Антикризисный формат
О стратегии развития лизинговых компаний
В условиях экономического спада и удорожания кредитов преимущества лизинга становятся еще более актуальными. Выиграют операторы, предложившие клиентам оптимальный продукт, — формулирует стратегию генеральный директор автолизинговой компании CARCADE Алексей Смирнов
Рецессия затронула все отрасли экономики. Сфера лизинга также не стала исключением — в течение 2015 года рынок финансовой аренды транспорта и оборудования может принять совершенно новые очертания. Какую ставку на Урал в этих условиях делают федеральные лизинговые операторы и какими инструментами для развития бизнеса сейчас могут воспользоваться предприниматели и компании МСБ, рассказывает Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE, которая занимает лидирующие позиции на отечественном рынке предоставления услуг лизинга автомобилей.
— 2014 год для лизинговой отрасли был достаточно сложным. На фоне общего спада в экономике спрос на продукты лизинга начал сокращаться. Каковы результаты работы компании CARCADE на Урале?
— Несмотря на внешний негативный фон, по итогам 2014 года CARCADE по ключевым показателям в регионах УрФО продемонстрировала умеренный рост. Мы увеличили лизинговый портфель до 2 млрд рублей (+6% к 2013 году) и передали клиентам транспорт на сумму 1,4 млрд рублей. Компания предложила своей целевой аудитории — малому и среднему бизнесу (МСБ) ряд новых финансовых и сервисных продуктов, которые оказались востребованы клиентами, что сказалось и на общих результатах компании по округу.
— Как общий геополитический фон влияет на ведение бизнеса CARCADE в России в связи с тем, что учредителем компании является иностранный холдинг?
— Отмечу, что внешняя политика никак не повлияла на отношения компании с клиентами, кредиторами, отраслевыми объединениями, органами власти. Несмотря на то, что CARCADE является частью европейского финансового холдинга Getin, мы все же российская компания, так как работаем только на отечественном рынке и с российскими клиентами, менеджмент компании также полностью состоит из россиян. Подчеркну, что позиция Getin также осталась неизменной — холдинг очень заинтресован в российском рынке. Бизнес-миссия материнского холдинга в Европе — инвестиции в малый и средний бизнес. Эту же миссию CARCADE выполняет и в России, предоставляя клиентам лизинговое финансирование на приобретение транспорта для развития бизнеса.
— Какое место сейчас занимает Уральский регион в общем объеме бизнеса компании и каковы его перспективы?
— CARCADE работает на Урале уже 10 лет. За это время мы стали автолизинговыми партнерами тысяч компаний и предпринимателей. Доля регионов УрФО ежегодно составляет 10 — 15% в общем объеме нового бизнеса компании в масштабах всей страны и имеет тенденцию к увеличению. Это сравнительно много, особенно с учетом того, что половина нового бизнеса федеральных автолизинговых компаний приходится на Москву и Санкт-Петербург. Урал — чрезвычайно важен для CARCADE — мы делаем на этот макрорегион большую ставку в нашей стратегии развития. Одна из приоритетных задач компании на Урале — сделать услуги автолизинга еще более доступными для МСБ, в том числе и в территориальном аспекте. Даже в 2014 году, когда явно обозначились кризисные тенденции в лизинговой отрасли, мы продолжили развитие уральской сети продаж и открыли офис компании в Нижневартовске.
— Какие решения CARCADE готова сейчас предложить уральским предпринимателям для поддержки бизнеса?
— Наши клиенты могут рассчитывать на широкий выбор финансовых решений для приобретения транспорта в лизинг. В настоящее время пул продуктов CARCADE включает и стандартизированные предложения (например, экспресс-лизинг), и специальные решения для отдельных отраслей бизнеса — в частности для «транспортников», заинтересованных в приобретении партий грузовых автомобилей, или программа лизинга автомобилей для таксопарков. Все автолизинговые предложения CARCADE предусматривают гибкую настройку основных составляющих каждой сделки, что позволяет формировать комфортный для лизингополучателя размер ежемесячного платежа и распределять финансовую нагрузку с учетом особенностей своего бизнеса. Это особенно актуально для наших уральских клиентов, доходность бизнеса многих из которых носит ярко выраженный сезонный характер.
Возможность приобрести автотранспорт в лизинг на гибких и финансово комфортных условиях — это важный инструмент для развития бизнеса компаний МСБ, работающих в самых разных сферах экономики.
— Как вы оцениваете тренды в развитии автолизинга в текущем году, какие изменения возможны в связи с общеэкономической ситуацией, каковы будут драйверы и сдерживающие факторы?
— Сегмент автолизинга будет работать даже на фоне общего экономического спада, масштабы которого в настоящее время оценить очень сложно. Основными негативными факторами для рынка станут общий спад деловой активности, характерный для кризисных периодов, а также значительное удорожание заемных ресурсов, которые необходимы лизинговым компаниям для обеспечения сделок. Кроме того, сейчас очень остро стоит проблема просроченной задолженности, объем которой в портфеле многих участников рынка приближается к критическому уровню. Все это может привести к уходу из бизнеса ряда операторов, оказывающих услуги автолизинга, — уже к концу года конфигурация рынка может значительно поменяться. В 2015 году автолизинговые компании будут предлагать лизингополучателям продукты в антикризисном формате, а основная ставка будет сделана на недежных платежеспособных клиентов.
При этом лизинг автомобилей все же находится в более выигрышной позиции в сравнении с другими сегментами российского лизингового рынка. Основные продажи идут в розницу, а предмет лизинга всегда ликвиден. К тому же на фоне острой необходимости экономить оборотные средства и в условиях значительного удорожаниея автокредитов конкурентные преимущества лизинга как инструмента обновления автопарков становятся все более актуальными для российского бизнеса.