Развеять нелегальную дымовую завесу на Урале
Рынок табака
Борьба с нелегальной табачной продукцией вступила в новую фазу. В этом заинтересованы государство, ущерб для которого только в этом году превысит 70 млрд рублей, добросовестный бизнес — от производителей до ритейла и потребитель. Сможет ли система цифровой маркировки решить проблему, масштабы которой пока растут экспоненциально?
По данным TNS Kantar, с 2013 года нелегальный рынок табачной продукции в России вырос более чем в десять раз и достиг доли в общем объеме продаж сигарет 10,3% в первом квартале 2019 года. Ситуация в Уральском федеральном округе еще печальнее — нелегальной является каждая восьмая пачка сигарет, а в Челябинске их доля увеличилась почти в два раза и достигла 24,1% — это в 2,5 раза больше общероссийского показателя. Ущерб для федерального бюджета от продажи нелегальных сигарет на Урале за первое полугодие текущего года составил около 3,9 млрд рублей, а по итогам 2019 года может превысить 8 миллиардов. А в целом по стране недополученные акцизы и налоги составят более 70 млрд рублей.
— Табачная индустрия — вторая отрасль по объему налоговых платежей в федеральный бюджет РФ после нефти и газа. Доход бюджета от акцизов на сигареты в полтора раза больше, чем от акцизов на алкоголь. В 2018 году доходы бюджета РФ от табачных акцизов составили 583,2 млрд рублей, — приводит статистику директор по работе с госорганами компании JTI Александр Лаврентьев. — Мы постоянно находимся в нормальном рабочем диалоге с государственными органами. Не рассчитываем, что наши аргументы всегда будут услышаны, но надеемся, что победит здравая логика, что степень борьбы с нелегальной продукцией будет соответствовать той роли, какую играют поступления от табачных акцизов в казну государства.
Ключевой фактор роста нелегальной торговли в нашей стране — резкий рост акцизов на фоне снижения покупательной способности населения. С 2003-го по 2019 год минимальная ставка акциза на сигареты в РФ выросла более чем в 3,5 раза: с 730 до 2568 рублей за тысячу сигарет, добавьте НДС и получится, что только налогов в легальной сигаретной пачке сегодня 62 рубля. На уличных же рынках и развалах ее можно купить за 30 — 35 рублей, и связано это не только с подпольным производством контрафакта внутри страны.
Предполагается, что производство и оборот полностью маркированной табачной продукции существенно потеснят на отечественном рынке нелегалов, масштаб деятельности которых сегодня огромен.
Гармония акцизов — реальность или утопия?
Внутренние нелегальные производители стоят только на втором месте с долей 38% «черного» рынка, после основного источника нелегальных сигарет в России — стран ЕАЭС, в основном Белоруссии и Казахстана, на которые приходится почти половина «пирога». На третьем месте — контрабанда из стран за пределами ЕАЭС — ОАЭ, Сербии, Румынии, Болгарии, Таджикистана (16%).
Основной причиной сложившейся ситуации является разрыв в ставках акцизов на табачную продукцию в странах — членах ЕАЭС. Соседи не спешили поднимать ставки вслед за Россией, в итоге минимальная цена на сигареты в Белоруссии составляет порядка 30 рублей, что более чем в 2,5 раза выше, чем в России.
Исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности Эдуард Воронцов оценивает налоговые потери российской экономики только от белорусских сигарет в более чем 300 млн долларов.
Уральский федеральный округ, прежде всего области, граничащие с Казахстаном, стали основными жертвами сложившегося «акцизного перекоса»: здесь можно найти практически весь спектр нелегальных сигарет от контрафакта до продукции, произведенной в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и даже Таджикистане. Долю продаж нелегальных сигарет на Урале и в Поволжье аналитики оценивают в 11,7%, но в ряде российских регионов ситуация еще хуже: в субъектах РФ, граничащих с Белоруссией и Украиной, этот показатель составляет более 17%, в республиках Северного Кавказа — 27,5%, в Сибирском регионе на границе с Казахстаном — 40,4%.
В ноябре 2018 года главы правительства стран-членов ЕАЭС подписали распоряжение о ходе работы над проектом «Соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную и алкогольную продукцию». Проект предусматривает установление единых принципов для всех стран-участников к 2024 году: введение единой «индикативной» ставки 35 евро за тысячу сигарет с коридором отклонений фактических ставок акцизов от «индикативной» ставки в пределах плюс-минус 20%. Наши коллеги по ЕАЭС объясняют, что есть определенный разрыв в уровне жизни, поэтому сверхрезкий рост ставок акцизов для них будет тяжелым, это лишит бюджет этих государств серьезных поступлений.
На недавнем совещании по теме в Евразийской Экономической Комиссии Владимир Муквич, замминистра Белоруссии по налогам и сборам, сказал, что пока планируется повышение акцизов на табачную продукцию на 15% в 2020 году. Звучит неплохо, но по факту означает, что ставка на самые дешевые сигареты белорусского производства останется преференциально низкой. А значит, стимул для их перепроизводства и, соответственно, перетока в Россию никуда не делся.
