Эмоциональный лизинг
Рейтинг лизинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2015 года
Оперативное реагирование на изменения в экономике, грамотное управление рисками и издержками — основные элементы антикризисных стратегий лизинговых компаний. Госпомощь не помешает
Рынок лизинга продолжает сжиматься. По предварительным данным исследования рейтингового агентства RAEX и Объединенной лизинговой ассоциации, в целом по стране в 2015 году он просел на 22% (год назад — 13%). Объем нового бизнеса участников традиционного рейтинга «Эксперт-Урала» сократился на 14% (годом ранее — 8%).
Спасибо автопрому
По расчетам АЦ «Эксперт», количество и общая сумма новых договоров лизинга участников уральского исследования упали на 20% к предыдущему году. Размер текущего портфеля сжался на 5,6%, нарастить его удалось лишь трем региональным компаниям и одной инорегиональной. Объем нового бизнеса смогли увеличить только треть списка участников.
По игрокам картина неоднородна. В списке федеральных компаний, работающих на Урале, по темпам прироста лидирует Сименс Финанс — объем нового бизнеса он увеличил почти на 50%. «У наших клиентов были и остаются потребности в лизинге производственного оборудования. И мы помогали эти потребности реализовать. В частности в прошлом году проведено несколько крупных сделок по бурильному и металлургическому оборудованию», — объясняет динамику заместитель генерального директора Сименс Финанс по Уральскому региону Вадим Константинов.
Среди региональных компаний выделяется ГК «ЧелИндЛизинг»: прирост по стоимости нового имущества — 60%, по сумме новых договоров — 65%.
Участниками нашего рейтинга являются, как правило, розничные операторы, ориентированные на малый и средний бизнес (доля МСБ в структуре их клиентской базы доходит до 80%). Отсюда — видовая структура сделок: в представленных диаграммах не отражается лизинг железнодорожной или авиатехники. Такого рода сделки обычно заключаются через головные офисы крупных федеральных лизинговых компаний. Основной объем нового бизнеса участников рейтинга в регионе приходится на лизинг легковых автомобилей (31,6%) и грузового транспорта (28,5%). В этих сегментах спрос остается относительно стабильным даже в условиях спада: «Автолизинг призван решать коммерческие задачи лизингополучателей, для которых наличие транспорта — основа ведения бизнеса и получения прибыли», — отмечает директор департамента маркетинга и развития компании CARCADE Юлия Тарасова.
Поддержку этому виду лизинга оказала антикризисная программа помощи отечественному автопрому, частично распространившаяся на лизинг. По программе, Минпромторг субсидирует лизинговым компаниям до 10% стоимости предмета лизинга на транспортные средства, произведенные на территории РФ.
Об эффективности антикризисной меры говорят почти все участники экспертного опроса. Директор филиала компании Ураллизинг в Екатеринбурге Елена Печорина: «Наша компания стала одной из получивших аккредитацию в Минпромторге, за весь период действия программы профинансировано 370 сделок на общую сумму 65 млн рублей». Юлия Тарасова: «В 2015 году мы передали клиентам 2185 автомобилей на условиях льготного лизинга, обеспечив им экономию 270 млн рублей за счет скидок». Генеральный директор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов: «Программа доказала эффективность. Она по-настоящему оживила лизинговый рынок, позволив избежать существенного снижения объемов нового бизнеса в сегменте автотранспорта».
Во всем виновата нефть
Лизинг оборудования для промышленности подобной поддержки не получил, и общий экономический спад отразился на сегменте напрямую.
— Рецессия экономики России, во многом обусловленная низкими ценами на нефть, вылилась в сокращение инвестиционных программ крупных предприятий как государственного, так и коммерческого сектора; в результате мы получили сокращение объемов железнодорожных и автотранспортных перевозок. И наиболее сильно по лизинговым компаниям ударило сокращение малых и средних предприятий, обслуживающих эти компании, — формулирует причины директор ГК «АС Финанс» Алексей Лесников.
