики, если мотивировать игроков оставаться и развиваться в России, помогать им создавать рабочие места:
— Нужно разрабатывать в диалоге систему налогообложения, если идти по принципу «брать силой», может оказаться дорого и малоэффективно. Я убежден, что ни в коем случае нельзя вводить налоги на владение криптовалютами. Пока, согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровых валютах» и ГК РФ, криптовалюта у нас — это имущество, специальные классификации тут не нужны, вычисление станет экономически неэффективным. Майнинг, стартапы и торговля — вот «три кита» криптоиндустрии.