Разведка боем
ЗАО «Золото Северного Урала» (дочернее предприятие ОАО «Полиметалл») является сегодня одним из самых эффективных в отрасли
Крупнейшее на Среднем Урале золотодобывающее предприятие ЗАО «Золото Северного Урала» (дочернее предприятие ОАО «Полиметалл») является сегодня одним из самых эффективных в отрасли. Сохранение стабильных объемов производства — задача не из легких для российских золотопромышленников, тем более на перспективу. Явным тормозом для развития одной из самых технологичных и перспективных отраслей является факт того, что на фоне роста производства золота наблюдается заметное снижение объемов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Ее восполнение — занятие для бизнеса затратное и рискованное. Тем не менее компания «Полиметалл» инвестирует значительные средства в развитие геологоразведки и считает ее стратегическим направлениям своей деятельности. О перспективах золотодобывающей отрасли на Урале мы разговариваем с Андреем Новиковым, директором уральского филиала ОАО «Полиметалл Управляющая компания», управляющим директором ЗАО «Золото Северного Урала».
— В прошлом году золотодобывающая отрасль пережила значительный обвал биржевых цен на золото и снижение объемов производства. Как вы оцениваете ситуацию в отрасли сегодня? Какова ситуация на вашем предприятии?
— Падение цен в 2013 году было шоковым в целом для отрасли, так как в бюджеты многих компаний были заложены более высокие уровни мировых котировок золота. Нужно понимать, что цена в 1,2 тыс. — 1,3 тыс. долларов за унцию приближена к общемировому уровню себестоимости. Сложившаяся ситуация стала своеобразным тестом на способность грамотно управлять своими расходами. В результате на 2014 год многие компании спланировали бюджет уже из более трезвых расчетов.
В нашей компании предприятие «Золото Северного Урала» является одним из самых прибыльных активов компании. Конечно, мы ощутили снижение биржевых цен. Но «Золото Северного Урала», как и другие предприятия «Полиметалла», обладает управленческой системой, способной оперативно регулировать параметры себестоимости. Предприятие работает на полную проектную мощность и сохраняет стабильные объемы производства — 4,5 — 5 тонн ежегодно, в зависимости от качества перерабатываемых руд. Это около 50% от совокупного объема производства золота в регионе.
Мы продолжаем генерировать прибыль и направлять ее на развитие. Решаем ключевые стратегические задачи: продолжаем геологоразведочные работы на территориях, которые рассматриваем как потенциальный источник минерально-сырьевой базы для ЗСУ или в качестве самостоятельных проектов.
— В этом году в результате раздела совместного предприятия «Урал-Полиметалл» ваша компания стала владельцем ЗАО «Северо-Калугинское», обладающего одноименным месторождением полиметаллических руд в Свердловской области. Чем для вас интересен этот актив, каковы его перспективы?
— Это очень интересное месторождение с довольно большим содержанием меди и золота на тонну руды. Сейчас мы проводим его детальную геологоразведку с целью уточнения запасов и определения технико-экономических параметров. Думаю, что к его отработке сможем приступить в 2016 — 2017 годах. Переработка же руды будет идти на уже имеющихся в регионе мощностях.
— В СМИ много говорили о том, что в связи с появлением у компании крупного проекта по добыче золота в Казахстане — на месторождении Бакырчик — «Полиметалл» сократит свои инвестиции в уральские проекты. Так ли это?
— Это не имеет никакого отношения к реальной ситуации. «Полиметалл» сохраняет взвешенный подход к своей работе во всех регионах присутствия. В компании считают Урал перспективным регионом и намерены развивать бизнес как в Свердловской области, так и соседних регионах. В частности, нам интересны Челябинская и Оренбургская области. Все эти территории имеют неплохой потенциал выявления новых золоторудных месторождений, так как прежде на Урале активно велась разработка золотоносных россыпей, добыча медных и железных руд, а добычей рудного золота практически не занимались. При этом здесь хорошо развита инфраструктура, есть специалисты горно-металлургического профиля и базы для их подготовки.
Подход компании к проектам на Урале не изменился и инвестиции в геологоразведку сохраняются. В частности, в 2014 году мы возобновили бурение на Тамуньерской площади. Залегание руд здесь довольно сложное, но у наших геологов есть предпосылки для того, чтобы считать его потенциально интересным. Началось бурение и на Сербишной площади и Шиловском участке в районе Невьянска. Здесь получены неплохие первичные результаты, которые дают основание надеяться, что там есть рудопроявления с содержанием золота. Продолжаем работы и на таких объектах, как Маминское, здесь завершено бурение и производится оценка полученных материалов, а также на Светлоборском месторождении. Последнее интересно для нас содержанием металлов платиновой группы. «Полиметалл» считает их добычу и производство стратегическим направлением развития компании в долгосрочной перспективе.
— Какие глобальные задачи стоят сегодня перед уральскими золотодобытчиками?
