Глобальный управдом

ИT-индустрия

ИT-индустрия

Компания малого бизнеса iRidium Mobile из Нижнего Тагила уверенно движется по пути Microsoft, Apple, Google и намерена покорить мир уникальным ИT-продуктом

iRidium 3.0 — принципиально новая версия платформы для управления «умным домом» и устройствами интернета вещей. Официальная онлайн-презентация одного из двух вариантов этой платформы — iRidium lite — состоится в феврале 2017 года на выставке Integrated Systems Europe в Амстердаме. Кстати, иридий к проекту отношения не имеет: просто в компании есть традиция называть программные продукты химическими элементами по порядку их расположения в таблице Менделеева.

Подарок от Стива Джобса

Компания iRidium Mobile была создана десять лет назад увлеченными этой идеей Сергеем Королевым (он генеральный директор) и Маратом Гилязетдиновым (ведущий программист). Поначалу занимались созданием проектов автоматизации «умных домов» и домашних кинотеатров. Принимали заказы от организаций и частных лиц преимущественно в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге.

— В то время для управления «умным домом» были большие, некрасивые и бе­зумно дорогие панели: каждая стоила пять тысяч долларов, — вспоминает Сергей Королев. — Грянул кризис 2008 года, и мы остались без заказов.

Но в том же году Королеву подарили «айфон», и у него с Гилязетдиновым возникла идея управлять с него «умным домом». С этого и началось. Инвестиции компании были направлены в разработку софта, приняты на работу новые программисты.

— С самого начала мы для себя определили, что наш софт должен уметь управлять любым оборудованием. Также мы понимали, что система должна работать на устройствах с любыми операционными системами — на тот момент уже были iOS, Windows, на горизонте маячил Android. Кроме того, у системы должен быть простой, понятный и красивый интерфейс. Дальнейшее развитие нашего софта мы заложили с учетом этих принципов, — рассказывает Сергей Королев.

В ноябре 2009 года на выставке Hi Tech Building в Москве простые тагильские парни продемонстрировали, как можно управлять «умным домом» с iPhone. Поскольку такие смартфоны только появились, аналогичных предложений на мировом рынке практически не было. Представители компаний-инсталляторов пришли в восторг. Производители оборудования для автоматизации из Бельгии, Чехии и других стран заинтересовались сотрудничеством с iRidium Mobile. И первым заказчиком стала компания из США.

Стратегический путь развития был выбран верно, но развернуться на рынке тагильчанам помогло еще и везение. Подсобил, сам того не ведая, Стив Джобс. Сергей Королев точно помнит этот день:

— 3 апреля 2010 года в Нью-Йорке стартовали продажи первой версии iPad. Никто не знал, на какой операционной системе он будет работать. А оказалось, что на той же iOS, с которой был совместим наш софт. Мы заказали нашим друзьям из Америки три планшета. Те с вечера заняли очередь, отстояли всю ночь, купили и сразу переправили их нам во Франкфурт: там как раз проходила одна из крупнейших в мире международных ИT-выставок. Мы приехали во Франкфурт, установили на них наш софт и ходили по выставке. Все были в шоке — они еще и планшетов-то не видели, а тут на них уже и софт по управлению «умным домом» установлен с красивым интерфейсом. Люди были впечатлены. По сравнению с «айпадом» панели управления, которые использовались до этого, — как «Жигули» и «Мерседес».

С этого момента компания начала активные продажи по всему миру (на сегодня уже 72 страны) лицензий на использование программного продукта.

— По сути, мы продаем символы, чтобы активировать связь между панелью управления и «умным домом». Наши клиенты — это компании-интеграторы, которые занимаются подключением в домах и квартирах всех коммуникаций, — поясняет гендиректор iRidium Mobile.

Все просто

Сегодня в компании работают 35 человек, 25 из которых — программисты и инженеры. Вот уже несколько лет основная часть прибыли инвестируется в реализацию проекта iRidium 3.0, который в 2017 году обещает стать прорывным, ведь он существенно облегчит работу компаниям-инсталляторам, в разы повысит производительность труда их сотрудников.

