Внешнеэкономическое сотрудничество России: куда дует геополитический «ветер перемен»?

Внешнеэкономическое сотрудничество России

Развитие современного мира сегодня в полной мере обнажает весь размах эпохи перемен, о которой так много говорят в последние несколько лет ученые-экономисты, эксперты в области международных отношений, представители власти и бизнеса. При этом мир начинает жить на все больших скоростях, а размах изменений затрагивает не только экономическую сферу, но и военно-политическую, информационную, культурную и многие другие.

В апреле 2014 года под эгидой Уральского государственного экономического университета в Екатеринбурге начала свою работу Университетская лига ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), которая объединила 25 университетов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Мощный аналитический потенциал Университетской лиги ОДКБ, а на базе каждого университета данной лиги создан институт (в УрГЭУ — это институт продовольственной безопасности), отвечающий за определенное направление исследований, призван усилить комплексное научно-методологическое развитие Евразийского сообщества в экономике, науке, правовых основах, технологиях, философии и жизни человека. Формирование и развитие Университетской лиги ОДКБ происходит очень своевременно, в тот ключевой момент, когда геополитический «ветер перемен» серьезно усиливается, и для России очень важно сохранить свои позиции в современном мире. 

При реализации определенных геополитических интересов, как правило, именно внешнеэкономические связи государств одними из первых чувствуют на себе влияние изменений, происходящих в мировой политике. Это связано прежде всего с тем, что вовлеченность во внешнеэкономические связи — важное условие полноценного экономического развития любой страны. Россия не стала исключением, когда приняла соответствующие достаточно жесткие и быстрые решения весной 2014 года, при этом став объектом давления со стороны отдельных государств мира. В результате возникновения глобального геополитического риска — событий в Крыму и на востоке Украины — был запущен механизм санкционных мер, одной из главных целей которого стали внешнеэкономические связи России.

Было ли у России при этом достаточно времени для того, чтобы обстоятельно взвешивать все плюсы и минусы подобного решения, была ли возможность бесконечно долго рассуждать о его последствиях и при этом просто смотреть на ситуацию со стороны. Мнений относительно этого высказывается достаточное количество, есть в России как сторонники, так и противники данного решения, однако политическая воля, поднявшая этот «ветер перемен», являлась на тот момент главным и единственным фактором. Если бы этого не случилось весной 2014 года, это обязательно произошло бы позже, на месяц или на год, в Украине или другой стране, тесно связанной с Россией, но это обязательно бы случилось по причине того, что мир стал другим, мир находится в ситуации, когда правила игры начинают меняться, и к этому следует быть готовым в любой момент времени.

Сейчас можно констатировать, что с марта 2014 по ноябрь 2014 года режим санкций постепенно набирает обороты, что постепенно находит свое отражение в развитии внешнеэкономического сотрудничества России. Первичные санкции США, Европейского союза, Австралии, Канады, Японии и других государств мира имели прежде всего политический характер. В апреле 2014 года со стороны ряда стран появились уже экономические санкции в виде запрета на поставки товаров военного назначения, которые в июне 2014 года были расширены в виде ужесточения экспортного режима в отношении некоторых российских компаний военно-промышленного комплекса. Третий этап санкций в июле 2014 года предусматривал достаточно жесткие ограничения внешнеэкономического взаимодействия для ряда ключевых компаний военно-промышленного комплекса и банковского сектора. В результате в августе 2014 года ряд стран, например США и Швейцария, впервые ввели запреты на импорт и экспорт товаров, используемых в добыче нефти и газа. В свою очередь в качестве ответных санкций Правительство Российской Федерации, исполняя Указ главы государства от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», приняло 7 августа 2014 года постановление № 778 о введении сроком на один год запрета на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для таких стран, как Австралия, Канада, Норвегия, США и ЕС.

Тема внешнеэкономического сотрудничества в сфере сельского хозяйства, включая международную торговлю продовольствием, всегда является особенно острой, так как затрагивает интересы всех стран мира без исключения. Институт продовольственной безопасности Университетской лиги ОДКБ выступил одним из организаторов конференции «Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции», проведенной в октябре 2014 года при поддержке Университетской лиги ОДКБ в рамках российской агропромышленной выставки «Золотая осень». В докладах экспертов Университетской лиги ОДКБ отмечалось, что в условиях обострившихся международных отношений и введения государствами ряда взаимных санкций особую актуальность приобретает проблема обеспечения национальной продовольственной безопасности, при этом ключевое значение в этом вопросе отводится проблеме импортозамещения.

Таким образом, геополитический «ветер перемен» начинает серьезно воздействовать как на Россию, так и на страны, подключившиеся к санкциям, в первую очередь ЕС, из-за ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции.

При этом необходимо отметить, что Россию сильнее всего затрагивают именно финансовые санкции, тогда как торговые ограничения пока не оказывают значительного негативного влияния на показатели внешнеторгового оборота. Без доступа к западным финансовым рынкам России приходится достаточно тяжело. Национальная экономика уже привыкла к дешевым западным деньгам, а сейчас эти возможности серьезным образом подорваны. Сумма валютных резервов РФ сегодня, к сожалению, способна только защитить страну от острого долгового кризиса, но не способна покрыть недостаток иностранных инвестиций. Нужно подчеркнуть, что финансовые санкции против России применять достаточно легко, так как США обладают монополией на доллар, а Евросоюз — на евро.

Утрата взаимного доверия в работе с европейскими партнерами, а ЕС остается крупнейшим внешнеторговым партнером России на сегодняшний день, разворачивает паруса отечественной экономики в сторону китайского «ветра перемен». Насколько сильным будет этот ветер и хватит ли его для того, чтобы лодка по имени российская экономика набирала свой ход, сегодня сказать достаточно трудно. Однако недавний саммит АТЭС, проходивший в ноябре 2014 года в Китае, продемонстрировал большой интерес сторон друг к другу, а подписание большого количества соглашений между Россией и Китаем выступило подтверждением развития взаимного внешнеэкономического сотрудничества двух стран опережающими темпами. При этом за последние полгода Россия и Китай заключили всего около 40 соглашений в банковской сфере, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, телекоммуникациях. Многие из данных соглашений предусматривают значительные инвестиции, платежи в национальных валютах, а значит, доступ к финансовым ресурсам, чего сейчас так не хватает России. А значит, есть надежда, что геополитический «ветер перемен» будет для России попутным.

Ковалев Виктор Евгеньевич,
к.э.н., доцент,
заведующий кафедрой внешнеэкономической деятельности
Уральского государственного экономического университета    

 

                                                                               

Материалы по теме

С севера на юг

США на 92,6% восстановили товарооборот с Россией

Год спустя

Иллюзии о том, кто должен

Русские и Boeing

Вода как источник денег