При планировании бизнеса лизинговые операторы вынуждены учитывать постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Так, в прошлом году из-за падения оборотов в торговой рознице сильно просела логистика, что сказалось на характере спроса на новую грузовую автотехнику. В то же время несколько оживился агропром. Юлия Тарасова: «После введения контракций со стороны России, запрещающих импорт многих продовольственных товаров из ЕС, российские предприятия из сферы сельского хозяйства и пищевой переработки получили ощутимый импульс для развития. Соответственно, уровень спроса на услуги лизинга со стороны этой группы клиентов вырос».
— Спрос на лизинговые услуги сохранился на прежнем уровне со стороны компаний с государственным участием и сырьевого сектора экономики. В то же время существенному снижению подвергся спрос на лизинг со стороны логистических компаний и операторов лесной отрасли, — приводит другой пример директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге Альхать Масаев.
В ходе анализа анкет мы обратили внимание на некоторые изменения в отраслевой структуре нового бизнеса. В пятерке лидирующих направлений выбыло оборудование нефте- и газодобычи, но вошло машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование. Максимальный прирост за год продемонстрировали лизинг медицинской техники и фармацевтического оборудования (+191,5%). «Медицинское оборудование востребовано всегда, частные клиники постоянно прорабатывают проекты расширения бизнеса и покупки новой техники, кроме того, в последнее время заметно увеличилось количество проектов по приобретению медицинского оборудования в рамках частно-государственного партнерства», — подтверждает Вадим Константинов.
Госпомощь в помощь
Лизинговые компании рассчитывают на дополнительные стимулы от государства. Участники рынка ждут, что заработает объявленная еще в начале этого года программа запуска специальных продуктов от МСП Банка. В рамках этой программы анонсировано выделение субъектам МСБ финансирования в объеме до 60 млн рублей сроком на пять лет для приобретения в лизинг оборудования и техники. Лизинговая компания, получившая статус партнера такой программы, может рассчитывать на кредит от МСП банка в размере до 80% от стоимости предмета лизинга под 10% годовых.
Кроме того, Фонд развития промышленности подготовил специальную программу «Лизинговые проекты». Она предполагает предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. Для лизинговых операторов такого рода поддержка эффективна, поскольку позволяет снизить стоимость договора лизинга, а значит, увеличить приток клиентов. Особенно это ценно, когда растет стоимость привлекаемых денежных ресурсов, что и происходило почти весь 2015 год.
— Резкий скачок ставок по кредитам в начале 2015 года стал серьезным испытанием для лизинга, тогда в принципе было не понятно, на каких условиях возможно предоставление услуг клиентам, — вспоминает заместитель коммерческого директора компании РЕСО-Лизинг Александр Исаев.
— Изменение стоимости кредитов оказало существенное влияние на объемы бизнеса, — соглашается заместитель генерального директора ООО «УралБизнесЛизинг» Роман Гришин. — Но еще более критичным стало уменьшение объемов финансирования, а иногда и просто приостановление финансирования уже одобренных сделок. Ряд банков тогда повысил ставки по действующим кредитам на 2 — 3 п.п.
Сейчас ситуация выровнялась. Как утверждают менеджеры лизинговых компаний, текущая стоимость денежных средств колеблется для них от 15 до 23% в зависимости от масштаба и специализации.
Катаклизмы на финансовом рынке отразились на еще одном важном показателе отрасли — объеме профинансированных средств: по нашим данным, он упал на 24%.
Ответ кризису
Естественная реакция в условиях сжатия — принятие стратегии удержания бизнеса. Впрочем, наши постоянные участники исследования, а почти все они старожилы рынка, пережили не один кризис, и банальное сокращение персонала и зарплат не воспринимают как эффективные инструменты. Александр Исаев:
— В компании произошла «перезагрузка» бизнес-процесса. Это коснулось практически всех его сторон: от оптимизации структуры центрального офиса до изменения продуктовой линейки и рисковой политики в части предоставления лизинговых услуг. Основной упор был сделан на сохранении численности продающего персонала и укреплении деловых связей с дилерами автомобильной техники. В совокупности все принятые меры позволили нам в 2015 году повысить технологичность проведения лизинговых сделок и, как следствие, снизить негативное влияние падения спроса.
