Лизинг: движение вверх?
Тендеции развития рынка лизинга
Руководитель компании «Эксперт-лизинг» Алексей Биушкин — о тенденциях развития рынка
Восстановление деловой активности простимулирует лизинговые компании и повысит прибыль. Компания «Эксперт-лизинг» — один из крупнейших региональных игроков этого рынка, отмечает этим летом свое десятилетие. Руководитель предприятия Алексей Биушкин отмечает, что к дню рождения компании продажи медленно, но уверенно пошли вверх. К юбилейной дате компания подошла с шестью филиалами и более чем тремя тысячами партнеров. Стоимость имущества, переданного в лизинг клиентам за годы развития, превышает 15 млрд рублей, текущий портфель договоров превысил 5 млрд рублей, собственный капитал компании более 500 млн рублей. Алексей Биушкин рассказывает, как работать на рынке в сегодняшних условиях, как выстраивать отношения с партнерами и что компания может предложить сегодня.
Универсальность — залог успеха
— Алексей Валерьевич, что такое лизинг в России сейчас?
— Лизинг в России — отрасль перспективная, но в то же время непростая. За последние несколько лет доля рынка у лизинговых компаний с государственным участием возросла с 35% до 50 — 60%. И в то же время фактические результаты их деятельности не внушают оптимизма — большинство этих компаний оказываются глубоко убыточными и нуждающимися сегодня в докапитализации за счет средств материнских госбанков или напрямую из бюджетных фондов. С другой стороны большинство частных лизинговых компаний в России чувствуют себя вполне уверенно, их деятельность рентабельна и не требует каких-либо государственных дотаций.
— По какой причине?
— Наверное, у некоторых менеджеров этих госкомпаний нет цели заработать прибыль и сделать бизнес. Раздать деньги — это, пожалуй, не самое сложное в нашем бизнесе, а вот выстроить процессы и взаимоотношения с клиентами так, чтобы был и возврат этих вложений, — задача непростая. Желание заниматься лизингом в госсекторе не свойственно странам с развитой экономикой, ни США, ни Европе. У государства там нет интереса к этому рынку: он частный, каким и должен быть. Кстати, судя по повышенному интересу к этой проблеме сегодня со стороны Минфина и ЦБ РФ, наши власти тоже видят существенные риски неэффективного управления в этом секторе. Все-таки сегодня лизинговый рынок — второй после банковского по размеру кредитных требований.
— А что входит в понятие «успешная лизинговая компания»? Может быть, аффилированность к продавцам оборудования или крупному банку?
— Аффилированность компании банками или продавцами оборудования порой мешает, связывает руки в работе с клиентом. Объясняется это в первом случае существующими у кредитно-финансовых организаций собственными нормативами и стандартами, которые автоматически транслируются и на дочерние лизинговые компании. Мы располагаем достаточным капиталом и сложившимися отношениями с десятком разных банков, поэтому, если мы сами принимаем решение работать с клиентом, финансирование организовать не проблема. Я не помню ни единого случая, чтобы мы отказали клиенту по причине отсутствия финансовых ресурсов или невыполнения каких-то наших внутренних нормативов. Бывает так, к примеру, клиент понес убытки в одном из последних отчетных периодов. Убытки же бывают чисто технического толка. Но банк и дочерняя лизинговая отказывают в соответствии с их нормативным требованием. Это не наш случай — гибкость в работе с партнерами это одно из наших ключевых преимуществ.
В другом случае аффилированность лизинговой компании с поставщиком, с одной стороны, дает ей преимущество в виде возможной большей скидки на приобретаемое имущество для клиента, а с другой — есть привязка к конкретной технике. К примеру, компания связана с производителем грузовиков определенной марки, а клиенту хочется не только большегрузы, но и навеску к ним, пару станков и другое. А компания так не работает. Приходится дробить: в одной компании большегрузы, все остальное — в другой. Клиенту же очевидно комфортнее одной заявкой. Именно поэтому мы пытаемся быть универсальными во всем: от финансирования до видов имущества.
Кадры — половина дела
— Как развитие технологий оказывает влияние на отрасль?
