Трансформация российских ИБ-решений: новые подходы к бизнесу
Информбезопасность
Область информационной безопасности трансформируется под давлением политических, экономических и технологических факторов. В этих условиях у отечественных производителей есть реальный шанс закрепиться на внутреннем рынке и стать заметными игроками на мировой арене, уверен генеральный директор компании «Код Безопасности» Андрей Голов
— Андрей Викторович, какие факторы, на ваш взгляд, сегодня оказывают наибольшее влияние на развитие сферы информационной безопасности (ИБ) в России?
— Первый фактор — изменение отношения к ИБ со стороны государства. На волне роста внешнеполитической напряженности и санкций, наравне с хакерами в качестве одного из основных источников угроз стали рассматриваться иностранные спецслужбы.
Не секрет, что в нашей стране сегодня идет работа над созданием новой доктрины информационной безопасности. Хочешь не хочешь, но мы оказались в новых условиях и действующий на данный момент документ, который был принят 15 лет назад, явно не соответствует этим новым условиям.
Второй фактор — информация для государства и многих предприятий стала ценным стратегическим ресурсом, который необходимо защищать не хуже, чем материальные активы. Логичным следствием этого стало совершенствование законодательной базы. Показательные примеры — нормы, касающиеся защиты и хранения персональных данных граждан РФ, а также документы, регулирующие деятельность в интернете.
Третий фактор — технологические изменения. Мобильность, облака, виртуализация — все это оказывает существенное влияние на парадигму информационной защиты.
Наконец, четвертый фактор — курс на импортозамещение и рост спроса на отечественные продукты. Я бы не сказал, что эта тенденция родилась преимущественно под действием политических сил (санкции не так уж сложно обойти). Скорее, главную роль здесь сыграла девальвация национальной валюты.
В то же время меня сильно настораживает свертывание российского бизнеса ряда иностранных вендоров.
— Почему вас это пугает? По логике, освободившиеся места могут занять отечественные игроки.
— В теории это так. Однако на практике наше технологическое отставание от Запада во многих сегментах очень велико. Например, у нас еще очень долго не получится создать конкурентоспособный на мировом уровне микропроцессор. Та же ситуация в области базового ПО. Чтобы создать более-менее работоспособную операционную систему, необходимо два-три года, полторы тысячи программистов и примерно 8 — 10 млрд рублей.
— Но в ИБ ситуация все же несколько иная.
— К счастью, да. Во многих сегментах ИБ мы можем на равных конкурировать с западными производителями. Особо сильны позиции российских компаний в области антивирусных технологий и endpoint-защиты (безопасность конечных устройств и серверов). Например, наша компания в 2015 году выпустила на рынок модульное решение Secret Net Studio, объединяющее антивирус, защиту от несанкционированного доступа, шифрование, персональный межсетевой экран, контроль устройств и другие инструменты. Ранее мы продавали эти средства как отдельные продукты. Теперь мы их объединили единой логикой и интерфейсом (в целом в endpoint-сегменте компания «Код Безопасности» продала больше миллиона копий своих продуктов. — Ред.).
В то же время в области сетевой защиты (если мы говорим о разборе и фильтрации трафика, мониторинге угроз, обнаружении уязвимостей) российские производители пока еще отстают от ведущих мировых вендоров. Тем не менее мы не стоим на месте и в отдельных нишах уже можем конкурировать с иностранными компаниями. Так, недавно наша компания вывела на рынок систему обнаружения вторжений «Континент 4.0», которая по качеству не уступает западным аналогам.
— А если говорить о новых сегментах — ИБ виртуальных сред и облаков, мобильная безопасность. Здесь у отечественных производителей шансы есть?
— Да. Старт работ в этих нишах был дан не так давно. И что российские, что мировые вендоры находятся примерно в одинаковых условиях. Главное — не упустить шанс.
В целом, на мой взгляд, с точки зрения конкуренции с западными производителями, достаточно перспективной выглядит тема альянсов. Объединив усилия, отечественные ИБ-компании, являясь экспертами в разных сегментах и нишах, смогут выводить на внутренний и внешние рынки комплексные решения, превосходящие по функционалу, логике и удобству иностранные аналоги.
Акцентирую внимание на том, что в рамках импортозамещения мы должны говорить не о том, как вытеснить западных вендоров с российского рынка, а о том, как создать продукт, конкурентоспособный на мировом уровне и имеющий высокий экспортный потенциал.
— Многие эксперты отмечают, что российским ИТ-компаниям будет очень тяжело тягаться с западными из-за несоразмерных R&D-бюджетов. Согласны ли вы с такой позицией?
— Безусловно. Но мы пытаемся этот разрыв сократить. Несмотря на то, что наша компания растет очень динамично, мы, фигурально выражаясь, сидим на голодном пайке. Абсолютно вся прибыль нашей компании в 2013 — 2014 годах была реинвестирована в производство и новые технологии.
Проблема ведь не только в деньгах. В портфеле мировых вендоров миллионы, десятки миллионов клиентов, что обеспечивает им гигантскую обратную связь. Это позволяет оперативно устранять баги и совершенствовать продукт.
— Вендор должен думать на два-три года вперед, это обусловлено циклом производства продукта. Каков ваш среднесрочный план?
— Мы планируем стирать грань между защитой endpoint и мобильностью. Это обусловлено современными требованиями и размыванием как такового корпоративного контура безопасности. В сфере сетевой защиты мы будем изо всех сил стараться сократить имеющееся технологическое отставание от западных вендоров, успехи в этом направлении уже есть. В то же время мы, безусловно, также сделаем ставку на развитие решений для защиты виртуальных сред и облаков.