20.02.2015

Проекты ХХI века: стан-5000

Проекты ХХI века: стан-5000

Строительство крупных трубопроводов, в том числе в обход Украины — по морскому дну, стало толчком к масштабной модернизации черной металлургии на Урале и появлению здесь самого мощного в Европе стана-5000

2000 год стал определяющим для будущего черной металлургии Свердловской и Челябинской областей. Тогда Газпромом мысленно поставил крест на планах вместе с компанией Евраз построить близ Нижнетагильского меткомбината завод по производству труб большого диаметра (ТБД) и стан-5000 по выпуску для них сверхширокого (до пяти метров) металлопроката. Комбинату этот проект дал бы мощный технологический рывок (лишь 30% его продукции на тот момент относилось к высокотехнологичной). Но газовики (а именно прежний глава Газпрома Рем Вяхирев считается одним из инициаторов проекта) не давали Евразу подтверждения гарантий фьючерсного контракта на поставки ТБД. Без них западные финансовые институты отказывались открывать кредитную линию. Реанимировать «больного» с подачи местных властей пытались еще несколько лет, пока терпение акционеров Евраза не иссякло и они официально не свернули проект.

В тактике они были правы: рынок сбыта на тот момент был минимален и почти не развивался, а возможности для инвестиций ограничены. Но в стратегии проиграли.

— Эти ребятишки проспали золотой проект, — заявлял с досадой прежний глава Свердловской области Эдуард Россель.

В 2006 году российские трубники забили во все колокола: начиналось строительство магистрального газопровода «Северный поток» и нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (крупнейшие в стране), требовались ТБД с особыми техническими характеристиками, а российские металлургии не способны были производить металлопрокат для них необходимого качества. Продукция единственного на тот момент стана-5000, построенного на мощностях «Северстали» еще в СССР, для этого не подходила по качеству. Транснефть и Газпром предъявили очень жесткие требования к ТБД, в том числе по химическому составу. Под них подходил лишь импортный штрипс, и то с некоторыми допущениями «по химии». Да и мощностей единственного стана в стране было явно не достаточно.

— России нужен хотя бы один нормальный стан 5000 мощностью 1 млн тонн в год, — заявлял топ-менеджер ТМК Сергей Билан.

На кону стояли миллиарды долларов. Только за один год Газпром и Транснефть должны были потратить на ТБД до 1,5 млрд! Из них не менее половины пришлось бы на поставщиков толстого листа. Если не отечественного, так импортного.

Но задача построить «пятитысячник» — не из простых. Для производства листа гигантских по ширине размеров требовалось непропорционально сильно увеличивать оборудование. Оно и стоит дороже, чем для традиционных прокатных станов, и располагаться должно на большой ровной поверхности. Это делает строительство цеха сверхширокой листопрокатки сложновыполнимой и дорогой задачей. Для листа шириной до 5 метров и длиной до 18 метров требуются соответствующие вальцы, машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) и иное вспомогательное оборудование. Кроме того, к ТБД предъявляются очень жесткие требования по составу и качеству стали, значит сталь, которая обычно варится в мартенах, конвертерах и электропечах, не подойдет — потребуются еще и сталеплавильные мощности.

Таким образом цех стана-5000 сравним с отдельным метзаводом, в том числе по инвестициям — около 1,5 млрд долларов при строительстве с нуля. Прибавьте к этому проблемы с перевозкой широкого листа (в обычные вагоны он не вмещается) и применением (только для ТБД, корпусов сверхкрупнотоннажных судов, уникальных крупных мостов). Мировой опыт подсказывал — наибольшая отдача от стана достигается, если он расположен в непосредственной близости от следующего передела — «через стенку» от потребителя, либо в портовых зонах.

Сподвигнуть российских металлургов на такое безумие смогла благоприятная конъюнктура. Сначала цены на нефть начали рекордный рост, затем лавинообразно подорожал прокат. Стало ясно: кто первый возьмется за дело, сможет легко привлечь инвестиции и быстро их окупить.

Уже к концу 2006 года Объединенная металлургическая компания (ОМК), УК «Металлинвест», Евраз, Магнитогорский меткомбинат (ММК, Челябинская область) и Северсталь заявили о намерении построить четыре новых стана-5000 и реконструировать существующий. Борьба за доходы от трубы грозила перерасти в бойню: заявленных мощностей было в 2,5 раза больше, чем требовалось.

Победителями из этой гонки вышли только двое. Прогнозировали, что это будет ОМК и Металлинвест. Первая сама производила ТБД и нуждалась в сырье, вторая успела заключить соглашение о намерении с SMS Demag (Германия, основной поставщик оборудования на этом рынке) и получить гарантии немецких банков на проектное финансирование.