— Сейчас модно иметь современные каналы продаж, в идеале нужно стремиться к оформлению договора через интернет, но это в идеале. Прием заявок, дистанционные расчеты — данная область развивается, и мы также движемся в этом направлении. Но от бумаги пока не уйти.
— А как обстоит дело с кадрами?
— Кадры — это, конечно, 50% нашего дела. Да это и не секрет. Любой новый филиал начинается как раз с персонала. Следом идут офисы, клиенты, деньги.
— Понятно. Конкуренция с другими компаниями, с игроками федерального уровня, в том числе с госучастием, в чем проявляется?
— В гибкости подхода к клиентам, поэтому я с этого начал как раз. Наш опыт, наша универсальность позволяют нам более лояльно подходить к нашим партнерам в плане работы с поставщиками, с договорами. И, наверное, дает нам возможность оперативно принимать решения. Мы часто идем навстречу требованиям клиентов, которые он не сможет реализовать в компании федерального уровня. Притом, что итоговая стоимость финансирования у нас порой даже ниже, чем у крупнейших лизинговых компаний за счет собственной нормы прибыли. Мы все фондируемся в одних и тех же банках и на схожих условиях: Сбербанк, группа ВЭБ, ВТБ и так далее. Другое дело то, что мы своей маржой можем более гибко оперировать и за счет этого быть дешевле.
Господдержка
— Каким-то образом внимание государства к вам проявляется?
— Да. Появились эффективные программы поддержки наших клиентов на федеральном уровне. К примеру, скоро год, как в нашей компании действует совместная с Министерством промышленности и торговли РФ программа по субсидированию первоначального взноса в размере 10% (но не более 500 тыс. рублей) на приобретение коммерческого транспорта, произведенного на территории России. Это значит, что, к примеру, вместо 30% аванса по лизингу клиент дает только 20%. Оставшиеся 10% от стоимости оплачиваем поставщику мы сами. Дотируем наших клиентов, а потом Минпромторг возмещает нам эти средства. Плюс этой программы — в простоте, в отличие от всех идей, придуманных органами поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Те были совершенно нерабочие: 38 листов вычитать, как субсидия получается, как рассчитывается субсидируемая ставка в составе лизингового платежа... Я экономфак с отличием заканчивал и то не до конца понимаю, что от клиентов и от нас хотят. В случае Минпромторга клиент просто недоплачивает нам 10% от стоимости машины, и лизинговая компания сама разбирается с дальнейшими действиями. При этом поддержка по сути касается не только лизингополучателей, но и отечественных производителей, это сильно подстегивает спрос на их продукцию. Только с начала 2016 года по этой программе продано 17 тыс. коммерческих автомобилей российского производства; это могли быть, скажем, и «форды», но собиравшиеся у нас. Конечно, радует и то, что аккредитованные лизинговые компании, не получающие субсидии напрямую, опосредованно приобретают дополнительных клиентов.
— А если клиент хочет получить в лизинг не машины, а станок?
— В середине марта компания «Эксперт-лизинг» вошла в список уполномоченных участников программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности РФ. Эта программа как раз и ориентирована на клиентов, желающих взять в лизинг отечественное промышленное оборудование на льготных условиях. Так, в ее рамках возможно предоставление льготных займов за счет средств ФРП на уплату первоначального взноса по ставке 5% годовых, что очень привлекательно в текущих условиях.
— Каковы объемы продаж по этим программам в вашей компании?
— Что касается субсидии на аванс, то, наверное, половина всех продаж по коммерческой технике. По ФРП мы только недавно начали работать и еще не закрыли первые сделки.
К лицензированию готовы
— Какие значимые события на рынке лизинга вы ожидаете?
