Химоружие уступит место пороху и промышленным отходам
27 сентября Владимир Путин в режиме телемоста заслушал доклад о полном завершении ликвидации российского химического оружия в рамках выполнения международного обязательства страны по Конвенции о запрещении химоружия. По словам президента, за 20 лет Россией проведена масштабная работа — созданы современные наукоемкие предприятия, разработаны отечественные технологии, которые позволили обеспечить безопасное уничтожение химических боеприпасов с соблюдением самых жестких экологических стандартов и требований. По мнению главы государства, важно эффективно использовать полученные наработки и созданную инфраструктуру (только из федерального бюджета на нее затрачено почти 300 млрд рублей) для развертывания производства высокотехнологичной гражданской продукции.
Три из семи объектов по уничтожению химоружия расположены в Уральском регионе: «Кизнер» и «Камбарка» в Удмуртии и «Щучье» в Курганской области. Первый рассчитывают использовать для производства порохов и взрывчатых веществ, два других, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, — для переработки промышленных отходов первого и второго классов опасности: таких отходов в России ежегодно скапливается почти 400 тыс. тонн, а мощности по их обезвреживанию фактически отсутствуют.
Глава Минпромторга также рассказал, что для обеспечения передачи всех семи объектов инвесторам существует необходимость полностью санировать эти предприятия. Для этого в 2018 году предусмотрены средства в бюджете в объеме 5,3 млрд рублей, «но, учитывая работу по ликвидации последствий утилизации химоружия, мы подготовили отдельно подпрограмму, которая рассчитана на 2019 — 2024 годы».
Напомним, однако, что в октябре прошлого года замглавы Минпромторга РФ Георгий Каламанов на совещании, проведенном в «Щучьем», заявил, что на базе имущественного комплекса объекта по уничтожению химоружия будет реализован проект индустриального парка со специализацией «фармацевтическое производство». В качестве якорного резидента индустриального парка рассматривалась московская компания «Велфарм», планировавшая организовать выпуск фармсубстанций.