Санкции на труд

Заседание СОСПП на тему «Стратегия-2030: создание высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в условиях ограничений и возможностей».

Заседание СОСПП на тему «Стратегия-2030: создание высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в условиях ограничений и возможностей».

Создание высокопроизводительных рабочих мест в новых экономических условиях должно быть активизировано на импортозамещающих производствах. Основной инструмент господдержки — административное сопровождение проектов модернизации

17 октября в Екатеринбурге состоялось заседание Совета Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) под председательством его президента Дмитрия Пумпянского и с участием председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера. Тема мероприятия — «Стратегия-2030: создание высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в условиях ограничений и возможностей».

Напомним, что впервые о ВПРМ заговорили в конце 2011 года, когда на съезде «Деловой России» был представлен доклад «Стратегия России — 25 миллионов новых современных рабочих мест». Законодательно инициатива создания ВПРМ закреплена в мае 2012 года в указе президента Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике», определившем срок организации 25 млн ВПРМ — к 2020 году. В июле-2012 губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, не дожидаясь разнарядки свыше, озадачил отраслевых министров необходимостью создания в экономическом комплексе региона за восемь лет 700 тыс. ВПРМ. Программу организации высокопроизводительных мест поручили разработать аналитическому центру «Эксперт-Урал» и Высшей школе экономики и менеджмента (Уральский федеральный университет). Позже она была принята постановлением регионального правительства.

Утвержденный программный документ предлагал пять комплексных межведомственных проектов: «Федеральные ресурсы промышленного и инновационного развития Свердловской области» (активизация привлечения средств верхнего уровня бюджетной системы на Средний Урал); «Новые рынки» (содействие в сбыте продукции, произведенной новыми промышленными единицами в рамках создания и коренной модернизации рабочих мест); «Территории новой индустриализации» (организация инвестиционной инфраструктуры и подготовленных промышленных площадок); «Уральский технополис» (формирование в Свердловской области инновационного центра); «Кадры для новой индустриализации» (обеспечение качественных и пространственных соответствий спроса на кадровое пополнение существующей массе человеческих ресурсов).

Однако меняющиеся экономические условия потребовали ревизии предлагавшихся мер.

Заточить инструмент

Центральный доклад на заседании представил директор АЦ «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачёв:

— За последний год экономический контекст России сильно изменился, и в отношении перспектив создания и модернизации ВПРМ появились три новых акцента.

В первую очередь — усиление внимания к импортозамещающим направлениям. Понятно, что оно вызвано развернувшимся противостоянием экономических санкций. Здесь важно отметить, что до сих пор вести точные аргументированные расчеты в этой сфере практически невозможно: формализованной и структурированной информации не накапливают ни государственные органы, ни отраслевые союзы, ни независимые экспертные бюро. Вплоть до того, что от различных министерств правительства РФ могут исходить прямо противоположные данные, как это было с оценкой зависимости отечественной нефтедобычи от импортных технологий в докладах, опубликованных министерствами труда и энергетики.

Тем не менее ясно, что открываются возможности импортозамещения по трем интегральным направлениям. Первое — замещение импорта агропромышленной продукции. Цены в этом секторе уже выросли, и, как следствие, его привлекательность для инвесторов увеличилась. Второе — снабжение естественных монополий и крупных государственных компаний. Многие из них имеют обширный список закупаемого оборудования, ощутимая часть которого — иностранное. Номенклатура очень широка: от специфических механизмов для нефтепроводов (запоров, заглушек, кранов) до общепромышленных расходников (типа электрооборудования — генераторов, трансформаторов, распределительных щитов и т.п.). Третье — продукция ЖКХ. Этот сектор генерирует постоянный и долгосрочный спрос. Здесь велика доля импорта из Китая, и целиком его заместить очень сложно. Но серьезные объемы идут также из Венгрии, Польши и других стран Восточной Европы, и на них надо обратить особенное внимание.

Второй акцент — замедление экономической динамики. Сейчас Минэкономразвития рассматривает три сценария развития событий: оптимистичный (отмена санкций летом 2015 года, цены на энергоносители стабильно высокие); реалистичный (сохранение санкций и стабильные цены на нефть и газ); пессимистичный (падение цен на нефть и газ). Так вот по реалистичному сценарию в будущем году нас ждет примерно двухпроцентное сокращение ВВП и падение инвестиций на 5 — 9%. Следствие — сокращение активности в отраслях, обслуживающих инвестиционный спрос.

