Легкий, зеленый, свой

Алюминиевая промышленность

Алюминиевая промышленность

Перспективы развития алюминиевой промышленности в условиях перехода к новой фазе индустриального развития

Россия производит 6,2% первичного алюминия в мире — это второе место в мире (на первом Китай — более 56%, на третьем Канада — 5%). Как технологии индустрии 4.0 будут менять отрасль, каковы перспективы развития внутреннего и внешнего рынка алюминия, а также международного сотрудничества в этой сфере, обсудили эксперты на площадке форума Иннопром в Екатеринбурге. Кроме российских руководителей ведомств и компаний в панельной дискуссии выступили представители деловых кругов и алюминиевой промышленности Японии и Бахрейна, Европейской ассоциации потребителей алюминиевой продукции.

Риски и перспективы

В условиях перехода к новой фазе индустриального развития алюминий обладает преимуществами перед другими металлами с точки зрения возможности его применения и переработки. Перспективы его связаны с развитием высокотехнологичных отраслей, таких как автомобильное производство, авиация, аэрокосмические проекты, электроника и другие. С начала 90-х годов объем использования в мировом производстве алюминия и алюминиевых сплавов увеличился почти втрое. Последние пять лет потребление росло быстрее, чем потребление любых других металлов, на 6% в год, отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. Вместе с тем структурные дисбалансы в мировой алюминиевой отрасли содержат значительные риски для развития этой отрасли, считает замминистра. Алюминиевые предприятия в России обеспокоены нестабильностью цен на алюминий. В условиях затоваривания мировых рынков зарубежные производители вынуждены пересматривать инвестиционные программы, сокращать производство, что становится существенным фактором сдерживания как российского, так и мирового рынка алюминия. Растет волна протекционизма в виде мер тарифного и нетарифного регулирования, импортных пошлин. Торговые барьеры затрудняют доступ потребителей. Увеличиваются издержки, падает рентабельность. В то же время закрытие рынков ставит страны, наращивающие производство, в условия необходимости сбыта продукции фактически по любой цене, что ведет к углублению перепроизводства и сокращению инвестиций. За счет мультипликативного эффекта от перепроизводства страдают практически все отрасли промышленности: падает добавленная стоимость, подрываются основы экономического роста и так далее.

Правительство Российской Федерации реализует масштабную программу стимулирования спроса на продукцию высоких переделов из алюминия. Она направлена на расширение применения алюминия в ключевых отраслях: на транспорте, в энергетике, машиностроении, авиа-, судо- и автостроении, дорожном строительстве. Минпромторг России видит в будущем перспективный спрос на алюминиевую продукцию последующих переделов, стимулирует такие компании.

Утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года. По нему, при государственных и муниципальных закупках приоритет должны отдавать российской продукции.

Как отметил Сергей Цыб, сегодня назрела необходимость в многосторонней координации между ведущими странами-производителями первичного алюминия. Замминистра призвал начать глобальный диалог для координации алюминиевой отрасли в целом с учетом экономических и социальных последствий. В качестве механизма он предлагает создать международную многостороннюю ассоциацию, которая станет диалоговой площадкой. В настоящее время консолидированная позиция вырабатывается в формате Россия — страны Персидского залива, а также Китай и Индия, чтобы выступить в 2018 году в рамках G20 в Аргентине с инициативой глобального многостороннего алюминиевого диалога для устойчивого промышленного развития.

Стратегический диалог в формате Россия — страны Персидского залива в целом оформился. И это одно из приоритетных и чрезвычайно эффективных направлений нашего многостороннего взаимодействия на Ближнем Востоке и в арабском мире. Следующим этапом могла бы стать разработка конкретной дорожной карты по реализации проектов сотрудничества.

С точки зрения развития промышленных кластеров по выпуску продукции высоких переделов алюминия правительство поддержало инициативу группы компаний «Русал» по созданию трех «технологических долин» в Красноярском крае, Волгоградской области и республике Хакасия (на базе уже существующих производств). Участие международных партнеров в реализации данных проектов будет способствовать расширению экономического и инвестиционного сотрудничества.

Серебристо-зеленый

— Нам с алюминием повезло, это — материал будущего, он как нельзя лучше в силу физических свойств вписывается в индустрию 4.0, — заявил генеральный директор одного из крупнейших мировых игроков — ОК «Русал» Владислав Соловьев. — Нам лишь остается раскрыть эти свойства, в том числе в соединении с другими металлами. Важно иметь и новые способы производства и применения. Мы должны понимать, откуда придут вызовы и конкуренты. В автомобилестроении, например, мы видим движение к электромобилям, к гибридным формам двигателей. Здесь и пригодится основное преимущество алюминия — легкость. Но если раньше из него делали шасси и двигатель, кремниевые сплавы, то сейчас с его помощью облегчают вес корпуса. Здесь у нас перспективы. Конкуренция будет со стороны композитов, карбонов. Но пока они не превзошли алюминиевые сплавы в плане ремонтопригодности, прочности, внешнего вида. Поэтому продолжаем работать и укрепляться в этой нише.

