За крыши, свободные от котельных
Теплоэнергетика
Сотни крышных котельных, установленных в Екатеринбурге, разрушают эффект теплофикации с ее экономическими и экологическими преимуществами
В последнее время в Екатеринбурге возобновилось строительство жилых комплексов с автономным отоплением, преимущественно с крышными котельными, которые возводят на крышах зданий, в специально оборудованных помещениях.
О том, почему это не всегда уместно и как крышные котельные согласуются с государственными задачами теплофикации страны, рассказал Владимир Дыскин, главный специалист теплотехнического управления Свердловского филиала ПАО «Т Плюс», занимающийся вопросами теплоснабжения Екатеринбурга (Свердловска) с 1968 года.
— Инженерная мысль всегда искала пути эффективных систем теплоснабжения. Температуру в доме надо сделать всего-то 20 — 25 градусов, горячей воды — около 60 градусов. Но для этого надо сжигать топливо в котлах, где достигается температура свыше тысячи градусов. Получается несоответствие колоссальной температуры в топке котла с тем, что хотим получить в итоге.
В 1903 году российские инженеры в Санкт-Петербурге начали использовать для отопления домов тепло отработанного пара тепловых электростанций, которое раньше бесполезно сбрасывалось в водоемы. КПД паросиловых станций, работающих только на выработку электроэнергии, даже самых современных на сегодняшний день, не превышает 40%. Но если полезно использовать вырабатываемое ими тепло, то КПД повышается в два раза.
Ориентир на СССР
Поэтому в планах развития энергетики в СССР стали предусматривать строительство мощных ТЭЦ и создавать системы централизованного теплоснабжения (СЦТ) крупных городов. Разрабатывались специальные схемы теплоснабжения, которые были обязательны для исполнения, а Госплан выделял топливо для теплоисточников только в соответствии с ними.
С развалом Советского Союза в начале 1990-х годов и ликвидацией Госплана этот порядок был утрачен. Как альтернатива централизованному теплоснабжению начали возводиться котельные. На Западе как раз шел обратный процесс. Там современные автоматизированные котельные появились в 1970-х годах, их производили в больших количествах, бизнес процветал. Но вслед за резким повышением мировых цен на углеводороды в ряде европейских стран стали отказываться от источников автономного отопления и начали перенимать опыт советской теплофикации. Сбыт котельных на Западе стал проблематичным, их начали поставлять к нам. Видимо, не случайно после развала СССР в России вышли нормы проектирования крышных котельных, которых раньше вообще не было.
Только плати за газ
Конечно, у крышной котельной есть много плюсов. Она достаточно недорогая в сравнении с обычной. Для нее не требуется отводить землю, поскольку котельная располагается на крыше, только необходимо сделать усиленное перекрытие.
Чтобы запустить городскую СЦТ, требуется много времени. А при наличии котельной тепло можно подать в течение суток.
Котельная позволяет обеспечить в помещениях такую температуру, какая необходима жителям. У нас же пока регулирование недостаточно оперативное. Но мы над этим работаем: теплопункты максимально автоматизируются, что позволяет держать температуру воздуха в помещениях в пределах нормы.
Практически все котельные работают по закрытой схеме теплоснабжения, поэтому обеспечивают хорошее качество горячей воды. Мы же пока используем в основном открытую схему.
Возврат к теплофикации
Но надежность локальных котельных оставляет желать лучшего из-за отсутствия возможности использования резервного топлива, резервных источников водоснабжения и электроснабжения. Котельные зачастую строятся без системы водоподготовки, а работа котлов на необработанной водопроводной воде ведет к ускоренному выходу их из строя.
Локальные котельные наносят значительный экологический ущерб, т.к. даже при сжигании «чистого» природного газа в атмосферу выделяется немало загрязняющих веществ, причем непосредственно в жилых кварталах.
Нельзя не отметить, что крышная котельная является источником повышенной опасности для людей, находящихся в здании, и не только потому, что в ней используется газ, но и потому, что у них над головой имеется несколько тысяч литров кипятка, который при аварии может пойти вниз.
Выгода от установки крышных котельных нередко оказывается призрачной. Пока котельная новая, тепло получается несколько дешевле, чем при централизованном теплоснабжении. Но оборудование стареет, надо проводить техобслуживание, ремонтировать. В результате к нам стали обращаться потребители, которые уже двадцать лет используют крышные котельные, а теперь хотели бы подключиться к системе центрального теплоснабжения.
Но самое главное, что создание автономных источников при наличии централизованного теплоснабжения серьезно снижает эффект теплофикации в масштабах страны, дополнительно сжигаются гигантские объемы углеводородов, это наносит экономический и экологический ущерб. Сравните: сегодня в Дании очень активно взялись за развитие теплофикации, там практически не строят котельных, 85% тепла потребляется от ТЭЦ. Во времена позднего СССР этот показатель превышал 40%, а сейчас мы съехали до 30%.
Мы пытались бороться с неконтролируемым строительством котельных и в 1999 году распоряжением главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого была создана межведомственная комиссия по рассмотрению заявок на размещение локальных теплоисточников. За 17 лет на комиссии было рассмотрено более тысячи заявок и «добро» получали, как правило, только застройщики малоплотной коттеджной застройки. Это позволило значительно упорядочить развитие теплоснабжения областного центра. К сожалению, несколько лет назад эта комиссия была ликвидирована, поскольку застройщики обратились с жалобой в ФАС («монополист нас душит»). В итоге к сегодняшнему дню сложилась неопределенная ситуация: с одной стороны, есть федеральный закон, возродивший схемы теплоснабжения. А в другом законе говорится о том, что газовики не имеют права отказывать в подключении, если для этого есть техническая возможность. И получаются нелепые ситуации. Например, сегодня строится многоэтажный жилой комплекс с крышными котельными практически рядом с новой ТЭЦ «Академическая».
За период с 1991-го по 1999 год, пока не была создана вышеуказанная комиссия, в Екатеринбурге появились сотни котельных. Сейчас ситуация с созданием автономных теплоисточников повторяется. Проблема требует решения на федеральном уровне. В законодательстве должен быть указан приоритет схем теплоснабжения при вопросе о подключении потребителей к газопроводу. Думаю, что мы придем к разумному консенсусу.