Что заставило Банк России агрессивно снизить ключевую ставку
Несмотря на проинфляционные риски, ЦБ пошел на резкое снижение ключевой ставки. Это поддержит бизнес, кредитование и рынок недвижимости, но может разогнать инфляцию
Рынок до сих пор в шоке от столько резкого шага вниз по ключевой ставке. 22 июля ЦБ снизил ее с 9,5% до 8%. В рамках изначального консенсус-прогноза индикатор по оценкам аналитиков должен был снизиться на 50 базисных пунктов. Правда, когда вышли данные о заметном снижении инфляционных ожиданий населения, аналитики уже допускали шаг вниз и на 75, и 100 б.п. Но таких решительных действий от регулятора ожидал ни один эксперт.
— Банк России удивил не только нас, но и весь финансовый рынок. «Я не встречал в прогнозах экономистов ожидания столь агрессивных действий регулятора», —написал в своем обзоре старший вице-президент офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Юрий Тулинов.
— Это пятое подряд снижение ключевой ставки, а с максимальных значений этого года она снижена уже на 12 п.п., — напоминает в своих материалах руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Основным фактором послужила крайне позитивная динамика инфляции, считает главный аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
Данные о снижении цен поступали давно, но аналитики не видели оснований для устойчивого тренда раньше, не просматривается он и сейчас. Станислав Мурашов говорит, что значительную часть дезинфляционных тенденций обеспечивают временные факторы, например дешевеющие фрукты и овощи, а также коррекция цен на широкий круг товаров после скачкообразного их подорожания в первые недели кризиса.
А вот ожидания ЦБ по инфляции заметно улучшились с предыдущего заседания по ключевой ставке. На июньском заседании регулятор говорил, что ждет инфляцию на конец года на уровне 14%-17%, тогда как сейчас его прогноз находится в диапазоне 12-15% г/г.
— По всей видимости, столь активное смягчение политики призвано было сократить разрыв между новым и старым пониманием ситуации с инфляцией, — предполагает Станислав Мурашов.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой ключевую роль в решении ЦБ сыграло именно заметное снижение не самой инфляции, а инфляционных ожиданий в июле с 12,4% до 10,8%.
Есть вероятность, что регулятор сделал столь резкий шаг из-за необходимости поддержки бизнеса. Многие экономисты уже давно говорили о том, что плавное снижение ставки в текущих условиях не работает. В частности на это указывал руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМКАП) Дмитрий Белоусов, выступая в мае этого года в Тюмени: « Ставка снижается, но правда есть вопрос: правильно ли снижать ее мелкими шажками или не лучше ли обвалить и держать? На наш взгляд, эффективнее второй вариант, потому что, иначе бизнес время думает так: лучше я возьму кредит завтра, авось ставка будет поменьше»
Сейчас у компаний появляется основа для среднесрочного планирования.
Правда в отношении потребительского кредитования реакция не столь однозначна. По мнению Ольги Беленькой, с одной стороны, решение ЦБ может способствовать ускорению роста кредитования, что в свою очередь может поддержать спрос на недвижимость и товары длительного пользования. Но при этом есть риски резкого изменения поведения населения от накопления к потреблению: «А это может быстро разогнать спросовую инфляцию, как это было в период пандемии после отмены локдаунов».
Юрий Тулинов полагает, что ключевым бенефициаром от неожиданного решения ЦБ станут кредитные продукты, в частности, ипотека, которые будут выдаваться по более низким ставкам:
— Кроме того, создается отличное подспорье для Минфина в свете недавних комментариев о готовности возобновить первичные аукционы ОФЗ в сентябре.
На этот раз банки не стали раздумывать, процесс удешевления стоимости кредитных продуктов был запущен моментально, в этот же день 22 июля Альфа-Банк объявил о снижении максимальной ставки по кредиту наличными с 6, 9% до 5, 5%.
