Бизнес призывает регулятора скорректировать стратегию денежно-кредитной политики
Рост ключевой ставки не позволяет сдержать инфляцию, но создает риски для экономики. Нужна широкая дискуссия и нынешней природе инфляции в России
Считаные дни остались до решающего заседания совета директоров по ключевой ставке 20 декабря. И чем ближе эта дата, тем острее дискуссия о последствиях жёсткости регулятора.
Последние данные динамики инфляции не дают надежд на смягчение денежно- кредитной политики. Рост цен в ноябре составил 1,43% м/м, годовая инфляция по итогам месяца выросла до 8,9% против 8,5% в октябре. Ноябрьская инфляция была максимальной с марта 2022 года. На 9 декабря рост цен достиг 9,3% в годовом исчислении.
Консенсус прогнозирует повышение ставки с 21% до 23%.
«Чтобы добиться ценовой стабильности, Банк России снова будет вынужден сильно повышать ключевую ставку. Тем не менее вероятность увидеть только 23% тоже есть. Правда такой сценарий, весьма вероятно, будет сопровождаться жестким сигналом о дальнейшем повышении ставки» , — считает инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган.
Но есть и предположения о более сильно повышении ставки. Так, после выхода последней статистики аналитики ПСБ подняли прогноз по инфляции на конец года с 9-9,5% до 9,5-10% и сместили прогноз пиковой ключевой ставки с 23% на 25%.
«Допускаем, что 20 декабря Банк России может как сразу поднять ставку до 25%, так и отложить повышение до этого уровня до февраля», — отмечают эксперты банка
Разговор о природе инфляции
Накал дискуссий между тем нарастает. Центробанк придерживается своей стратегии, убеждая общество в необходимости периода высоких ставок для сдерживания инфляции. Очередную порцию аргументов в интервью «Комсомольской правде» привёл директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган.
«Неправильно думать, что инфляция — это когда растут цены только на носки или колбасу. Инфляция – это рост цен широким фронтом, в том числе на цемент, кирпичи, станки, труд и многое другое. То есть инфляция увеличивает львиную долю затрат бизнеса, связанных с производством товаров и услуг и инвестициями в расширение мощностей. Поэтому в снижении инфляции заинтересованы все — и люди, и компании, и общество в целом», — приводит доводы чиновник.
Бизнес, однако, находит изъяны в такой политике. Так, бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов видит негативные последствия для российской экономики.
Об этом он заявил во время выступления на пленарном заседании форума «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге. По мнению бизнесмена, назрела необходимость в серьезной дискуссии.
«Мы должны ответить на вопрос, какова природа инфляции? Мы видим, что ставка высокая, а инфляцию не победить. Это беспрецедентная ситуация в современной мировой истории, когда ставка Центрального банка в 2,5 раза выше инфляции, а она не тормозится. Правильное ли это лекарство? Как бы лекарство не оказалось вреднее болезни», — приводит РБК цитату бизнесмена.
Как считают в Институте экономики роста им. Столыпина, мнение бизнеса, выступающего против повышения ключевой ставки, уже обрело характер многоголосья.
«Похоже, что полумерами не обойдешься, нужно не просто притормозить рост ключевой ставки, а снизить ее, причем существенно. Аргументов достаточно. Вопрос в том, готов ли регулятор скорректировать избранную стратегию?», — ставят вопрос экономисты организации в своем телеграмм-канале.
Коллаж: Дмитрий Макурин