Бесполезные ископаемые
Игра по маленькой
Представители УГМК, например, говорят, что дефицит остался в прошлом. Во многом это произошло благодаря тому, что холдинг получил права на несколько средних и малых месторождений.
Вторая на Урале и третья в стране Русская медная компания также планирует увеличить объемы потребления руды. Как заявляет вицепрезидент по финансам и экономике РМК Максим Щибрик, соотношение минерального сырья в объеме производства РМК будет доведено до 60% к 40% лома. В течение трех последних лет РМК приобрела лицензии на 12 месторождений медьсодержащей руды на территории России и Казахстана. На Среднем Урале в прошлом году получены права на Левихинское
Сидерит в кубышку
Магнитогорский меткомбинат тоже в основном решил сырьевые проблемы: получил права на освоение Приоскольского месторождения в Белгородской области, подготовил десятилетний контракт с казахстанским
Специалисты неоднозначно отнеслись к этой сделке. По словам заместителя руководителя компании «Челябинскнедра» Леонида Сарафанова, ММК купил сидеритовые залежи, нерентабельные в разработке: «Сидериты требуют слишком больших издержек, необходим обжиг руды и ряд других мер, заметно удорожающих стоимость концентрата». Он считает, что разработка подобных залежей станет рентабельной лишь через десятилетие, когда будут разработаны новые технологии.
На Магнитке смотрят на Бакал оптимистичнее. Пресссекретарь комбината Елена Азовцева поясняет: это — инвестиции в будущее. По ее словам, «разработка группы Бакальских месторождений увеличит самообеспеченность комбината железорудным сырьем до 20%. Мы заинтересованы в сырьевой безопасности на долгосрочный период, поэтому основные перспективы освоения месторождений связываем с разработкой новых технологий переработки сидеритовых руд. Серьезная работа в этом направлении уже ведется».
Ни взять, ни дать
Практически то же говорят коллеги Сарафанова в Свердловской области. Начальник отдела геологии и лицензирования регионального управления по недропользованию Уральского федерального округа Николай Кокорин: «Железорудные запасы распределены на 80 — 90%».
Медный ресурс в Свердловской области — Волковское месторождение: его
Николай Кокорин возлагает определенные надежды на дальнейшие геологоразведочные работы: «О меди с содержанием 3% стоит забыть, если не брать в расчет месторождения на глубинах 1 км и больше». А вот некрупные месторождения с 1,5 — 2% меди, по его мнению, вполне возможны. Проблема в том, сумеют ли недропользователи применить технологии, которые позволят сделать добычу рентабельной. «Разработка месторождений на Урале (а они все относятся к малым и средним) — вопрос не геологический, а технологический. Большинство наших компаний используют старые методы работы. Чтобы добыча сырья стала выгодной, надо менять систему извлечения и переработки руды», — подытожил эксперт.
По мнению начальника аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергея Калиберды, в долгосрочной перспективе будущее уральских месторождений зависит от мировых цен на металлы. А здесь эксперты дают осторожные оценки. По прогнозу Сергея Калиберды, цена на медь, колеблющаяся сейчас в районе 6 тыс. долларов за тонну, вряд ли будет заметно расти. По железу аналитики ожидают падения цен на 20 — 25% в долгосрочной перспективе изза увеличения производства стали в Китае. Да и в целом мировая экономика демонстрирует признаки охлаждения, которое может привести к завершению очередного цикла высоких цен на сырье. В этом случае про малые и средние месторождения Урала можно будет снова забыть на неопределенный срок.