Предыдущий опыт подсказывает: готовиться к спаду надо заранее. CARCADE, например, внедрила комплекс специальных мер еще во второй половине 2014-го — начале 2015 года. Юлия Тарасова говорит, что ее компания пересмотрела подходы к закупкам товаров и услуг, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью, а также доработала практику проведения тендеров среди поставщиков, расширила функции финансового контроллинга, внедрила новую систему приоритетов затрат. Эти меры позволили за год сэкономить миллионы рублей без ущерба для эффективности бизнес-процессов.
Еще одной составляющей модели повышения эффективности в кризис стало пристальное внимание к рискам. Елена Печорина: «Мы своевременно подготовились и отладили систему анализа рисков по сделкам и в 2015 году были полностью готовы проанализировать и отсечь возможные варианты рискованных сделок». Руководитель представительства компании «Эксперт-Лизинг» в Челябинске Надежда Бавыкина:
«Снизилось “качество” клиентов, поэтому мы стали уделять внимание политике риск-менеджмента. Повысились требования к финансовому состоянию лизингополучателей, а также поставщиков, чтобы они могли исполнять обязательства по поставкам техники».
Важный элемент антикризисных стратегий — гибкость продуктовой линейки. Дмитрий Корчагов: «Работа “Балтийского лизинга” будет направлена на создание специальных совместных программ с поставщиками оборудования и техники, в первую очередь исходя из анализа реальных потребностей клиентов. Думаю, что будущее за максимально простым, доступным позиционированием продуктов и готовностью лизинговых компаний быстро адаптировать разнообразные готовые решения с учетом запросов индивидуальных клиентов». Юлия Тарасова: «Наша компания придала новые характеристики ранее созданным лизинговым продуктам, отвечающие изменившимся запросам МСБ. Это введение адаптивных графиков оплаты ежемесячных платежей (с возможностью уменьшения размера платежей за счет увеличения срока договора лизинга и переноса платежей на будущие периоды за счет опции “Лизинговые каникулы”); страхование ключевых рисков лизингополучателей (обязательства по лизингу погашаются за счет выплат по каско, страхования амортизационного износа GAP, страхования жизни и здоровья лизингополучателя); консультационная поддержка по широкому спектру вопросов, связанных с оптимальным использованием финансовых и юридических аспектов лизинга».
Важно, что участники нашего исследования не отказываются от планов развития даже в условиях падения рынка. Елена Печорина: «2015 год я оцениваю в целом как непростой и эмоциональный, но отнюдь не самый тяжелый. Несмотря на общий спад, нашей команде удалось не только расширить географию своего присутствия, но и показать рост объема продаж на 10%».
К чему готовиться
Прогнозы динамики среди участников исследования очень разные. Александр Исаев говорит, что годовой прогноз продаж компании на 2016 год составлен с учетом 15% роста: «В 2015-м продажи упали примерно на 20%. Мы рассчитываем в течение одного-двух лет как минимум выйти на докризисный уровень». Роман Гришин в целом по рынку ожидает прироста в 10 — 15%, по своей компании — 30 — 50%.
Елена Печорина менее оптимистична: «Динамика будет сильно зависеть от эффективности антикризисных программ. В прогнозах сейчас все стараются быть сдержанными. Пока ясно, что наиболее перспективными сегментами остаются продукты для малого и среднего бизнеса». По мнению Юлии Тарасовой, в целом рынок лизинга вряд ли покажет рост, по крайней мере, пока национальная экономика не выйдет из кризиса. Перспективы есть лишь у отдельных сегментов: «Объем нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта может вырасти на 10 — 12%. Госпрограмма льготного автолизинга способна выступить одним из главных драйверов для всей отрасли автолизинга в 2016 году».