Владислав Соловьев обратил внимание на то, что в России лишь рассуждают об индустрии 4.0, а ходят по старым конструкциям, алюминиевый мост только один — в Нижнем Новгороде, тогда как в Европе их сотни. Поэтому, считает топ-менеджер, во всем, что касается сводов правил, разрешений по применению новых технологий — государственному регулированию надо двигаться быстрее.

Есть технологии, которые обрушивают рынки и в конечном итоге меняют мир. В 2014 году новое слово в материаловедении сказала новосибирская компания OCSiAL: здесь научились программировать физико-химические свойства материалов и в частности алюминия, например, его можно сделать как сверхпроводником, так и диэлектриком. Алюминиевая отрасль перспективна и с точки зрения аддитивных технологий: на основе этого металла производится колоссальное количество флуктуантов, катализаторов, реагентов.

Важный тренд — зеленая экономика. Apple, например, принципиально не использует алюминий, который произведен по иным технологиям. А у нас он именно зеленый — практически на 100% выпускается на базе гидроэнергетических ресурсов. Это конкурентное преимущество, которое стране надо использовать. Минпром подписал постановление: максимально расширить производство и применение зеленого алюминия внутри России до 1,5 — 2 млн тонн к 2021 году.

В условиях, когда проблема защиты окружающей среды выходит на первый план, роль России в мировой производственной цепочке как поставщика зеленого алюминия будет укрепляться. Но для реализации этих планов нужна стабильность на алюминиевом рынке, устранение мирового структурного дисбаланса по всей отраслевой цепочке.

Деньги /алюминий/деньги

— Алюминиевая промышленность способна стать одним из драйверов роста, может помочь преодолевать инфраструктурные ограничения. Но у нас ничего не получится, если мы не найдем в стране дешевые и длинные деньги для ее развития, — заявил вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир Дмитриев. — При том что Россия занимает второе место в мире по производству алюминия, 50% рынка его потребления — это импорт. Если с первичным алюминием у нас все нормально, то глубокую переработку мы мало развиваем. По одной простой причине: нет денег. Банки нам не верят, государство постоянно борется с дефицитом бюджета.

Не просто производство, а именно развитие алюминиевой промышленности может стать проектом государственной важности, подчеркнул Владимир Дмитриев. Вложение средств в такой проект выгодно, по его словам, деньги надо хоть напечатать, но дать, потому что они однозначно возвратны: это новые рабочие места, экономический рывок, преодоление инфраструктурных ограничений.
 
— Для развития проектов высокого передела в алюминиевой индустрии необходимо консолидировать действия правительства, федеральных и региональных органов, институтов развития и бизнеса, — отметил в заключение заместитель председателя Внешэкономбанка Петр Золотарев. — ВЭБ готов предложить «умные» инструменты финансирования, в том числе по поддержке экспорта высокотехнологичной алюминиевой продукции. Главное — следить за изменениями рынка и качественно прорабатывать бизнес-модель.    

Справка:

По данным www.open-broker.ru, за период с 12 июня по 11 августа 2017 года цены на алюминий показали резкий рост в связи с ожидаемым сокращением производственных мощностей в Китае с сентября 2017 года при ожидаемом росте китайского спроса. В рамках усиления борьбы с загрязнением окружающей среды в провинции Шандунь закроются перерабатывающие мощности по производству 3,21 млн тонн алюминия.


По данным IAI, общее производство алюминия в мире, за исключением Китая, в июне 2017 года составило 2,108 млн тонн против 2,17 млн тонн в мае 2017 года. Среднесуточное производство алюминия в мире (без Китая) в июне 2017 года — 70,3 тыс. тонн против 70,0 тыс. тонн в мае 2017 года. Производство алюминия в Китае в июне 2017 года — 2,931млн тонн против 2,825 млн тонн в мае 2017 года.

Запасы алюминия в японских портах на конец июня 2017 года превысили 260 тыс. тонн против 266 тыс. тонн в мае 2017 года и 317 тыс. тонн год назад.

Дефицит, по опросу Reuters, также ожидается на рынке алюминия в 2018 году, хотя аналитики осторожны в отношении того, насколько успешным будет китайское правительство в осуществлении запланированного сокращения производства на незаконных и загрязняющих окружающую среду заводах. Дефицит алюминия на мировом рынке в 2018 году оценивается в 87 тыс. тонн.
 
По оценке компании «Русал», дефицит на мировом рынке алюминия в текущем году составит 1,1 млн тонн против 0,7 млн тонн в прошлом году и останется в пределах дефицита в 1 млн тонн — 2 млн тонн до 2021 года. В 2018 году дефицит на мировом рынке алюминия оценивается в 1,9 млн тонн. Спрос на первичный алюминий в мире будет расти на 4 — 5% в год и добавит 13,5 млн тонн в течение пяти лет, увеличившись до 73,2 млн тонн к 2021 году.

В текущем году 70% роста потребления придется на Китай, а в 2018 году страна может столкнуться с дефицитом алюминия на внутреннем рынке в связи с падением объемов производства.

 

Материалы по теме

Владислав Тетюхин назначен на пост президента корпорации «ВСМПО-Ависма»

На Урале закрыто представительство СУАЛ-Урал

Умеренность и аккуратность

Не угадали

Ждать

Учиться не дышать