Спроси меня как

Инструментарий

Инструментарий

Стартап-индустрия эволюционирует, переходит от региональной локализации к кросс-региональному формату и делает ставку на корпоративный сегмент

30 августа начался региональный тур по отбору лучших команд, организованный Российской венчурной компанией (РВК) и проводимый стартап-акселератором GenerationS. Цель тура (проходит в 30 городах до 15 октября) — стимулировать технологическое предпринимательство, дать ему возможность масштабироваться. Победители получат выход на парт­нерскую сеть РВК, состоящую из частных и государственных инвестфондов, институтов развития, отраслевых экспертов, представителей бизнес-сообщества и крупнейших российских компаний — потенциальных потребителей высокотехнологичных разработок.

— Стартап-акселератор — ключевой инструмент РВК по формированию потока качественных технологических проектов в интересах инвесторов и корпораций, созданию в России «инновационного лифта» для талантливых предпринимателей из регионов, а также по развитию региональной инновационной инфраструктуры, — говорит заместитель генерального директора — директор по развитию РВК и идеолог GenerationS Гульнара Биккулова.

— Гульнара, что показывает практика отбора стартапов?

— Стартап-индустрия в России эволюционирует. За десять лет ее становления наиболее удачными с точки зрения инвестиций и появления стартапов оказались 2012 — 2013 годы. Сейчас мы видим закономерный спад: интересные идеи, что были на поверхности, и активные люди, готовые эти идеи развивать, уже состоялись в бизнесе. Лучшие проекты либо получили инвестиции от венчурных фондов, либо находятся в инкубаторах, если речь идет о проектах ранней стадии. Часть стартапов перешли с регионального уровня на федеральный, переехали в Москву и продолжают развивать бизнес. Многие получили гранты от всевозможных государственных фондов.

По общему мнению экспертов, сегодня количество стартапов уменьшилось. А ситуация с качеством проектов обратная: оно улучшается. Несколько лет назад стартап-сообщество в России было очень молодым, в него попадали ребята с идеями, чаще студенты. Сегодня мы наблюдаем процесс «взросления» предпринимателей. В наши акселерационные программы приходят 35 — 40-летние ученые, инженеры, разработчики с серьезным опытом работы в корпоративном сегменте.

Стартапы развиваются, выходят на рынок — и сталкиваются с тем, что нет спроса на инновационную продукцию ни со стороны больших госкомпаний, ни со стороны среднего бизнеса. Проблема со спросом на новые технологии в России огромная.

— Почему его нет?

— У нас страна крупного бизнеса, на большинстве рынков правят госмонополии, не имеющие мотивации развиваться, конкурировать с другими компаниями: у них все хорошо. Стартапы как инструмент развития, источник новых идей для бизнеса, им не интересны. В этих компаниях запрос на инновации отсутствует на стратегическом уровне. Хотя внутри корпораций все же стали появляться люди, которым интересно работать с технологическими проектами и менять бизнес к лучшему. Мы стараемся находить таких людей и вовлекать их в технологическое сообщество, подключать к проектам РВК по развитию инструментов корпоративной акселерации и венчурного инвестирования.
 
Проблема спроса до сих пор не разрешена системно не только в России. Но в странах с развитой рыночной экономикой немного проще, там большие компании понимают, что стартапы нужны как источники новых идей. В мире есть такой термин — открытые инновации. Это широкий спектр механизмов, который помогает корпорациям активизировать работу со стартапами. Один из них — это конкурсы стартапов, в рамках которых крупный бизнес отбирает лучшие идеи с рынка и встраивает их в свои технологические цепочки. Помимо этого, многие глобальные корпорации создают корпоративные венчурные фонды, через которые они покупают стартапы, а также корпоративные инкубаторы, акселераторы, технопарки рядом со своими промплощадками, где работают с новыми идеями. Российские компании пока не очень знакомы с такими инструментами, у многих нет инновационной культуры, мотивации покупать инновации. 

— Что меняется в подходах, инструментарии РВК с учетом эволюции стартап-индустрии?

— Модель нашего флагманского проекта — GenerationS — менялась: когда мы запускали его в 2013 году, была задача просто искать в регионах проекты и выращивать их в стартап-акселераторе. Акселератор — это инфраструктура, позволяющая старт­апу в течение короткого времени получить знания, связи, опыт, ускорить развитие, качественно совершенствовать проект. Мы начали этот процесс, чтобы инвесторам было во что инвестировать, потому что те жаловались: проектов нет. Тогда мы отобрали 150 проектов, по итогам 20 из них получили инвестиции в течение полугода и еще 20 — в течение двух лет.