Третий акцент — расходы на национальную экономику в региональных бюджетах. В последние годы, начиная с 2012-го, их было очень мало — все деньги шли на социальные сферы. И сомнений в том, что в будущем году на стимулирование регионального хозяйственного комплекса из субъектовой казны будет выделяться минимум, практически нет.

Создать высокопроизводительные рабочие места позволят только дополнительные рыночные возможности
реализации продукции

Важная особенность, напрямую касающаяся прежних планов, — привлечение ресурсов федерального центра. Успехов здесь мало: Свердловская область суммарно по всем проектам и программам привлекает на свою территорию примерно полпроцента ресурсов, направляемых федеральным центром на развитие регионов. И ситуация развивается в худшую сторону. Но еще год назад в качестве целевого значения мы указывали минимум 3% этого объема — именно таков вклад Среднего Урала в валовой продукт и население страны.
 
Также стоит подчеркнуть, что в сложившихся условиях значительно вырастает роль административного ресурса. Например, стимулирования с помощью государственного и муниципального заказа. В ситуации истощения бюджетных ресурсов это едва ли не единственный инструмент поддержки бизнеса, имеющийся у региональной власти. Использование его в различных вариантах должно стать приоритетом в действиях нынешней региональной и муниципальной власти.

Оглянуться на сбыт

При обсуждении промежуточных итогов реализации программы создания ВПРМ в Свердловской области представители промышленности обратили серьезное внимание на кадровый аспект. Первым это сделал генеральный директор Уральского завода резиновых технических изделий Сергей Фомин:

— Как и на многих предприятиях России, производительность труда на нашем заводе недостаточно высока: у нас существенны моральный и физический износ оборудования, трудоемкость производственных процессов, вредные условия труда. Инструмент решения этих проблем — коренная модернизация и техперевооружение всех производств. Программы модернизации были утверждены в 2010 году, одна из основных их целей — увеличение производительности труда в 1,5 раза и обеспечение предприятия новыми кадрами. Всего на программу планируется направить 1,2 млрд рублей. Новая программа позволит организовать около 120 новых высокопроизводительных рабочих мест. Здесь важно подчеркнуть, что каждое ВПРМ, создаваемое техперевооружением, заменяет от трех до семи прежних рабочих мест. И социальная сторона программы коренной модернизации — это непростой вопрос. Более того, далеко не всегда кадры, трудившиеся на немодернизированных рабочих местах, способны занять новые позиции — очевиден недостаток квалификации.

Главный инженер Уралвагонзавода Юрий Шаньгин подчеркнул балансово-количест­вен­ный аспект.

— Мы на практике столкнулись с тем, что создание ВПРМ взамен старых или модернизация с повышением производительности существующих неизбежно ведет к уменьшению общего числа занятых в производстве. Например, в цехе крупных узлов механо­сборочного производства заменили 16 единиц металлообрабатывающего оборудования на четыре современных обрабатывающих станка. Производительность повысилась в разы, но пропорционально снизилось и общее число рабочих мест. Сейчас заканчиваем создание гибкого автоматизированного производства среднего литья: количество и качество литых заготовок вырастет, но число рабочих мест упадет.

Если мы не хотим понижать занятость, говорит главный инженер УВЗ, получается, что, во-первых, создание ВПРМ должно осуществляться в первую очередь за счет новых производств и предприятий. Во-вторых, оно возможно при выходе на новые объемы производства, а значит, на новые рынки. Так, на вагоносборочном производстве завода внедрили новую линию по обработке, сборке и запрессовке колесных пар. Естественно, увеличилась производительность, но занятость здесь смогли сохранить только потому, что увеличили объемы производства в этом подразделении.

Высший менеджмент предприятий уверен: создать высокопроизводительные рабочие места позволят только дополнительные рыночные возможности реализации увеличенных объемов прежней продукции или возникших новой. В противном случае все меры государственного стимулирования либо не приведут к достижению поставленной цели, либо, что хуже, будут способствовать накалу социальной обстановки в связи с необходимым сокращением занятости.


 

Материалы по теме

Совет Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей подвел предварительные итоги реализации программы создания высокопроизводительных рабочих мест

Задний ход

Замещай, подорожало

Газпром и Салаватский катализаторный завод договорились о поставках адсорбента

ФРП предоставил займ челябинской компании

Как настроить импортозамещение в России