Но вышло иначе. Глава ММК Виктор Рашников вовремя поймал момент и пошел на пролом, построив с нуля первый в России стан-5000 на кредиты государственных банков. ОМК смог это сделать лишь в конце 2011 года. И больше никто в России (не считая модернизации мощностей Северстали).

У Магнитки получился настоящий гигант. О его масштабах можно судить даже по занимаемой площади: 130 тыс. квадратных метров или 20 футбольных полей под одной крышей! Чтобы разместить стан длинной 1,2 км, на ММК демонтировали почти 150 административных и производственных помещений, две подстанции, перенесли водные и паровые сети.

Основа уникального комплекса — оборудование все того же SMS- Demag. Главное —клеть с максимальным усилием прокатки 12 тыс. тонн. Самая мощная в мире. Производительность стана — около 1,5 млн тонн в год. Самая большая среди аналогичных в Европе. Мощнее только в Японии, Китае и Южной Корее. Потребовалось построить новую МНЛЗ за 170 млн долларов. На момент запуска она почти не имела аналогов в мире ни по характеристикам, ни по мощности (1,8 млн тонн слябов в год).

Уникальность комплекса — в возможности выпускать прокат классом прочности до Х100 — Х120, который может выдерживать чрезвычайно низкие температуры и агрессивную среду морского дна, использоваться как в нефтегазовой отрасли, так и судо-, мосто- и машиностроении.

ММК запустил свой «пятитысячник» в самый разгар кризиса — летом 2009 года. Строительство заняло чуть меньше трех лет. В компании тогда заявляли: экономический кризис позволил ММК сэкономить на строительстве стана-5000. Планировали потратить 43 млрд рублей, фактическая смета не превысила 39 млрд рублей.

— Эффект экономии дало удешевление строительных материалов в кризис. Значительная часть рабочих, занятых на строительстве новых мощностей, была привлечена в рамках программы общественных работ, — пояснял отвечавший за капитальное строительство Валентин Антонюк. — Комбинат получил возможность вложить сэкономленные средства в строительство других объектов.

Скорой реализации проекта помогли крепкие связи с потребителями. На момент его запуска у ММК уже были предварительные договоренности с ТМК и ЧТПЗ, соглашение о стратегическом сотрудничестве с Газпромом именно по производству труб большого диаметра. Может, не обошлось без поддержки со стороны властных персон федерального уровня. Присутствовавший на официальной церемонии открытия президент РФ Владимир Путин назвал запуск стана-5000 «красивым шагом Магнитки».

Окупить вложения ММК рассчитывал примерно за 6 — 7 лет, распределив почти поровну поставки между заводами группы ЧТПЗ, ТМК и потребителями из других отраслей.

Но мегапроект не раз выходил ММК боком. По информации трубников, сначала магнитогорские металлурги полтора года налаживали и откатывали технологию и качество: прокат выходил то бракованный, то не соответствовавший прочностным характеристикам. «У японских компаний стан-5000 и трубоэлектросварочный цех находятся в пределах одной промышленной площадки. Это дает возможность управлять «сквозной» технологией и, соответственно, качеством. Российским металлургам сложнее», — поясняли в РосНИТИ.

Затем в заказах нефтегазовых монополистов произошел провал и загрузка «пятитысячника» упала до 50%. Встал вопрос о диверсификации портфеля: нужно было найти новых клиентов в таких секторах, как судо-, мосто- и тяжелое машиностроение.

Эффект от вложенных инвестиций ММК в полной мере ощутил в 2014 году. На фоне снижения производства по большинству стальной продукции комбината, выпуск толстого широкого листа вырос на 9% (до 924 тыс. тонн). Спрос на него стал одним из факторов, который удержал комбинат от падения объемов производства. Как пояснили в пресс-службе ММК, это стало возможным за счет роста заказов трубной отрасли, в первую очередь для реализации проектов «Сила Сибири» и «Южный коридор».

Сегодня стан-5000 открывает компании новые возможности. ММК совместно с Волжским трубным заводом и РосНИТИ разработал технологию производства листового проката для труб, которые должны пересекать зоны активных тектонических разломов в районах повышенной сейсмической активности и вечной мерзлоты. Первые трубы из нового металла успешно прошли полигонные испытания «Газпром ВНИИГАЗ».

Материалы по теме

Оттолкнувшись от трубы

ЧТПЗ и ММК будут осваивать новые марки листового проката и труб

На ММК завершена реконструкция сероулавливающей установки

Аглофабрика одобрена

3,8 млрд рублей ММК инвестирует в природоохранную деятельность

Труба в Европу