В 2014 году мы решили создавать отраслевые акселераторы, потому что тогда большинство инноваторов предлагали интернет-проекты. Мы подумали, что было бы хорошо, учитывая научный потенциал России, помогать ученым коммерциализировать проекты за пределами интернета, в области, например, промышленности, энергетики, фармы, и сделали такие программы. К ним потянулись инвесторы. Вокруг GenerationS сформировалось сообщество консультантов, предпринимателей, инвесторов, работающих с высокотехнологичными проектами. С прошлого года делаем ставку на корпоративный сегмент.

— Где больше улов?

— Самое популярное отраслевое направление сегодня — «умный город» и ЖКХ, где линейка технологий очень широка: от инновационных строительных материалов до ИT-систем управления зданиями. В этом году появилось много интересных агротехнологических проектов. Понятно, что на это влияют санкции, благоприятная рыночная конъюнктура — есть спрос на отечественные продукты. Кроме того, я вижу тенденцию: инноваторы начинают свой бизнес, уходя из крупных агропромышленных холдингов.

В этом году мы также запустили акселератор, связанный с креативными технологиями: модой, искусством, играми. Здесь есть много партнеров со стороны кинокомпаний, телевизионных каналов, заинтересованных в таких проектах.

— Интересна ваша точка зрения на региональную сборочную площадку технологических и инновационных процессов.

— У РВК большая региональная сеть. В какой-то момент поняли, что работать с каждым отдельным регионом неправильно, регионы развиваются гораздо быстрее, когда они общаются между собой в рамках акселератора, делятся опытом. Надеемся, что у региональных стартапов благодаря GenerationS появится лифт для попадания с локального уровня в орбиту внимания крупного бизнеса.

— Кластеры вокруг крупных компаний являются драйвером роста новых стартапов?

— Да, те компании, которые становятся нашими партнерами, хотели бы расширить воронку партнеров. Им интересна такая разведка новых проектов, выход за традиционное поле, за пределы кластера. Мы помогаем им выстроить партнерскую сеть в других регионах и отраслях.

— Многие регионы не понимают эффективности венчурного инвестирования, не создают для этого условий. Что с этим делать?

— Здесь надо посмотреть на венчурное инвестирование в масштабах страны. Каждый год венчурные инвестиции получают всего 200 — 300 компаний, это очень мало. Актуально для каждого региона сделать комфортную среду для развития потенциала стартапов. Для региона вопрос создания венчурной инновационной экосистемы — это вопрос амбиций и возможностей для развития потенциала бизнеса. Опыт многих стран показывает, что развитие венчурной экосистемы, венчурного инструментария пора включать в стратегию развития.

— Нужна ли общая стратегия, которая четко расскажет регионам, как им двигаться, создавать такую инфраструктуру?

— Мы сейчас живем в очень открытом мире, проблемы нехватки информации практически не существует. Если человека что-то интересует, он легко прочитает в интернете, где этому научиться. То же с крупными компаниями и регионами. Если они хотят меняться, стоит найти консультантов, которые разработают стратегию изменений. Есть ассоциация 14 регионов — лидеров инновационного развития, которые понимают, что инновация — жизненная необходимость. РВК с рядом регионов совместно составляет дорожные карты, где прописывает, как создавать инновационную среду в регионе. Их реализация — это вопрос политической воли и желания что-то менять         

Российская венчурная компания (АО «РВК») — государственный институт развития, один из инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы.

GenerationS — крупнейший акселератор технологических проектов на территории России и Восточной Европы и первая федеральная платформа для создания и развития инструментов корпоративной акселерации. Проводится РВК с 2013 года.

GenerationS-2015 собрал рекордное число заявок — 2566 проектов из 14 стран. 141 проект отобран для участия в корпоративных акселераторах по семи направлениям. Заказчиками и индустриальными партнерами GenerationS стали больше 20 российских корпораций. По итогам прорабатывается более 60 совместных проектов. Общая стоимость призов от партнеров GenerationS составила 160 млн рублей.          

 

Материалы по теме

«Иннопорт» набирает слушателей

Передел года. Казус Системы

Творить и зарабатывать

Путин предложил сократить «армию контролеров» за бизнесом и создать стабильные условия для инвесторов

Немецкая компания откроет производство на базе действующего тюменского завода

Henkel модернизировал производство в Перми