Домашний рынок

Финский Fortum не боится санкций, продолжает инвестировать в российскую энергетику и советует, как нам лучше обустроить рынок тепла

Финский Fortum не боится санкций, продолжает инвестировать в российскую энергетику и советует, как нам лучше обустроить рынок тепла

"Раз, два, три — нажали!» — символическое включение двух новых газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 88 МВт Челябинской ТЭЦ-1 в единую энергосистему провели 18 сентября президент и главный исполнительный директор энергетической корпорации Fortum Тапио Куула, исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия» Александр Чуваев и председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков. Тепло и энергия пошли к потребителю.

С вводом ГТУ в эксплуатацию реализован важный этап модернизации ЧТЭЦ-1 — переход на парогазовый цикл старой угольной станции. По сути — большой котельной: с окончанием отопительного сезона ТЭЦ-1 не могла производить электроэнергию — технологии не позволяли. Реконструкция сняла это ограничение. Установленная электрическая мощность станции увеличилась на 60% до 237 МВт, а КПД вырос до 50%. Уменьшено воздействие на окружающую среду: преимущество новых ГТУ в том, что выброс в атмосферу парниковых газов, в том числе оксида азота, минимален. Две газовые турбины и паровые котлы-утилизаторы смонтированы в специально построенном здании. Они соединены с прежним паротурбинным оборудованием и теперь работают в едином технологическом режиме. Таким образом, Челябинская ТЭЦ-1, несмотря на солидный возраст (пущена в 1942 году), стала одним из самых современных и надежных источников энерго- и теплоснабжения столицы Южного Урала. После завершения модернизации ТЭЦ-1 старые неэффективные мощности предполагается совсем вывести из производства, «вырезав» оборудование. Подо что можно отдать «стены» — торговый центр или бассейн — еще не решено.

Важен еще один нюанс. ЧТЭЦ-1 недавно соединена с ЧТЭЦ-2 новой теплотрассой. Станции обеспечивают теплом половину Челябинска, работая теперь параллельно в одну трубу. Один источник может замещать другой по мере необходимости — такая интеграция генераторов тепла предусмотрена работающей в России структурой Fortum — ОАО «Фортум».

Финны санкций не боятся

Финский энергоконцерн готовится к завершению российской инвестиционной эпопеи ввода мощностей на 2400 МВт (строительства новых и модернизации старых), начавшейся весной 2008 года. Из отпущенных на российскую программу 2,4 млрд евро осталось вложить еще 400 миллионов. Три из пяти инвестиционных проектов завершены в 2011 году — введено более 600 МВт новой мощности. В 2013 году заработали первый и второй энергоблоки Няганской ГРЭС суммарно на 845 МВт, на коммерческую эксплуатацию выходит третий — комплексные испытания и аттестация завершены в сентябре. В Челябинске сейчас ведется строительство двух энергоблоков суммарной мощностью 500 МВт на месте пока еще действующей Челябинской ГРЭС.

Есть принципиальная разница между новыми мощностями на ТЭЦ-1 и ЧГРЭС: последние строятся по договорам присоединения мощности (ДПМ), а первые — за счет внутренней инвестиционной программы Fortum, то есть целиком на деньги  компании. Цена модернизации ТЭЦ-1 — 4 млрд рублей. А себестоимость киловатта — коммерческая тайна. Сергей Комяков отметил: благодаря потоку инвестиций в энергетику Челябинской области дефицит производства собственной электрической энергии сокращается, сегодня только 30% от потребностей регион покупает. Хотя в условиях рынка неважно, где производится электрическая энергия, — важно лишь, сколько она стоит.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне пуска ГТУ на ЧТЭЦ-1, не обошлось без главного вопроса: повлияют ли санкции, которые ввел Евросоюз, на деятельность Fortum в России.

— Санкции как таковые не имеют прямого действия на Fortum, — ответил Тапио Куула. — Разумеется, есть косвенное влияние, связанное с изменением обменного курса рубля, экономических показателей, но мы будем продолжать развивать наши активы в России.

Александр Чуваев пояснил, как будет решаться вопрос тарификации тепла в случае, когда мощности ТЭЦ-1 строились не по ДПМ, и прокомментировал приведенный журналистами пример — в Курганской области из-за этого тариф выше, чем в среднем по Уралу:

— В Курганской области ситуация особая. Там старая неэффективная ТЭЦ-1 работает в так называемом вынужденном режиме, потому что ее нельзя вывести из работы якобы из-за дефицита тепла. Недавно ввели новую курганскую ТЭЦ-2 (Интертехэлектро), но она почему-то тоже получила вынужденный режим. В итоге жители Курганской области платят за вынужденный режим — это достаточно высокие тарифы, нерыночное ценообразование.

Вынужденного режима в Челябинске на ТЭЦ-1 не будет, подчеркнул Александр Чуваев. Станция работает в рынке и очень конкурентоспособна, поскольку обладает высоким КПД, способна возвратить капитал, вложенный в нее инвесторами, благодаря увеличению эффективности сжигания топлива.

