Генеральная репетиция
Смена элит
На момент сдачи номера в печать информация о смерти 78-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова не была подтверждена. 28 августа правительство Узбекистана сообщило, что Каримов находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени». Утром 29 августа дочь главы государства Лола Каримова-Тилляева написала в Instagram, что ее отец находится в реанимации после кровоизлияния в мозг, но его состояние оценивается как стабильное. Позднее в этот же день узбекское агентство «Фергана» (базируется в Москве) сообщило, что Каримов умер в 15 часов по ташкентскому времени. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: «Были два различных сообщения, которые не нашли подтверждения. Нам известно о болезни, но в данном случае, наверное, было бы неправильно из Кремля давать какие-то детали по состоянию здоровья главы Узбекистана. Разумеется, контакты с Узбекистаном постоянные».
Каримов стал президентом в 1991 году, а годом ранее был избран первым президентом союзной республики. Этот пост ему удалось сохранить в ходе двух всенародных референдумов в 1995 и 2002 годах, а также на прямых выборах в 2000, 2007 и 2015 годах. Таким образом, он является бессменным руководителем страны уже более 25 лет. За это время в стране не было ни одной серьезной попытки закулисного переворота. Он создал такой политический режим (решение всех вопросов завязано лично на него), при котором уход правителя является для страны серьезнейшим потрясением.
Слухи о болезни узбекского лидера и даже о его возможной кончине ходили не раз (ранее их распространяли специально для проверки элит на лояльность). Но власти никогда этого не подтверждали и даже не комментировали. То, что теперь Ташкент официально сообщил о проблемах со здоровьем лидера страны, наводит на размышления, о преемнике «отца нации» и сохранении стабильности в стране. Учитывая закрытость узбекского общества, отсутствие независимой прессы, процессы, происходящие в нем, малоизвестны. Признаков, по которым можно судить о том, кто является фаворитом, практически нет. Страна не имеет традиций мирной передачи власти в ходе свободных выборов. Широкая общественность гадает, смогут ли элиты договориться о преемнике, будут ли столкновения. На самом деле, кланы давно готовятся «к уходу» Керимова. Ведь на кону стоят все плоды долгого президентства, в т.ч. благосостояние нескольких групп влияния. Политическая элита и силовики заинтересованы в сохранении нынешнего положения вещей. Узбекистан — самая густонаселенная республика региона, здесь проживают 30 млн человек, дестабилизация никому невыгодна.
Никто не сомневается, что борьба за лидерство развернется между двумя основными фигурами — премьер-министром Шавкатом Мирзияевым (наиболее вероятный претендент) и вице-премьером Рустамом Азимовым. Согласно исследованиям Международного института политической экспертизы (МИПЭ), фаворитом является Мирзияев. Ему 59 лет, был губернатором Джизакской и Самаркандской областей, с 2003 года возглавляет правительство. Мирзияев приближен к семье президента, у него хорошие отношения с главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым, который является ключевым игроком при выборе преемника.
Вице-премьер Рустам Азимов долгое время работал на постах председателя Национального банка внешнеэкономической деятельности и министра финансов. Согласно характеристикам МИПЭ, «хорошо разбирается в современной экономике и считается сторонником европейского направления». Вел переговоры с представителями других стран, финансово-кредитными организациями. 30 августа в СМИ появились сообщения, что Азимов взят под домашний арест. Правда, в Ташкенте эту информацию отрицают.
Эксперты рассматривают и вариант передачи власти по наследству старшей дочери президента — Гульнаре Каримовой, но это вариант сложнореализуемый. Каримова несколько лет представляла Ташкент в швейцарских международных организациях, а также являлась послом Узбекистана в Испании с 2010 по 2012 год. Однако с 2012 года является фигуранткой коррупционных расследований в десяти странах мира, в том числе Узбекистане. Она открыто демонстрировала лидерские амбиции, но отец два года назад поместил ее под домашний арест. Последняя публичная информация о Каримовой появлялась в прессе два года назад, в сентябре 2014-го.
Как будут развиваться события? Тоталитарные режимы имеют довольно большую внутреннюю устойчивость и способны существовать после смерти своих лидеров. Например, Туркменистан, потерявший в 2006 году «отца всех туркмен» Сапармурата Ниязова, с приходом нового президента Гурбангулы Бердымухамедова (бывший вице-премьер) не изменил политический строй. На смену «культу личности» Туркменбаши пришел культ нового правителя страны. Туркменский вариант, возможно, будет лучшим для Узбекистана (в обратном случае надо ждать оживления деятельности фундаментальных исламских организаций, ранее выдавленных в Афганистан и Пакистан). Однако в условиях ужесточившихся геополитических реалий устойчивость «элиты» должен кто-то гарантировать «извне».
Кто готов выступить гарантом? Ключевую роль в развитии ситуации хотели бы сыграть США (в 2001 году Узбекистан предоставил американцам военную базу Карши-Ханабад). В 2005 году конъюнктура изменилась: страна вступила в ОДКБ (военный блок России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Таджикистана), согласилась добиться вывода сил США. В 2011 году Ташкент посетила госсекретарь США Клинтон, а в 2012-м Узбекистан покинул ОДКБ, США сняли запрет на поставки военной техники. Теперь американцы будут проталкивать идею возвращения Узбекистана к партнерству: на днях заместитель посла США в Узбекистане Лессли Вигери присутствовал на церемонии открытия узбекского пограничного поста, расположенного на границе с Таджикистаном. Другой претендент на участие в судьбе азиатского государства — Китай, с которым Узбекистан в последние годы активно расширял сотрудничество. Китай стал крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в узбекскую экономику. В 2015 году двусторонняя торговля Китая с Узбекистаном достигла 3,5 млрд долларов (у России — 2,8 миллиарда). Впрочем, у РФ тоже есть неплохие шансы повлиять на развитие событий: бывшая республика СССР является крупнейшим внешним поставщиком рабочей силы в Россию (больше всего в РФ мигрантов именно из этой страны). В 2015 году денежные переводы физических лиц из России в Узбекистан составили 3 млрд долларов. Для России крайне важна стабильность Узбекистана и она готова усиливать свое влияние на эту страну.
Не исключено, что через несколько дней всем покажут здравствующего узбекского лидера (в Ташкенте обстановка спокойная, присутствия военных подразделений не наблюдается), а история о его кончине станет очередной отработкой сценария «послекаримовской эпохи».