Экспортеру не нужна галочка

Экспорт

       

В последнее время на государственном уровне декларируются меры поддержки российским несырьевым компаниям по входу на рынки других стран и в целом по повышению экспортного потенциала.   

Приведу пример. Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Максим Паршин заявил о том, что главным инструментом помощи экспортерам станет Российский экспортный центр. Государство de jure создало инструмент помощи экспортерам — РЭЦ, в состав которого вошли ЭКСАР, оказывающий страховую поддержку, и Росэксимбанк, обеспечивающий кредитную поддержку бизнеса. Кроме того, создана региональная сеть из 35 центров поддержки экспорта (такой центр открыт в том числе и в Челябинске). Дополнительно РЭЦ будет реализовывать образовательные проекты в регионах.

1 марта 2016 года на съезде Торгово-промышленной палаты РФ Президент Владимир Путин дал указание: «…Прошу Российский экспортный центр организовать взаимодействие с региональными торгово-примышленными палатами…». Казалась бы, все всем ясно. Без взаимодействия с институтом практического продвижения российских товаров за рубеж, каким выступают палаты, вряд ли можно добиться результата. Но каждый понимает результат по-своему!

Для чиновника, имитирующего деятельность, — это отчет о целевом расходовании федеральных средств, хотя для государственника результат может быть только один, и он очевиден — рост количественных показателей экспорта российской несырьевой продукции. Иного показателя быть не может.

Более того, кто даст независимую оценку эффективности деятельности РЭЦ, насколько эта структура de facto конкурентна по сравнению, к примеру, с аналогичными структурами Китая, созданными в рамках «сбытовой стратегии», принятой Госсоветом КНР еще в 2007 году, аж на 70 лет вперед, да так, что весь мир чувствует насколько агрессивна и действенна китайская стратегия?

А что у нас? На государственном уровне реагируем только через семь лет, и в 2014 году по заказу Минэкономразвития России Всероссийская академия внешней торговли с участием Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института разработала проект национальной экспортной стратегии до 2030 года. Он оказался ярким примером инертности  системы и уже два года находится на доработке ввиду большого количества поступивших замечаний. Так что каждое предприятие вынуждено пересматривать свою сбытовую стратегию в условиях отсутствия общенациональной стратегии продвижения российских несырьевых товаров.

Организация системной поддержки российских компаний несырьевого сектора по входу на рынки других стран — это работа для профессионалов, работа, которая требует высокого уровня государственно-частного парт­нерства. И именно в такой последовательности, поскольку государство должно обеспечивать предпринимателям все конкурентные меры поддержки. Так, на московском форуме «Russian Export Days 2016» из уст ответственных представителей власти в очередной раз прозвучало определение наиболее перспективных рынков продвижения российской продукции и названы страны СНГ. Позвольте не согласиться! Продвигать российский товар, например, в Узбекистан ничуть не проще, чем в Иран. И именно поэтому в первых числах ноября Фёдор Дегтярёв, председатель Делового совета «Россия — Узбекистан» организует в Ташкенте форум, на котором будет участвовать большая представительная делегация российских предпринимателей. На форуме будут ставиться очень «неудобные», острые вопросы и обсуждаться проблемы, препятствующие сотрудничеству. Это и определяет уникальность делового совета, как института бизнес-дипломатии. Экспортерам нужны результат, контракты. Их не интересует просто «поставить галочку».

Следует понимать, что без системы лоббирования нашего товаропроизводителя на рынке Узбекистана, где всех расталкивает локтями Китай, не пробиться. Там даже простой специалист министерства, не говоря уже о министре, встречается с российскими официалами только с санкции министерства иностранных дел.

Мы считаем, что и с Ираном необходимо системное лоббирование.

Китай, крупнейший торговый партнер и давний союзник Ирана, уже принял план увеличения двусторонней торговли более чем в десять раз, до 600 млрд долларов, на срок до 2025 года. Для справки: товарооборот России и Ирана составляет 2,5 млрд долларов. И даже если мы его увеличим в десять раз, это не решит проблему нашего отставания.

Есть такое понятие benchmarking, которое в упрощенной форме означает «изучи, как это делает лидер, и сделай это по крайней мере не хуже». Именно по этой формуле за четыре года была создана первая советская атомная бомба, обеспечено абсолютное мировое лидерство в ракетостроении и т.д. Только мы это забыли, а Китай возвел в ранг государственной политики.

Неужели так сложно изучить опыт Китая, например, в интернет-торговле и применить лучший алгоритм к отечественным условиям? На сегодняшний день в России нет ни одного интернет-магазина, который бы продавал на экспорт. Интересно, насколько инертна система в создании платформы для интернет-торговли за рубежом?

Мировая система торгово-промыш­ленных палат очень часто выступает гарантом надежности партнеров и качества при реализации международных контрактов. С 2006 года мы настойчиво информировали власть о необходимости присоединения к международным организациям, формирующим стандарты проверки качества различных категорий международных товаров. Это важнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках. И только в августе 2016 года руководитель Роскачества Максим Протасов заявил о вступлении России (в лице Роскачества) в Международную ассоциацию потребительских испытаний и исследований качества товаров (International Consumer Research & Testing, ICRT), которая объединяет 36 стран. Мы теперь имеем возможность продвигать наши товары посредством этих международных тестов. Фактически мировой ритейл получил доступ к российским производителям.

Производить качественный товар непросто, но гораздо больший труд заниматься его продвижением в условиях глобальной конкуренции. В условиях, когда государственное финансирование, демпинг, протекционизм и лоббизм являются нормой для стран, системно поддерживающих своего производителя на мировых рынках.   

Автор:  Аристов Игорь, первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты

 

Материалы по теме

Настанут времена почище

Экспорт. Дорого

Центробанк разработал еще один инструмент помощи банкам и стабилизации валютного рынка

Стратегия международных расчетов для российских предприятий

«Русская сталь» против введения пошлин на экспорт металлопроката

АЦ «Эксперт-Урал» приступил к подготовке ежегодного проекта «Уральский экспорт – 100»