Цифра против контрафакта
С 1 июля 2019 года табачные производители в России обязаны отгружать на внутренний рынок сигареты только со специальным цифровым кодом Data Matrix, который будет в обязательном порядке наноситься на розничную упаковку, — пачки и блоки. По правительственному постановлению, с 1 марта все линии по производству в стране сигарет должны были получить регистрацию в государственной информационной системе мониторинга. К настоящему времени оснащены соответствующим оборудованием (так называемым регистратором эмиссии — компьютером с предустановленным криптографическим оборудованием) и зарегистрированы 43 производственные площадки — практически все, кто официально выпускает сигареты в оборот в нашей стране. Не прошедшие эту процедуру «гаражные производства» автоматически попали в разряд нелегальных со всеми вытекающими последствиями.
Следующий контрольный срок истек 1 июля. К этой дате российские табачные фабрики должны были перейти на производство только маркированной продукции и начать передачу данных о продаже сигарет в ГИС. Переходный период закончится 1 июля 2020 года, когда реализация сигарет без идентификационного знака будет полностью запрещена.
Система цифровой маркировки максимально эффективна против «подпольных» производителей, занимающихся махинациями с акцизными марками. Ее можно купить практически без всяких ограничений. Это позволяет производить незаконный продукт даже под официально зарегистрированным брендом.
— Делается заказ от некоего юридического лица или индивидуального предпринимателя на партию акцизных марок. К сожалению, в рамках действующего законодательства налоговая инспекция не может в этом отказать заявителю, потому что нет критериев и продуманной процедуры, — описывает схему Александр Лаврентьев. — Эти ООО или ИП покупают акцизные марки и перепродают их как товар (опять-таки чисто номинально) другому юрлицу, которое в свою очередь берет оборудование в аренду, размещая заказ на производство табачной продукции на фабрике, даже на относительно крупной. Ведущие табачные производители не играют в подобные игры, но и помешать такому бизнесу не могут. В итоге, когда эта вся цепочка раскручивается, выясняется, что по-серьезному некого и не за что наказывать. Все официально и достаточно прозрачно. Это очень большая проблема.
Система цифровой маркировки сигаретных пачек и блоков кодами в формате Data Matrix должна в корне изменить эту ситуацию, поскольку с момента начала производства определенной табачной продукции вся информация о ней поступает в единую ГИС. Матричный код, который ставится на дне пачки и считывается сканером Data Matrix, позволяет отслеживать сигареты от фабрики до кассы в магазине. С помощью мобильного приложения любой потребитель сможет проверить подлинность продукции и получить базовую информацию о дате и месте производства. А государственные органы — получат весь объем необходимой информации. Таким образом, система способна обеспечить онлайн-контроль за полнотой начисления и уплаты акцизов, блокировать незаконное производство на территории России, связанное в том числе и со злоупотреблениями со специальными марками, предотвращать проникновение нелегального продукта в легальную розницу.
Не data matrixом единым
В дополнение к этим мерам органы власти в тесном взаимодействии с российскими табачными компаниями рассматривают и другие предложения по противодействию нелегальной торговле. В частности, это создание электронного реестра технологического оборудования для производства табачной продукции с определением обязательных требований к его обороту и отслеживанием его перемещения (в Великобритании это работает: если производитель в течение двух недель не сообщил о появлении у себя нового оборудования, оно конфискуется). Другая действенная мера — усиление ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт нелегальной табачной продукции (сегодня минимальный штраф за незаконное предпринимательство составляет всего 500 рублей), запуск механизмов ценового регулирования, исключающих возможность производства и розничной продажи табачных изделий по цене ниже налоговых обязательств (акциз плюс НДС) производителей.
Проблема в том, что нелегальный рынок табачной продукции в России держится не только на существенных пробелах в законодательстве, но и на материальной основе: из-за безудержного роста акцизов цены на законно произведенные и реализуемые сигареты растут быстрее инфляции (в 2018 году темпы роста средних розничных цен на сигареты более чем в четыре раза превысили уровень инфляции). При этом реально располагаемые доходы населения в последнее время сокращаются. Отсюда совершенно объективно возникает замещающий фактор в виде теневой торговли. Изменить эту ситуацию возможно экономическими методами, соотнося акцизные ставки с доходами граждан.
Важна и просветительская работа среди населения. Да, легальная пачка сигарет будет всегда и везде стоить дороже нелегальной. Но разница этих значений — цена здоровья самих курильщиков. Официально работающие в России производители сигарет буквально заточены на качество своей продукции. Яркий образец этого — крупнейшая по мощности в России табачная фабрика «Петро» (Санкт-Петербург, актив компании Japan Tobacco International).
— Фабрика «Петро» — крупнейший производственный актив JTI. Мы жестко контролируем качество не только уже произведенного продукта, но и результаты всех технологических операций, начиная с производства табачных материалов у наших поставщиков. В основном это крупные международные компании, имеющие, как правило, свои подразделения в России, — рассказал Александр Лаврентьев. — На каждом этапе при производстве табака у нас проходит по десять-пятнадцать проверок по таким параметрам, как влажность, температура, потоки пара и воды. Оператор отбирает пробы каждые двадцать минут. Если мы выходим за параметры, бракуется вся партия.
Российские производители табачной продукции рассчитывают на продолжение конструктивного взаимодействия с органами власти, делясь с ними необходимой аналитической информацией и участвуя в выработке предложений по эффективной борьбе с нелегальным оборотом сигарет.