Безальтернативная альтернативная

Оценку принятой недавно в России модели теплового рынка и прогнозы его развития дал Тапио Куула, он же раскрыл планы участия в нем Fortum на ближнюю перспективу:

— Мы единственный из трех крупных иностранных инвесторов, пришедших на российский рынок электроэнергии при приватизации РАО ЕС России в 2008 году, кто занимается еще и теплом. Реформа электроэнергетики была из самых удачных, принесла России колоссальные инвестиции — позволила модернизировать 30% мощностей. К сожалению, не было учтено тепло, при том, что у вас самая большая теплопотребляющая страна в мире. Безусловно, нам как профессионалам работать на рынке тепла очень интересно, хотя бизнесом в европейском смысле производство и реализация тепла в России пока не являются: этот сектор полностью регулируем.

Александр Чуваев видит утвержденную модель реформирования тепла по методу альтернативной котельной наиболее экономически обоснованной и справедливой по отношению к потребителям. Сейчас, считает топ-менеджер, тарифообразование в стране довольно странное. Например, в соседних Челябинской и Курганской областях цены на тепло без видимых причин отличаются на 20 — 25%, поскольку все экономические показатели, которые берутся для расчета тарифов, одинаковы. То же он наблюдает и внутри регионов: в Копейске, например, тарифы на 30 — 40% выше, чем в Челябинске, почему — непонятно.

На европейских рынках, где работает Fortum, метод альтернативной котельной используется практически везде, где есть централизованное теплоснабжение: в странах Скандинавии, Балтии, Западной Европы. В России, по расчетам ОАО «Фортум», он позволит сбалансировать тарифы: заморозить на некоторое время те, что выше тарифа альтернативной, и поднять те, что ниже в тех рамках и с той скоростью, о которой участники рынка договорятся с государством.

По поводу роста тарифов в регионах, который предрекают оппоненты этой модели, Александр Чуваев пояснил:

— Если модель распространится на всю страну, как предполагается, в качестве единственного метода регулирования, баланс по России выравняется.

Глава компании также рассказал, чем опасны последние решения, предполагающие, что наряду с методом альтернативной котельной будут использоваться и другие. В этом случае замороженная цена, скорее всего, продолжит подниматься. Поэтому «Фортум» категорически против того, чтобы «альтернативная котельная» была одним из методов. Он должен быть единственным.

Для инвесторов не столь важно затягивание сроков перехода на новую модель (вместо 2020 года до 2023-го), главное — четкая картинка особенностей перехода, чтобы представлять возможность инвестирования в тот или иной объект. Хотя, конечно, генераторам кажется справедливым пятилетний период, до 2020 года.

В принципе «Фортуму» интересны любые перспективные рынки, отметил Александр Чуваев, но войти в Свердловскую область, где разворачивается работа энергокомпаний в ЖКХ, пока не планируется — возможности финнов не бесконечны. Нужно закончить начатое и решить проблемы, с которыми столкнулись в регионах присутствия.

Например, в Челябинске магистральными тепловыми сетями владеет «Фортум», а разводящими — муниципальное унитарное предприятие ЧКТС. У него нет достаточной финансовой поддержки и доступа к технологиям, с помощью которых можно модернизировать систему транспорта тепла потребителям, чтобы она перестала терять теплоноситель, была эффективной. А у «Фортума» и деньги, и технологии есть. Поэтому финны предложили Челябинску создать совместное тепловое предприятие, объединить активы. На взгляд руководства компании, это оптимальное решение, поскольку совместное предприятие на паритетной основе будет контролировать и «Фортум», и город:

— Это, пожалуй, единственный путь к модернизации тепловых систем. Потому что технологически связанные комплексы в системе теплоснабжения на сегодня разорваны по праву собственности, их нужно соединить. Надеемся, что до конца года решение вместе с властями примем и начнем работать, — подчеркнул Александр Чуваев.

По теплосхеме Челябинска у «Фортума» были разногласия с городской администрацией. Схема теплоснабжения — это абсолютно инженерная и экономическая задача, в оптимизационную цель которой закладывается снижение нагрузки на потребителей и на бюджет. Для ее решения был нанят один из лучших институтов в стране, который выдал схему. Теперь ее надо отправить в Минэнерго на согласование и начать по ней работать как можно быстрее: со схемой теплоснабжения связана инвестиционная программа, снижающая в частности нагрузку по технологическим подключениям к тепловым сетям новых крупных потребителей. Так, нынешняя стоимость подключения по индивидуальному тарифу за 15 млн рублей при наличии схемы снизится до 4 — 4,5 млн рублей.

Материалы по теме

Про щук и карасей

Кооператив «Большой Урал»

Рубль — раз, рубль — два

Комплексный обет

Ударная доза

Деньги на разведку