«После сегодняшнего решения регулятора ВТБ планирует снизить ставки по всей линейке кредитных продуктов, в том числе – жилищным кредитам, — также оперативно сообщила пресс- служба ВТБ. В частности, банк заявил о намерении синить минимальной ставку по ипотеке на 0,6 п.п. до 9,9% годовых.
Безусловно, стоит ожидать и снижения стоимости по вкладам, но в банках не видят оснований для оттока пассивов. В частности по информации Banki.ru в ВТБ считают, что период повышенных ставок для привлечения средств населения закончился, средняя доходность по краткосрочным депозитам стабилизировалась на уровне 7,6%.По оценкам банка разница между среднесрочными и краткосрочными депозитами уже существенно меньше 1%, в продуктовой линейке отдельных игроков ставки на эти сроки сравнялись. «Мы видим, что это стимулирует вкладчиков фиксировать текущие ставки на более длинные периоды, постепенно переходя к долгосрочным моделям сбережения, и в целом оттока средств с депозитов мы не прогнозируем», —цитирует пресс-служба банка заместителя президента-председателя правления ВТБ Анатолия Печатникова . В ВТБ считают, что по итогам 2022 года рынок классических рублевых сбережений вырастет на 18%, однако в связи со снижением ключевой ставки и, соответственно, доходности по депозитам темпы роста рублевых портфелей российских банков во втором полугодии замедлятся.
А вот национальная валюта на решительный шаг ЦБ по ставке проигнорировала, отмечает Юрий Тулинов:
— Курс рубля в моменте движим потоковыми факторами и даже снижение ключевой ставки на 150 бп оставил без внимания.
По мнению Ольги Беленькой в условиях капитальных ограничений это влияние является более длительным и опосредованным. На курс по всей видимости будут давить другие факторы, считает эксперт:
— Последние сигналы ЦБ и Минфина говорят о том, что модифицированное бюджетное правило может заработать уже скоро, и в этом случае ЦБ сможет возобновить валютные интервенции, покупая валюту для правительства, хотя выбор активов будет, по-видимому, ограничен валютами дружественных стран.
По мнению эксперта по всей видимости ЦБ будет вынужден в сентябре продлить те ограничения с наличной валютой, которые были введены в начале марта, поскольку нет оснований ожидать, что ситуация с поступлением наличной иностранной валюты изменится в ближайшем будущем.
Резкое снижение ставки привело и к пересмотру ее прогнозного значения к концу года. Новый прогноз ЦБ предполагает, что средняя ключевая ставка на этот год составит 10,5-10,8%, а с 26 июля до конца года индикатор среднего значения будет находиться в диапазоне 7,4%-8%.
На будущий год средний прогноз ключевой ставки снижен с 7%-9% до 6,5-8,5%. Ближайшее заседание ЦБ пройдет 16 сентября. По мнению Ольги Беленькой неопределенность ситуации и непредсказуемая динамика ее развития могут привести к реализации альтернативных сценариев, связанных как с дезинфляционными, так и проинфляционными факторами, что может прервать цикл снижения ставки и даже потребовать ее корректировки вверх.
Райффазенбанк по словам Станислава Мурашова ставит свой прогноз на пересмотр и руководствуется следующими аргументами:
— ЦБ продолжает допускать снижение ключевой ставки до конца года, фактически, его посыл на перспективу мало поменялся с прошлого раза. Как и раньше, регулятор жестко связывает свои будущие решения с характером динамики факторов, определяющих инфляцию, а это означает, что решение о смягчении не предопределено, даже если дезинфляция годовых темпов продолжится. В числе важных рисков по-прежнему остается дефицит импортных товаров, который может стать более явным по мере истощения запасов, а также снижение ставок по кредитам и депозитам, в результате чего потребительский спрос перестанет оказывать дезинфляционное воздействие. Пока, впрочем, ЦБ, судя по всему, не рассматривает эти факторы как базовый вариант развития событий, а потому, при прочих равных, стоит ждать и дальнейшего снижения ключевой ставки.
Юрий Тулинов, полагает, что при текущей риторике регулятора до конца года просматривается снижение ключевой ставки до 6%-6,5% годовых.