— Все идет к тому, что нам предстоит вход под надзор Центрального Банка и лицензирование деятельности. Вообще, это планируется к 2018 году, но мы уже сейчас ведем подготовительную работу. Я это дело двумя руками поддерживаю, объясню почему. Если взять банковский и страховой бизнес, оба серьезно регулируются — Центральным Банком РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам. А лизинговая отрасль на данный момент практически не регулируется (кроме Росфинмониторинга и налоговых органов), отсутствуют нормативы для этой деятельности. Образно говоря, любой ларек может назваться лизинговой компанией и торговать сигаретами в лизинг. Законодательство позволяет фирмам-однодневкам совершать полукриминальные сделки, используя схему лизинга, поэтому сейчас ЦБ и Минфин проводят аналитику отрасли и разрабатывают нормативы, обязательные для лизинговых компаний. Мы же переводим бухгалтерию на международные стандарты финансовой отчетности; это трудоемкий процесс, ведь российские стандарты и МСФО — разные миры, но это вещь абсолютно необходимая. Для этого мы уже проделали большую работу: полностью перевели текущие процессы на самую современную IT-платформу учета лизинговых операций. Это встало в миллионные суммы, но дает хороший эффект, ведь надо понимать, что каждый договор — это сотня циферок, графики платежей, расчеты. Этих договоров в свою очередь — тысячи. И от того, насколько точно и удобно будет работать эта система, зависит весь наш бизнес.
— У лизинговых компаний есть свое профессиональное сообщество?
— Да. Объединенная лизинговая ассоциация является, скажем так, инициатором и участником дискуссий с различными государственными структурами от лизингового сообщества. Представляет интересы участников рынка.
— Участие в ней добровольное?
— Да.
— Она не является СРО?
— Нет. Участники ассоциации — компании, которые контролируют 99% рынка.
— Какой потенциал видите у рынка и у вашей компании в частности?
— Здесь все просто. По итогам 2015 года в России при обновлении основных средств лизингом пользуются только 13% субъектов малого и среднего бизнеса, в Евросоюзе — 47%. При этом мы не рассматриваем такой продукт, как лизинг физическим лицам, который очень развит в Европе, но практически отсутствует у нас. Недавно ради интереса вместе со знакомым менеджером из автосалона «Мерседес» в Швейцарии посмотрели статистику продаж автомобилей за 2015 год: из проданных 2500 штук, как у нас говорят, «сразу за деньги» ушли около 5%, остальное — лизинг и кредит. Нам нужно приближаться к этому показателю.
— Как вы думаете, за какой срок это возможно?
— Это зависит от макроэкономических факторов: уровня инфляции, процентных ставок в стране. Как и кредит, лизинг имеет свою стоимость, сейчас она достаточно высока по объективным причинам: санкции, кризис, геополитика, все вместе. Будь ставки на уровне европейских, проникновение было бы как минимум раза в два выше. В Европе даже малые предприятия могут на 10 лет брать в лизинг, например, бурильную машину — он там стоит 4 — 5% годовых, потом занимаются разными технологичными штуками. А в России сейчас уровень процентных ставок тормозит развитие — и наше, и наших клиентов.
— А рост ставок по кредитам, особенно год назад это тоже было, повлек за собой удорожание ваших?
— Что касается повышения ставок по действующим договорам, то мы ни разу за 10 лет не изменяли односторонне условия для наших клиентов в худшую для них сторону. Нам самим банки повышали, но мы не транслировали это на клиентов. По новым договорам, конечно, было удорожание финансирования, но сейчас уже все практически вернулось к 2013 — 2014 годам, надеюсь, будет и дальше движение вниз по уровню процентных ставок.
— Этой осенью ожидается восстановление деловой активности. Какова ваша оценка?
— Надеемся, что «дно» мы прошли. Общее мнение таково — сыграет отложенный спрос. Допустим, работает самосвал, строит на севере дорогу. У него физический срок эксплуатации не более трех лет, больше он ездить не может — хочешь не хочешь, а технику менять придется. Ее чинят, вставляют другие запчасти, но от процесса обновления все равно никуда не деться. Это обязательно должно придать положительную динамику отрасли.
Челябинск, ул. Труда, 64а, оф. 509 (БД «Славянский»), +7 351 245 00 00
Екатеринбург, ул. Хохрякова, 10, оф. 506
(БЦ «Палладиум»),+7 343 344 39 00
Уфа, ул. Чернышевского, 82, оф. 405 (БЦ «Капитал»),
+7 347 246 20 00
Пермь, ул. Ленина, 58а, оф. 335 (БЦ «Любимов»),
+7 342 214 74 00
Казань, ул. Декабристов, 85Б, оф. 603 (ДЦ «RELITA»), +7 843 210 23 00
Тюмень, ул. Мельникайте, 112, стр. 3, оф. 302
(БЦ «Соларис»), +7 345 279 27 00