Горизонт возможностей
Кредитный портфель юридических лиц после двухлетнего околонулевого колебания по итогам 2017 года показал существенный прирост (7%), однако, как и в прошлые годы, в основном он пришелся на банки с госучастием (9%) и крупнейшие частные (10%). О тенденциях развития банковского сервиса для крупного бизнеса мы разговаривали с управляющим директором, начальником управления по работе с крупными компаниями Райффайзенбанка Дмитрием Срединым.
Слабые импульсы
— Какие тенденции развития экономики в целом, отдельных отраслей и секторов учитывает ваш банк в своей кредитной политике?
— Конечно, мы смотрим на общеэкономические тенденции. Мы видим, что за прошлый год ВВП РФ вырос только на 1,5%, и предполагаем, что в 2018 году экономика вряд ли сможет быстро ускориться.
Для нас имеют значение в том числе факторы роста в промышленности, запас которых, по нашему мнению, в 2018 году остается небольшим. Важно понимать возможности роста тех или иных отраслей. Так, мы видим, что точкой роста может стать легкая промышленность, ориентированная на внутренний спрос, тогда как, например, нефтегазовый сектор будет в отстающих из-за продолжения действия соглашения ОПЕК+.
— Довольно сложная ситуация и в отраслях, ориентированных на конечного потребителя. Ваш прогноз движения этого индикатора?
— На наш взгляд, основным сдерживающим фактором для потребительских расходов является слабая динамика реальных располагаемых денежных доходов, которые падают с конца 2014 года. Мы полагаем, что улучшить ситуацию поможет индексация зарплат в бюджетном секторе, намеченная на этот год.
— Какова отраслевая структура кредитного портфеля крупным клиентам Райффайзенбанка, как изменились потребности этой категории клиентов в банковском обслуживании?
— Кредитный портфель Райффайзенбанка на Урале отражает специфику региона — около половины объема выданных кредитов приходится на предприятия, связанные с металлургическим комплексом, около 30% — на компании из сектора потребительских рынков, 10% — транспорт и грузоперевозки.
Сейчас предприятия выбирают банки по принципу — «дешево» и «надежно», а уже потом «универсально» и «сервисно». Крупные клиенты тщательно отслеживают изменения ключевой ставки и ожидают изменения и прайсинга на привлекаемое финансирование. Сегодня конкуренция между банками вновь сконцентрировалась вокруг стоимости кредита, хотя еще некоторое время назад цена не являлась ключевым фактором при выборе банковского продукта.
Крупный бизнес, помимо классического кредитования и расчетно-кассового обслуживания, интересуется автоматизированными инструментами управления ликвидностью, с помощью которых можно управлять денежными потоками из головной структуры холдинга или группы компаний. Компании также активно используют платформы по проведению конверсионных операций — на них можно разместить временно свободные средства на максимально гибких условиях, осуществлять конверсию с минимальной разницей по отношению к биржевому курсу.
Инструментарий поддержки
— В чем заключаются стратегии компаний в текущей экономической ситуации, какие бизнес-задачи они чаще всего решают?
— Крупные игроки, успешные в своих отраслях, не снижают потребности как в пополнении оборотных средств, так и в инвестиционных деньгах. Если в 2015 — 2016 годах компании больше рассматривали варианты финансирования на оборотные средства, то в прошлом году, поняв, что рынок вряд ли будет другим в ближайшие годы, начали возобновлять заявки на инвесткредитование. В частности, кредиты берутся на покупку оборудования, приобретение необходимых для бизнеса объектов недвижимости, расширение самого бизнеса, в том числе за счет сделок M&A.
Индивидуальные решения
— Наверняка банк пересмотрел подходы к оценке заемщиков в период экономического спада. Есть сегменты, к которым банк относится критически?
— Мы достаточно осторожно смотрим на коммерческую и жилую недвижимость. Экономический анализ показывает, что есть определенные основания не увеличивать объем кредитования в этом секторе. При этом мы смотрим с большим оптимизмом на сектор потребительских товаров, телекоммуникаций, ряд добывающих отраслей. Конечно мы оцениваем не только отраслевые факторы, но и параметры бизнеса конкретного потенциального заемщика. В конечном итоге решение принимается исходя из его финансового состояния, качества корпоративного управления, планов развития. Такой комплексный анализ позволяет понять, как развивается бизнес и сможет ли компания обслуживать кредит. Даже в проблемных секторах экономики есть заемщики, с которыми мы с удовольствием сотрудничаем, потому что там работает команда профессионалов. Нам комфортно давать таким партнерам деньги.
— Приведите примеры интересных сделок, реализованных в последнее время.
— В ноябре прошлого года мы подписали кредитное соглашение с мировым лидером алмазодобывающей отрасли — компанией «АЛРОСА» на сумму 350 млн долларов США со сроком погашения в декабре 2018 года. Компания привлекла средства для рефинансирования кредитного портфеля.
Кроме того, мы закрыли довольно интересную и сложную сделку по финансированию транспортно-логистической группы «Дело» на сумму более 84 млн долларов США. Сделка структурирована в виде бивалютного кредита с траншами разной срочности. Средства были выделены для рефинансирования текущей задолженности компании и финансирования строительства причала в порту Новороссийск.
В декабре прошлого года наша дочерняя компания «Райффайзен-Лизинг» и «Тюмень Водоканал» заключили первую сделку в России по передаче в лизинг системы водоснабжения и водоотведения. Сумма финансирования на срок семь лет составила 655,8 млн рублей. Эта сделка — наш первый шаг по реализации такого социально значимого в масштабах всей страны проекта. Мы видим большой потенциал для дальнейших инвестиций в крупные инфраструктурные программы ЖКХ.