— Они тесно связаны с нарастающим дефицитом минерально-сырьевой базы в регионе. Это касается добычи как рудного, так и россыпного золота. Месторождения золота, как и других полезных ископаемых, имеют обыкновение истощаться. Поэтому нужно искать новые «кладовые природы». Но приходится констатировать — отечественная геологоразведка пребывает в глубоком кризисе. Сейчас золотодобытчики работают с геологической базой, оставшейся с советских времен. Если не вкладывать в геологоразведку сегодня, уже через 15 — 20 лет добывать на Урале станет нечего. Поэтому задача номер один для компаний, занимающихся добычей драгоценных металлов на Урале, — поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Для того чтобы в ближайшие годы избежать резкого обвала производства драгметаллов, необходимо уже сейчас разведывать и вовлекать в отработку новые месторождения.
Недропользователи, заинтересованные в восполнении минерально-сырьевой базы, вынуждены самостоятельно инвестировать в геологоразведку. Это крайне рискованно. Тем не менее «Полиметалл» активно занимается этим вопросом, так как считает крайне необходимым. Наши специалисты работают в геологических фондах в Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях, самостоятельно выполняя работу по выявлению потенциально интересных участков.
Важнейшим достижением этого года в части геологоразведки в нашей компании стало создание уральского филиала ОАО «Полиметалл Управляющая Компания», одна из основных задач которого — координация работ по поиску новых месторождений и внедрение единого подхода к организации геологоразведочных работ. Это позволит ускорить процесс и повысить его эффективность. Здесь уже сформирована команда из главных геологов проектов, которые были избавлены от рутины, связанной с организацией и обеспечением геологоразведочных работ и сконцентрировались на «геологическом креативе». Такой подход позволяет находить неординарные, но рациональные решения, иначе взглянуть на месторождение.
— Насколько велики ваши инвестиции в геологоразведку?
— Мы не ограничиваем геологов в средствах. Если возникала целесообразность дальнейшего изучения объекта или продолжения бурения, то инвестиции на это выделяются всегда. Пока год не закончился, о точных объемах инвестиций в этот сектор в 2014 году говорить рано. Для сравнения могу сказать, что по итогам 2013 года в геологоразведку мы вложили около 300 млн рублей.
Мы постоянно обновляем оборудование, наши геологи обеспечены самой современной качественной технической базой. Традиционный пробирный анализ позволяет исследовать наличие одного-двух элементов. Применительно к нашему производству — это золото и серебро. Приобретенный многокомпонентный атомно-эмиссионный спектрометр выполняет полуколичественный анализ содержания в пробах около тридцати элементов, в основном — металлов. Это позволяет получить более оперативную и полную картину о содержании изучаемых руд. В этом году рядом с Маминским месторождением мы отрыли современный лабораторный комплекс, чтобы проводить качественные исследования проб с поисковых участков в южных частях Уральского региона.
— В конце прошлого года золотопромышленники били во все колокола, призывая государство поддержать их в стремлении развивать геологоразведку и добычу цветных металлов. И хотя бы просто не мешать. Изменилась ли ситуация сегодня?
— Союз золотопромышленников Урала, участником которого является «Золото Северного Урала», в прошлом году провел очень большую работу по преодолению административных барьеров в отрасли. Одна из проблем заключалась в том, что на все необходимые согласования для получения разрешения на начало разведочного бурения по уже имеющейся лицензии уходило более 500 дней. Мы проанализировали эту ситуацию и предложили внести изменения в административные регламенты, которые позволяют сократить процедуру. В Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области нас услышали, и вскоре этот вопрос был рассмотрен на правительственной Комиссии по преодолению административных барьеров под председательством вице-премьера областного правительства Алексея Орлова. В результате проведенной работы были внесены изменения в административные регламенты регионального департамента лесного хозяйства, что позволило сократить срок согласований практически с 600 до 150 дней.
Но пока регулировали эти механизмы, федеральным правительством было издано постановление № 849-р, устанавливающее ограничения в использовании лесных участков, что блокировало реализацию некоторых проектов золотодобытчиков, в том числе и в проведении геологоразведки. Союз золотопромышленников неоднократно обращался с предложением внести изменения, но пока ситуация зависла в воздухе.
— Чего не хватает для развития геологоразведки в отрасли?
— В первую очередь — государственной политики. Конечно, хотелось бы, чтобы государство выполняло хотя бы первичную работу по выявлению потенциально интересных участков полезных ископаемых. Отрадно, что в этом году все-таки был внедрен заявительный принцип: кто первый подал заявку на выявленный им потенциально интересный объект, тот и получил лицензию.
Во-вторых, необходимо уйти от архаичной системы документооборота и синхронизировать законодательство в части недропользования. В-третьих, необходимо фундаментально менять подход к подготовке кадров. Если посмотреть на опыт других стран, то выпускник иностранного вуза, приходя в компанию, становится генератором идей и новых мыслей. У нас же выпускники, начиная работать на предприятии, еще несколько лет формируются, нарабатывают опыт. Разве может быть иначе, когда в горно-геологических академиях и институтах учатся на приборах, которые применялись в отрасли полвека назад?
Без улучшения материально-технической базы вузов, которые готовят специалистов горного дела, мы ничего не добьемся. Образование таких студентов должно быть максимально приближено к реальной жизни. Именно студенты и ученые должны смотреть на перспективу и двигать индустрию вперед. Этого сегодня не происходит. Если мы хотим прорыва, необходимо менять подход к профильному образованию, нужно внедрять новые технологии и в обучении, и на производстве.