Не делайте селфи при вакцинации
Называя глупцами тех, кто медлит с прививкой от коронавируса, призывая к тотальной вакцинации, мы можем спасти население, но убить человека
Вот только не надо записывать меня в ковид-диссиденты. Я рвался привиться «Спутником» еще год назад, когда федеральные телеканалы отрапортовали о его регистрации Минздравом России, а результаты исследований первой российской вакцины были опубликованы в авторитетном медицинском журнале «The Lancet». По понятным причинам в районной поликлинике, где я ежегодно прививаюсь от гриппа, на тот момент «Спутника» не оказалось. Не завезли его к нам и в конце прошлого года, когда телеканалы уже вовсю трубили о начале вакцинации «Спутником» населения Аргентины и Белоруссии. А в январе этого года неуловимая отечественная вакцина мне уже не понадобилась: пресловутые антитела мой организм выработал самостоятельно после перенесенного ковида.
Как добропорядочный гражданин и пациент, решил привиться от ковида через полгода после перенесенного заболевания, искренне надеясь, что уж за это время проблема вакцинного дефицита решена. Какой там. В поликлинике вели запись на полтора месяца вперед, в торговых центрах очередь на вакционацию начиналась от уличного входа (есть свободные полдня — пожалуйста, приноси пирожки, термос с чаем, раскладушку и вакцинируйся в порядке живой очереди). Этим летом стал свидетелем даже уличной очереди на вакцинацию... в приемной одного из городских депутатов. Народ там проходил предварительную консультацию у специалистов в разбитой возле приемной медицинской палатке. Раньше такую картину можно было увидеть в деревнях слаборазвитых стран Африки, а теперь и в российских мегаполисах. Депутат, конечно, молодец. Тут для себя-то не знаешь, как вакцину достать, а этот сотни аборигенов-избирателей осчастливил. Надеюсь, не физраствором.
В итоге я все-таки привился, как и большинство моих коллег по работе. Обидно что на этом фоне чиновники от медицины разводят руками и качают головами: дескать, что за народ — мы его и кнутом, и пряниками, а он, сволочь, не прививается, портит нам всю статистику, позорит страну перед мировым сообществом. Российские регионы живут совсем в иных реалиях. Как сообщил в августе «Интерфакс», аппарат уполномоченного по правам человека в Свердловской области получает жалобы на сложности с записью на прививку от COVID-19. По словам регионального омбутсмена Татьяны Мерзляковой, в Свердловской области «не исчерпаны возможности добровольной вакцинации». «Пока у нас не идет даже речи о принудительной вакцинации, и, я думаю, что не пойдет никогда, потому что мы этот уровень добровольцами займем», - цитирует Мерлякову «Интерфакс». Сказано суконно-казенным языком, но картина ясная: большинство граждан согласны вакцинироваться, а чиновничьи заявления с угрозами принуждения лишь прикрывают сохраняющийся дефицит «Спутника» и других отечественных вакцин от ковида.
Ходило много версий по поводу того, почему так долго тянул с личной вакцинацией Владимир Путин (первый компонент вакцины от коронавируса ему поставили лишь в конце марта этого года, второй — в середине апреля) и почему не сделал это публично. Да все же просто: пример укола Самого побудил бы миллионы россиян обратиться в поликлинику за прививкой. А где же на всех взять столько вакцин? Проще ссылаться на невежество российских граждан, которые верят фейкам, распространяемым про «Спутник» злобными ковид-диссидентами. Якобы потому у нас и показатели вакцинации ниже многих других стран.
В рамках этой чиновничьей логики выстраивается и общенациональная пиар-кампания по вакцинации: «Народ, ты чего? Опомнись, иди и уколись!». Вот уже подключилась и тяжелая артиллерия. В июне этого года известный врач, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль (тот самый, который год назад заявлял, что коронавирус «фактически не намного страшнее, чем грипп») поддержал идею обязательной вакцинации от коронавируса. «Необходимо от слов переходить к делу. И я поддерживаю тех, кто или секторально, или целиком предлагает сделать вакцинацию обязательной», — приводит его слова канал «360».
Интернет, телевидение, уличные биллборды сегодня полны призывов отринуть сомнения и вакцинироваться от ковида. Столь необходимая стране информационно-разъяснительная кампания обернулась очередной кампанейщиной, по сути, политическим пиаром. Уловить разницу просто. Primum non nocere (дословно: «прежде всего — не навреди») главнейший принцип медицинской этики. Целебное средство, поднявшее на ноги одного пациента, способно убить другого. В силу особенностей любого живого организма универсальных методов лечения и профилактики не существует. Вот почему в п. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» говорится: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов...».
Медик, призывающий вакцинироваться без всяких оговорок, а тем более призывающий к принудительной вакцинации, перестает быть медиком по определению. Потому что в лучшем случае он думает об абстрактном большинстве, которое в процессе вакцинации выживет и укрепит здоровье, хотя обязан заботиться о конкретном организме. Между тем, к противопоказаниям по вакцинации «Спутником» относят: острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний, гиперчувствительность к другим препаратам, содержащим похожие вещества. Также медотвод должен получить тот, у кого ранее после прививки возникали анафилактический шок или отек Квинке. Отмечу, что перечень противопоказаний обновляется, поэтому врачам, которых проходят пациенты перед вакцинацией от ковида, весьма сложно дать квалифицированную консультацию. Да и сам процесс такой консультации весьма сомнителен: при моем трехминутном осмотре врачиха умудрялась задавать мне вопросы, хохотать с коллегой и разговаривать по телефону.
Я привился, но никого не уговариваю и ни к чему не призываю. Не сделал селфи при вакцинации и не считаю глупцами тех, кто до сих пор ходит без укола. Это их организм и их выбор.