Цель — продовольственная безопасность

Тюменская областная Дума о развитии агропрома

Вопросы развития сельского хозяйства в России в нынешних геополитических условиях должны занимать ключевые позиции в повестке дня, считает заместитель председателя комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям Александр Крупин

— Александр Васильевич, курс на импортозамещение — вектор, по которому развивается сегодня большинство агропромышленных предприятий Тюменской области. В помощь бизнесу благоприятная рыночная конъюнктура — дорогой доллар и антироссийские санкции. Вы как заместитель председателя комитета по аграрным вопросам считаете, что развитие этого сектора экономики сегодня обеспечено необходимой поддержкой?

— Импортозамещение — это не самоцель. Самоцель — это, безусловно, продовольственная безопасность и самообеспечение. В 90-е, после распада Советского Союза, по моему мнению, были приняты ошибочные решения о мировом разделении труда. Сельское хозяйство в России объявили «черной дырой», нефть ведь была дорогая: подумали, что дешевле покупать продукты, чем производить самим. Другие отрасли, кстати, в том числе машиностроение, пострадали по этой же причине. Теперь мы покупаем гораздо больше продуктов питания, чем продаем. У нас большой отрицательный торговый баланс по продовольствию. Это десятки миллиардов долларов. Например, в 2013 году разница между покупаемой и продаваемой продукцией составила 26,4 млрд долларов. И приобретали мы за рубежом не только высокие технологии, а и товары первой необходимости.

Животноводство, семеноводство понесли огромные потери. В этих условиях программа импортозамещения — это едва ли не единственная возможность решить вопросы продовольственной безопасности. Законодательное регулирование сферы сельского хозяйства нуждается в совершенствовании. Тюменская областная Дума инициировала разработку законопроектов по сельхозстрахованию, регулированию земельных отношений, изменению в закон о торговле для их рассмотрения в Государственной думе. Часть из них была принята, часть отклонена, в частности, по страхованию от неурожаев. Это десятки инициатив и предложений, и мы от этой работы отказываться не намерены.

— На ваш взгляд, в стране созданы условия для притока инвестиций — государственных, частных — в пищевую промышленность и агропром?

— Государственная поддержка со стороны федерации серьезно за последние годы не выросла. Когда мы вступали в ВТО, предполагалось, что на адаптацию отечественного сельхозсектора (агрегированные меры поддержки) будет заложено около 9 млрд долларов. Но как было 4 миллиарда на агропром, так и осталось.

Если говорить о Тюменской области, здесь такая поддержка всегда была достаточно высокой. Во всяком случае последние шесть лет ежегодно на развитие отрасли выделяется более 5 млрд рублей. Для притока частных инвестиций в регионе создан достаточно благоприятный климат. Отрасль развивается, появляются новые производства, в том числе по переработке сельхозпродукции.

— Согласно доктрине продовольственной безопасности, к 2020 году Россия должна обеспечить себя ключевыми продуктами питания на 80 — 95%. По вашему мнению, это реальные показатели?

— Все зависит от целей и подходов. Есть мнение, я его отчасти разделяю, что в этой государственной программе поставлены недостаточно амбициозные задачи. Например, по производству молока к 2020 году мы должны достичь объемов в 39,2 млн тонн. Это 90% от того, что нам надо. Мы в 1990 году производили 55,7 млн тонн. Чтобы достичь этих цифр, нужно создавать дополнительные стимулы для бизнеса, нужна масштабная поддержка государства, осознание всей глубины проб­лематики, а по молочному производству в стране ситуацию нельзя назвать удовлетворительной, у нас большой дефицит этого продукта первой необходимости.

— В Тюменской области ситуация с молоком лучше?

— Мы на душу населения производим молока и других видов молочной продукции существенно больше, чем в среднем по Уральскому федеральному округу. Никого не хочу обижать, но некоторые территории в РФ планомерно вкладывались в развитие этого сектора сельского хозяйства. Возьмите хоть Белгородскую область, там сформировано очень эффективное молочное и мясное хозяйство. Нам тоже есть куда расти, в северные округа — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий — все еще немало завозится импортных продуктов, но мы стараемся их замещать местной продукцией высокого качества.

Для повышения рентабельности, конкурентоспособности и увеличения инвестиций в сельскохозяйственную отрасль необходимо ценообразование на продукты питания вывести из-под политического давления. Причина в том, что значительная часть населения страны имеет незначительные доходы. Решение этой сложной задачи по увеличению покупательной способности граждан с невысокими доходами позволило бы значительно улучшить ситуацию в отрасли. Обсуждались вопросы дотаций на питание малоимущим, но решений пока никаких не принято. Посмотрите на США, они тратят на эти цели около 67 млрд долларов: дотацию получают 46,5 млн человек. Надо взять этот опыт на вооружение, мы могли бы помочь семьям и придать дополнительный импульс развития сельскому хозяйству.

— Вы разделяете опасения Роспотребнадзора, что 78% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является, поскольку фальсифицирована растительным жиром?

— А чего вы хотите?! Молока не хватает, значит, используются растительные жиры и для производства сыра, и для производства других молочных продуктов. Это же очень просто: без качественного сырья наводнить рынок фальсификатом. На государственном уровне нужно поднимать вопрос о качестве продуктов питания. По молоку решение принято о разделении: на молоко и молочный продукт. Решения по аналогии необходимо принять и по другим продуктам питания.

— Вы как потребитель какие товары покупаете в магазинах?

— Продукцию местных производителей, которых знаю, которым доверяю.

— Какие задачи стоят перед Тюменской областной Думой по развитию агропрома?

— Мы ставим себе задачу не снижать объемы господдержки на развитие сельского хозяйства. Это одно из важнейших условий выживания отрасли. В предстоящем году на развитие отрасли планируется потратить 5,4 млрд рублей. Большая часть этой суммы отведена на животноводство. На реализацию инвестпроектов в сфере АПК предусмотрено более 260 миллионов, а на поддержку сельхозкоопераций — 138 млн рублей. Это суммы из регионального бюджета. Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК вопрос особо важный. Сюда входят субсидии на оборудование, возмещение фермерам части затрат и возможность реализации продукции на различных ярмарках.

Материалы по теме

В Тюмени запущено крупнейшее в УрФО предприятие по производству сыра

Инвестиции в башкирский птицепром

Мода на сельское хозяйство

Кто спечется

Бизнес ручной лепки

Дадим миру макарон