Реверс, или Как всегда
2 октября правительство РФ рассмотрело вопрос о конкуренции в сфере торговли
Обсуждались изменение Закона о регулировании торговли и новые решения по поддержке отечественного производителя и малого торгового формата. Торговля долго считалась сферой, в которой свобода конкуренции обеспечивается рыночным саморегулированием. Но олигархическая структура воспроизвелась и здесь: появились доминирующие федеральные торговые сети. Попытки защитить малый и средний торговый бизнес законом о торговле были обречены на неудачу из-за непродуманных методов регулирования размеров присутствия сетей на рынке. Из-за ошибок законодателей в торговом пространстве разразилась война между крупными сетями, уничтожившая многие местные сети и сократившая малый торговый формат. Сакраментальная фраза Виктора Черномырдина «Хотели как лучше, получилось как всегда» давно стала метафизической характеристикой эффективности преобразовательных усилий российских чиновников.
Низкий уровень квалификации чиновников, слабая информационно-исследовательская база служат плохим подспорьем при подготовке проектов. Отсюда — законы с большим количеством лазеек, пролоббированные «коварными» выгодоприобретателями. Отсюда же — законотворчество, ставшее символическим процессом со слабой практической пользой. Естественно, возникает необходимость постоянного пересмотра плохо подготовленных проектов. Возврат на стартовые позиции вызывает у чиновников эффект реверсивного мышления. Сам по себе реверсивный метод в разработке проектов полезен. Однако частое его использование для обучения неквалифицированных чиновников — непозволительная роскошь.
Министр Денис Мантуров и руководитель ФАС Игорь Артемьев на заседании правительства, выступая в защиту малого бизнеса, предложили внести поправки в закон о торговле в форме введения новых нормативов по торговым форматам, возвратить торговлю пивом в ларьки, создать логистические центры для местных фермеров, возродить рынки для торговли сельской продукцией. Задачи поставлены серьезные — это вам не летнее время менять. Будут ли эти изменения базироваться на результатах исследований и общественного обсуждения?
Практики-предприниматели в отличие от теоретиков-чиновников реально почувствовали результаты беспощадной торговой экспансии федеральных сетей. Предприниматели Магнитогорска еще более года назад обратились с предложениями по изменению закона о торговле в Госдуму, Минпромторг РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС. Ответы были очень похожи, с охранительной интенцией «все сущее разумно». Так, председатель комитета Госдумы Игорь Руденский сообщил: «…Считаем внесение изменений в Федеральный закон нецелесообразным, а причиной негативных проявлений может быть недобросовестная правоприменительная практика и злоупотребления в данной сфере».
И отправил искать правды в ФАС и Росстат. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров добросовестно переписал содержание пунктов закона, которые ФАС контролирует, не давая оценки реальной ситуации и не обозначая проблем. Директор департамента Минпромторга РФ Денис Пак также изложил содержание статей и сделал вывод: «По мнению департамента, регулятивные меры, изложенные в вышеуказанной статье (закона) достаточно эффективны…». А директор департамента по предпринимательству и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова переадресовала за разъяснениями в те же ФАС, Росстат и Минрегионразвития. Наиболее честной оказалась позиция председателя комитета по законодательству Госдумы Павла Крашенинникова. Он публично пошутил: мол, бумагу возьмет, но, наверное, засунет в дальний ящик. Обращаю внимание, что никто из авторов не обременял себя ссылками на какие-либо результаты исследований или данные официальной статистики. После заседания правительства 2 октября 2014-го они «прозреют» по команде и без цифр, в очередной раз войдут в реверсивный режим пересмотра содержания законов и проектов.
Но если федеральные чиновники и депутаты хотя бы «хотят как лучше», то местных прагматичных чиновников чаще устраивает стабильная ситуация в режиме «как всегда». В Челябинской области с приходом нового губернатора Бориса Дубровского стали много говорить о «Стратегии 2020» и предпринимательстве, но при этом почти ничего — о параметрах потребительского рынка, хотя предпринимательство развивается в основном в этом пространстве. В области отсутствует программа развития потребительского рынка как инструмент прогнозирования и развития торговли и услуг. Заместитель областного министра экономического развития Ирина Казанцева на региональном форуме предпринимателей неуверенно обращалась к аудитории со словами о необходимости разработки подпрограммы по потребительскому рынку, которая должна была войти в программу развития предпринимательства. Об опыте других регионов она, видимо, не знает. Мэр Магнитогорска вице-губернатор Евгений Тефтелев на городском собрании предпринимателей публично продемонстрировал отсутствие малейшего представления о таком инструменте, как программа развития потребительского рынка. А на запрос АНО «Родной город» о количестве магазинов и их торговой площади заместитель мэра Владимир Ушаков ответил, что этими данными он не располагает. Здесь мы даже о реверсивном мышлении говорить не можем: у местных чиновников желания поразмышлять об условиях развития торговли хотя бы в первом приближении не возникло.
А размышлять есть о чем. По нашим данным, объем сетевой торговли в Магнитогорске составляет 70%. Торговые центры множатся в огромном количестве без всякого изучения потребности в них. Практика Магнитогорска не уникальна, исключений не так много. Как же при таких обстоятельствах обеспечить справедливую конкуренцию различных торговых форматов и поддержать малый бизнес?
Опыт отдельных российских регионов, в частности Татарстана, о котором упомянул премьер-министр, показал «что и как нужно делать», осталось решить «кто это будет делать». Найдутся ли те, кто успешно создаст линию-конвейер для движения местной продукции: фермер — производитель — логистический центр — прилавки разных форматов? Внимание общественности к проблемам торговли, несомненно, усилится в период поиска причин роста цен на продукты. А потом… будет «как всегда».