Выиграй время — выиграешь войну
Русал (один из крупнейших производителей алюминия в мире) проиграл в споре за отмену новой товарной политики складов Лондонской биржи металлов (LME).
Правила хранения металла на LME должны были вступить в силу с 1 апреля 2014 года: они предполагали сокращение сроков очередей на отгрузку продукции с конкретного склада с 90 до 50 дней, при превышении порога объем выгрузки должен был превышать объем погрузки. По мнению потребителей алюминия, склады биржи искусственно замедляли поставки металла, ограничивая предложение. Новые правила могли привести к резкому снижению премии за поставку металла вне очереди. 27 марта Русалу вместе с Alcoa удалось убедить судью Высокого суда Джастиса Филлипса признать их незаконными (якобы LME не провела достаточного количества консультаций с участниками торгов) и остановить реформу.
LME подчинилась, но не смирилась. На прошлой неделе Апелляционный суд в Лондоне принял в этом споре сторону LME и отменил решение предыдущей инстанции. Теперь бирже ничто не мешает ввести новые правила работы складов. Она уже начала двухнедельные консультации с участниками торгов.
Русал недоволен и собирается дойти до Верховного суда. Но алюминиевый гигант уже оказался в плюсе от этого спора. Компания выиграла время: пока шли судебные разбирательства, ситуация на алюминиевом рынке кардинально изменилась. С апреля алюминий на LME подорожал на 8% (до 1928 долларов за тонну), запасы на складах уменьшились примерно на 15% (до 4,6 млн тонн), премия за немедленную отгрузку металла выросла на 39% до исторического максимума (500 долларов за тонну). По оценке аналитика Газпромбанка Наталии Шевелевой, в 2014 году Русал может заработать на премиях около 1,3 млрд долларов.
Высокие премии принципиальны для алюминиевого гиганта: себестоимость его производства в России длительное время держалась выше котировок LME. Высокие премии могли быть на руку также таким крупнейшим производителям алюминия, как Alcoa и Norsk Hydro.
Аналитик RMG Андрей Третельников полагает: если бы LME ввела новые правила работы со складами в апреле, цена на алюминий изменилась бы несущественно, зато премия за немедленную отгрузку упала бы до 300 долларов за тонну.
Теперь, считают в Русале, новые правила LME не окажут значительного влияния на складские очереди или премии: рынок стал дефицитным в результате сокращения мирового алюминиевого производства (только Русал может по итогам 2014 года выпустить 3,5 млн тонн — на 16% меньше, чем в 2012 году).