— Фишка этого продукта в том, что действительно все просто, — рассказывает Сергей Королев. — Об этом просят сами инсталляторы. Часто происходит так, что они подключают все оборудование дома к системе управления, а спустя некоторое время им звонит заказчик и просит переделать сценарий: вот я прихожу домой и мне нужно, чтобы вот это включалось, а это нет. Те выезжают, перенастраивают. Выезд на объект и работа стоят денег — в Европе, к примеру, около 150 — 200 евро за час. Заказчик недоволен, перенастройка обходится слишком дорого. А теперь не надо будет выезжать: конечный пользователь может самостоятельно создать для себя все правила. Другой платформы для «умного дома» с таким функционалом в мире не существует, это уникальный продукт.

Раньше каждая система управления «умным домом» требовала создания за компьютером соответствующего проекта с использованием программирования. Средняя загруженность одного специалиста-инсталлятора — реализация одного проекта за полгода. С помощью iRidium lite, чтобы начать управлять оборудованием, будь то системы автоматизации или гаджеты интернета вещей, достаточно просто просканировать локальную сеть — программа сама определит доступное оборудование и предложит скачать готовые модули управления. Инсталлировать дома становится намного проще (как минимум, в два раза быстрее), а главное — проще их потом обслуживать. Но в iRidium Mobile смотрят еще дальше.

— Сейчас мы работаем на инсталляторском рынке (В2В), однако впоследствии на базе новой платформы iRidium lite создадим продукт, ориентированный на В2С. И вот там, на потребительском рынке, мы напрямую столкнемся с мировыми монстрами — Apple, Google, Samsung. Но у нас есть преимущество, потому что мы в этом деле стали одними из первых, — уверен Сергей Королев.

Конечно, в сфере ИT-технологий в мире царит бешеная конкуренция, но так уж получается, что iRidium Мobile всякий раз выбирает собственный, оригинальный путь развития. Королев приводит характерный пример:

— Когда мы начинали разработку софта для управления «умным домом», одновременно этим занималась и одна компания из Австралии. Она нас опережала в развитии где-то на год. Но в какой-то момент мы ее догнали и ушли далеко вперед. Это было связано с тем, что стратегически австралийцы выбрали путь развития своего софта и своей линейки оборудования, а мы нацелились на разработку платформы для интеграции с другим оборудованием. То есть мы не стали конкурировать с другими производителями оборудования, наоборот, начали искать с ними партнерство. На многих зарубежных выставках iRidium Мobile даже не имеет своего стенда, нас представляют на своих стендах другие компании. Например, производитель системы автоматизации компания HDL Automation из Китая на всех выставках показывает управление своим оборудованием с помощью нашего софта. Такие же примеры сотрудничества есть и с другими компаниями. А австралийцев на рынке не видно...

iRidium Мobile позиционирует результаты работы не как монопродукт, а как сложную технологическую платформу, позволяющую управлять любым оборудованием для «умного дома»: устройствами освещения, отопления и водоснабжения, датчиками движения, контроля открытия окон и дверей, климат-контролем и вентиляцией, аудио- и видеооборудованием и т.д. Такая платформа состоит из набора модулей, каждый из которых позволяет управлять конкретным устройством. Видов оборудования для «умного дома» с каждым днем становится в мире все больше и больше. Причем модули на платформе iRidium Mobile могут делать любые сторонние разработчики. Тагильчане не жадные — даже с большим штатом программистов самостоятельно закрыть весь фронт работ им не под силу, да и незачем. Гораздо важнее — представить в виртуальном магазине модулей, который имеется у компании, как можно более полную линейку программ, чтобы каждый из инсталляторов смог составить для себя индивидуальный набор. В основе платформы лежит идея создания сообщества профессионалов — инсталляторов и производителей оборудования. И вместе с ними будет выстраиваться экосистема — платформа платформ, объединяющая различные системы, оборудование автоматизации и гаджеты в IoT в единое умное пространство. Конечный потребитель может впоследствии самостоятельно добавлять модули управления новым оборудованием — все фигурирование происходит с помощью смартфона или планшета, причем хоть на родном языке, хоть на китайском.

Вдохновение продуктом

Компании из Нижнего Тагила помогают развиваться не только везение и грамотные управленческие решения. Немаловажный фактор — государственная поддержка.

