Обостряя тренды

Макроиндекаторы

Макроиндекаторы

Челябинская область попадает в среднестатистические показатели макрорегиона, однако часто здесь ситуация хуже, чем в среднем по Уралу

Ядро челябинской экономики — металлурги — продолжают экспортировать и инвестировать даже при отрицательном росте объемов производства. В секторах, работающих на конечного потребителя, такой уверенности нет: объемы реализации сокращаются вместе с инвестиционными планами. Население региона вряд ли сможет в ближайшее время стать драйвером экономического роста: доходы в реальном выражении сокращаются, что вынуждает людей перекраивать и урезать расходы. Картина повторяет общеуральские тренды, но зачастую дела в области обстоят сложнее, чем среднестатистически в макрорегионе.

За первую половину 2016 года Челябинская промышленность сильно потеряла по сравнению с тем же периодом предыдущего года (минус 5%). По индексу промышленного производства область пока находится в тройке худших в уральском макрорегионе. Наряду с Оренбургской областью и Пермским краем экономика Южного Урала демонстрирует отрицательный прирост уже второй год. Негативный тон задает обрабатывающий сектор, который в челябинской экономике в 20 раз крупнее, чем добывающий. За прошлый год флагман потерял 3,4%, за этот — еще 6,7%. Одновременно с этим прекратился бурный рост в добыче: после двухзначных темпов прироста в 2014 и 2015 годах (22% и 16% соответственно) сектор показал только плюс 0,3% за семь месяцев 2016 года. В другом важном для региона индикаторе промышленного успеха — динамике экспорта — сохраняется положительный тренд. Однако темп роста объемов экспорта по-прежнему невысок: 1,4% за 2016 год. Это самый скромный показатель среди крупных уральских регионов-экспортеров.

Доходы челябинских организаций тем не менее растут. Сальдо прибылей и убытков за девять месяцев 2016 года на 21% выше прошлогоднего результата. При этом доля прибыльных организаций сократилась: 66% за три квартала 2016 года против 68% за аналогичный период 2015-го. И в то же время статистика фиксирует рост рентабельности экономики. Данных за 2016 год пока нет, но в 2015 году рентабельность проданных товаров, работ, услуг составила 14%, а двумя годами ранее всего 5%. Это самый быстрый взлет на Урале. В совокупности рост доходов и рентабельности и сокращение числа прибыльных организаций свидетельствуют об изменениях, происходящих под влиянием рыночной конъюнктуры. В таких случаях говорят, что рынок оставляет слабых игроков за бортом. Судя по инвестициям, челябинская экономика (особенно ее непромышленная часть) скорее противостоит рынку. За 2016 год объем инвестиций в основной капитал сократился на 5%, годом ранее — на 18%. В отраслевом разрезе есть свои тренды. Например, доля инвестиций по промежуточным данным выросла в ключевых секторах региона: добыче (67%), металлургии (37%) и машиностроении (14%). На них приходится 40% всех вложений. Торговля, транспорт и связь, финансовый сектор, операции с недвижимостью демонстрируют осторожность в инвестировании: минус 14% в финансовой деятельности, минус 33% — в транспорте и связи, минус 30% — в торговле. К слову, объемы реализации в этих отраслях тоже продолжают уменьшаться: в розничной торговле за 2016 год на 10%, в оптовой — на 11%, на рынке услуг — на 5%.

Сдержанные планы в этом секторе понятны: потребители, население области, не первый год теряют в доходах и соответственно меняют покупательское поведение. За 2016 год наибольшее сокращение расходов населения произошло как раз в Челябинской области: минус 7,4% за семь месяцев этого года. И снова общий для макрорегиона тренд на Южном Урале проявляется особенно остро. Как и в других уральских территориях, в Челябинской области уже третий год подряд сокращаются и реальные располагаемые доходы населения. Это первое длительное снижение реальных доходов за последние десять лет. Доля населения, располагающего доходами ниже величины прожиточного минимума, достигла в 2015 году 14%.

 

Материалы по теме

Урок устойчивости

Между стабилизацией и стагнацией

Статистика декабря зафиксировала падение промпроизводства

Южный Урал выходит из кризиса: производство уже в плюсе. Задача момента — оживить инвестиционный процесс