Рынок почти «уговорил» ЦБ снизить ставку на плановом заседании 10 июня
В пользу снижения ключевой ставки 10 июня говорят стремительно падающая инфляция, остановка кредитования и сжатие ВВП.
10 июня на плановом заседании совет директоров Банка России будет рассматривать значение ключевой ставки. После резкого роста индикатора 28 февраля с 9,5% до 20% регулятор уже трижды снижал ставку: с 20% до 17% 8 апреля, затем 26 апреля с 17% до 14%. Последний неожиданный шаг ЦБ сделал 26 мая, снизив ставку с 14% до 11%. Напомним, что это было сделано с целью остановить чрезмерное укрепление рубля.
На этот раз в стане аналитиков доминирует уверенность в том, что регулятор пойдет на еще одно снижение ставки.
В пользу этого говорит главный аргумент — динамика инфляции.
«Никогда в российской истории майская инфляция не была такой низкой. За месяц рост цен составил лишь 0,12%, что означает в годовом выражении 17,1%, предыдущий рекорд фиксировался в 2020 году, когда инфляция составляла в месячном исчислении 0,27%», — пишут аналитики канала MMI.
Эти данные не стали сюрпризом, а вот последние недельные данные, по мнению авторов канала, любопытны: с 28 мая по 3 июня было зафиксировано символическое снижение индекса потребительских цен на 0,01%, то есть рост цен в первые 3 дня июня был нулевым, а годовой показатель снизился до 17%: «Это явная заявка на снижение ставки ЦБ до 9,5%», — считают авторы канала.
Руководитель направления инвестиционной аналитики банка «Ренессанс Кредит» Роман Чечушков полагает, что регулятору больше нет необходимости держать высокую ставку:
— Стремительное повышение ставки ЦБ в феврале было необходимо для удержания уровня фондирования российских банков, нужно было остановить отток средств населения с банковских депозитов, который составил 1,2 трлн рублей. Сейчас ситуация с вкладами постепенно стабилизируется, приток рублевых вкладов населения в апреле составил 1,3 трлн рублей, практически полностью компенсировав совокупный отток в феврале-марте.
В пользу снижения ставки, по мнению главного аналитика ПСБ Дмитрия Монастыршина, говорят и другие факторы, которые ЦБ принимает во внимание при определении уровня ключевой ставки:
— Оборот розничной торговли в апреле упал в годовом исчислении на 9,7%, ВВП снизился на 3%. Спад в экономике и снижение потребительской активности выступают дезинфляционными факторами, учитывая которые ЦБ может активнее снижать ставку. Дальнейшее снижение ключевой ставки могло бы активизировать кредитование, поддержать потребительскую и инвестиционную активность.
С момента последнего заседания ЦБ прошло меньше двух недель, при этом статистика в целом соответствует ожиданиям, поэтому Дмитрий Монастыршин на заседании 10 июня ждет снижения ставки с относительно небольшим шагом до 10% — 10,5%.
По мнению Романа Чечушкова, предположение о снижении ключевой ставки на заседании 10 июня основано еще и на риторике самого регулятора:
— Банк России заявил, что не планирует любыми методами снижать инфляцию, так как это помешает адаптации бизнеса к структурным изменениям в экономике. Существенное падение объемов кредитования, которое мы наблюдаем, негативно отражается на финансовой устойчивости российских банков, прибыли от операционной деятельности. Так, необеспеченное потребительское кредитование сжимается второй месяц подряд, в апреле, по предварительным данным, сокращение составило 1,8%, в марте 1,9%. Еще значительнее в апреле сократилось жилищное кредитование, объем предоставленных кредитов за месяц снизился на 70,6% г/г до 161,9 млрд рублей с 521,5 млрд месяцем ранее.
Роман Чечушков полагает, что, учитывая эти факторы, Банк России на заседании 10 июня снизит ключевую ставку до 10%.
— Банк России не может не отреагировать на укрепление рубля, — приводит другой аргумент старший аналитик ГК Forex Валерий Полховский. — Сейчас курс слишком крепок по отношению к доллару и евро. Такой высокий курс национальной валюты вредит развитию российской экономики. Ранее регулятор поднимал ставку для того, чтобы ограничить ослабление рубля, но сейчас эта задача уже не актуальна.
По мнению Валерия Полховского, совет директоров пойдет на понижение ставки до 10%: «И хотя, по нашему мнению, это не очень существенное снижение, оно все же будет последовательным шагом в деле постепенного сокращения ставки».
На среднесрочном горизонте Дмитрий Монастыршин ожидает замедления инфляции и снижения ставки: «По нашим прогнозам, в 2023 году инфляция снизится до 8 — 9% г/г, ключевая ставка при такой инфляции может быть около 9%».
— Учитывая довольно резкую смену траектории ДКП за последние два месяца, мы ожидаем стабилизацию ключевой ставки на уровне 9 — 11% в течение 2022 года и 8 — 10% в 2023 году, — так видит будущее движение индикаторов Роман Чечушков. — Более мягкая денежно-кредитная политика может иметь негативные последствия в виде роста инфляции из-за наращивания денежной массы в экономике. Таким образом, мы ожидаем инфляцию в районе 18 — 19% в 2022 году и 6 — 8% в 2023 году.
По мнению Валерия Полховского, после понижения ставки до 10% ЦБ, скорее всего, в дальнейшем не будет совершать резких действий: «Максимум он понизит ставку до 8 — 9% до конца текущего года, но это в том случае, если не будет каких-то геополитических потрясений. Инфляция по итогам года может сложиться на уровне 18 — 20%, в 2023 году при позитивном развитии событий она замедлится до 8 — 10%».
Единственный из опрошенных нами экспертов, который считает, что регулятор 10 июня оставит ставку на прежнем уровне, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко:
— Не разделяю спекулятивных ожиданий игроков относительно снижения ставки до 10%. Не ожидаю изменения ставки до осени, в случае отсутствия внезапных предпосылок для этого. Все значимые решения Банк России принял в мае, дополнительной настройки монетарной политики, на мой взгляд, не требуется. Даже среднесрочные прогнозы сейчас могут быть не надежными, поэтому конкретный уровень ставки в конце года сейчас сложно назвать. Это будет во многом зависеть от инфляционного давления на экономику. Если удастся сбить инфляцию, ставка будет снижаться. Но, на мой взгляд, сейчас больше вероятность того, что инфляция возобновит рост в 4 квартале после замедления в летний сезон.