— На Западе есть развитая инвестиционная структура с бизнес-ангелами и венчурным финансированием. В России венчурные инвестиции получить сложнее, зато можно пользоваться всевозможными грантами, выигрывая их на конкурсах. Такой поддержкой мы стараемся пользоваться по максимуму, — отмечает Сергей Королев.

Так, тагильчане получили грант в размере 22 млн рублей от Фонда развития инновационного центра «Сколково». Работали над этим полтора года, стали резидентами технопарка Сколково, открыв там представительство (одно из условий получения гранта). Это принесло дополнительные плюсы: для резидентов Сколково предусмотрен особый порядок налогообложения (освобождение от налогов на прибыль и имущество организаций, пониженная ставка страховых взносов — 14% и др.), кроме того, в России московский ИT-рынок является основным, поэтому в столице важно иметь своего представителя для живого общения с потенциальными заказчиками.

Фонд содействия инновациям (Фонд Борт­ника) выделил тагильчанам грант в размере 12 млн рублей, Свердловский венчурный фонд предоставил льготный кредит на пять лет по ставке 10% годовых (в принципе эта организация предлагала и венчурные инвестиции, но для выросшей из «гаража» компании iRidium Мobile такая форма поддержки уже не актуальна).

— Нам эти гранты и льготные займы очень помогли развиться. Считаю, что поддержка для ИТ- и высокотехнологичных компаний у нас в стране нормальная. Деньги на развитие дают. Если у тебя хороший проект, и ты его защитишь, то вероятность получить поддержку очень высокая, — уверен Королев.

На что тратятся деньги? Одно из направлений инвестиций компании — производство серверов. Это «мозг умного дома» — он необходим в частности для сбора данных. Самый простой пример — со счетчиком, чтобы отслеживать в онлайн-режиме данные потребления воды или электро­энергии. Особенно это актуально для компаний, управляющих многоквартирными домами. Кроме того, сервер позволяет выстраивать логику работы оборудования «умного дома», например, в пятницу в определенной зоне квартиры и в заданное время подогревается пол и включается приятная музыка.

Сегодня специально по проекту тагильчан производятся два вида серверов: для небольших инсталляций (квартир до 100 кв. м) приборы выпускает одна из компаний в США, а для средних и крупных (коттеджей, многоквартирных домов, офисных зданий, гостиниц) заказ выполняет компания, сотрудники которой имеют большой опыт работы в екатеринбургском НПО автоматики.

— Сервер продвигать сложнее, чем софт, — объясняет Королев. — В этом случае для каждой страны нужны дистрибьюторы или специализированные онлайн-магазины, которые занимаются продажей оборудования. Должна выстраиваться логистика, система договоров, работа по гарантиям и так далее.

Но основная статья расходов в инвестиционных проектах iRidium Mobile, по словам Сергея Королева, — оплата труда программистов и поддержание атмосферы для творчества:

— Как только пошел денежный поток, стали подтягивать к себе сильных программистов, работающих в нашем городе. Потом начали выращивать специалистов сами: брали студентов с третьего-четвертого курсов из местного филиала Уральского федерального университета и Нижнетагильского горно-металлургического колледжа. Они полдня учатся — полдня работают у нас. В учебных заведениях нас уже знают, хороших студентов рекомендуют сами преподаватели. За всю историю компании от нас за границу уехал только один программист. Если проект интересен, им будут заниматься. Важно создавать в коллективе творческую атмосферу, вдохновлять самим продуктом.

На основании собственного опыта Сергей Королев убежден, что малые компании из России вполне могут самостоятельно выходить со своими проектами на внешние рынки. В особенности это утверждение справедливо в отношении сферы ИT, где государственные границы — вещь весьма условная.             

Материалы по теме

30 марта СОСПП проведет круглый стол «Цифровая экономика – каким бизнес будет в ближайшем будущем»

Тагильский экспорт, но не танки

Первый в Прикамье «Технопарк» открыли в Перми

Более 300 человек принимают участие в Startup Tour в Тюмени

Победители конкурса Startup Tour объявлены в Тюмени

Как из молодого стартапа превратиться в успешную компанию