Теплосети под контролем
Теплоснабжение
Ряд эффективных управленческих решений позволил Свердловскому филиалу «Т Плюс» существенно снизить аварийность магистральных трубопроводов. О новых подходах к работе и следующих задачах рассказывает главный инженер компании по тепловым сетям Андрей Шмельков
— Андрей Валерьевич, в последнее время сообщения об авариях на тепловых сетях стали заметно реже попадать в повестку. Ситуация действительно изменилась?
— За отопительный сезон 2011/2012 мы зафиксировали в Екатеринбурге 153 повреждения – этот период был для нас самым сложным. В прошлом отопительном сезоне 2014/2015 повреждений было 90. По итогам текущего отопительного сезона мы вновь рассчитываем на снижение. Важно, что уменьшилось количество повреждений с выходом воды на поверхность, с нанесением ущерба третьим лицам. Если в ОЗП 2011/2012 их было десять, в ОЗП 2014/2015 — одно. Так что ситуация изменилась очень существенно.
— За счет чего это произошло?
— Общее количество повреждений прямо пропорционально объему перекладок. А количество выходов на поверхность зависит от качества эксплуатации. В 2011 — 2013 годах, благодаря RAB-регулированию, мы перекладывали существенно больше тепловых сетей, чем раньше. Например, в 2010 году в городе было реконструировано 6,2 км трубопроводов, а в 2013-м — 15,7 км. Плюс мы стали делать это точечно, акцентируя внимание на самых сложных участках. Можно переложить длинную трассу с одним повреждением, и объем перекладки в результате не повлияет на статистику аварийности. А можно переложить короткий, но проблемный участок, и сразу получить положительный эффект. Так было, например, с проспектом Космонавтов. Если говорить о качестве эксплуатации, то нам удалось повысить квалификацию персонала и его отношение к работе. Отчасти в этом помог кризис, люди сейчас держатся за свое место. Эксплуатационные бригады постоянно обследуют тепловые сети на предмет утечек и повреждений. То, что они стали делать это лучше, помогает предотвращать крупные аварии.
— Для точечных перекладок нужно было повысить качество диагностики?
— Да, мы научились идентифицировать участки, которые сильнее всего подвержены повреждениям. Это произошло за счет нескольких моментов. Первый — с 2010 года мы ведем статистическую базу, по которой можно увидеть историю каждого трубопровода. Второй — с 2013-го проводится экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов, результаты которой также помогают в выборе участков для перекладки. Третий — мы полностью обеспечили службу диагностики самым современным оборудованием, позволяющим определить и место утечки, и общее состояние трубопровода, и все остальные необходимые параметры. Также была изменена технология опрессовок. Раньше мы централизованно ставили под испытательное давление до 50 км теплосетей, получая информацию о давлении на нескольких контрольных точках. Полноценного представления о состоянии магистрали это не давало. Теперь передвижными насосными установками мы опрессовываем небольшие участки, максимум до 5 км, столько раз, сколько нам нужно, при этом минимизировав отключение потребителей. Такая технология дает полную картину, понимание по каждому опрессовываемому участку.
— Вы сказали про RAB-регулирование. Эта программа закончилась, финансирование сегодня не столь значительное. Это не отразится на динамике повреждений?
— По нашему базовому прогнозу, принятые решения позволят при текущем уровне финансирования сохранить нулевую динамику повреждаемости. По оптимистичному — количество повреждений продолжит снижаться.
— В ближайшем будущем будут внедряться новые решения?
— В 2016 году мы планируем на нескольких участках изменить летнюю схемы подачи теплоносителя, организовав его постоянную циркуляцию. Раньше в летний период мы подавали горячую воду только по одному трубопроводу — подающему или обратному. Из-за этого, вам, например, иногда приходится пропускать воду, чтобы она стала горячей. Краны в квартирах закрыты, вода стоит и остывает. Сейчас же мы хотим реализовать схему, при которой вода будет постоянно циркулировать, возвращаться на теплоисточник, догреваться и так по кругу. С точки зрения борьбы с аварийностью это решение минимизирует так называемую стояночную коррозию, повышая тем самым срок службы теплосетей.
— У Свердловского филиала «Т Плюс» есть еще один важный проект — перевод города на закрытую схему. Как он движется?
— В соответствии с федеральным законодательством, с 2013 года все новые объекты строительства подключаются к сетям только при условии закрытой схемы ГВС.
С остальным жилым фондом ситуация сложнее. Население с недоверием относится к этому проекту, к энергосервисным контрактам. В одном из домов в центре Екатеринбурга поставщик оборудования в качестве эксперимента установил ИТП. Через месяц показал руководителю ТСЖ расчеты — ИТП дал 17-процентную экономию. Но жильцы все равно проголосовали против установки, тепловой пункт был демонтирован. Для перевода города на закрытую схему в разумные сроки важно, чтобы сами жители этого захотели.