Школа профессий и предпринимательства
Высшее образование
Уральский федеральный университет строит практико-ориентированные образовательные программы, нацеленные на будущее
К 2030 году, по данным Союза «Ворлдскиллс Россия», потери мировой экономики от несоответствия квалификации работников запросам рынка труда достигнут 5 трлн долларов (6%) в мировом ВВП. По мнению президента WorldSkills International Саймона Бартли, для решения этой проблемы важно, чтобы образовательные программы соответствовали именно перспективным запросам рынка труда. Между тем недавнее исследование Фонда развития интернет-инициатив показало, что сегодня в российских школах менее 6% проектных работ ориентированы на получение практического результата, а лишь 6,2% от общего числа учащихся 5 — 11-х классов вовлечены в форматы, прививающие профессиональные навыки.
Модель профессионального образования, ориентированная на будущее, создана и работает на базе Уральского федерального университета. 24 июня в Загородном Центре «Таватуй» (Свердловская область) стартовала очередная Уральская проектная смена — главное событие лета для участников Школы талантов УрФУ. Участники проектной смены этого года учатся в 7 — 11-х классах и уже прошли отбор регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технических проектов. Они работают по направлениям «Космос. Навигация. Связь», «Современная энергетика», «Новые материалы и биотехнологии», «Медицина будущего», «Нейротехнологии», «Конструирование сложных технических объектов» и «Информационные технологии».
Как университет настраивает баланс между рынком труда и системой образования, рассказывает заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.
— Надежда Геннадьевна, какое место Школа талантов УрФУ занимает в образовательной системе университета?
— Это относительно новый для УрФУ проект. Потребность в нем возникла в связи с тем, что сегодняшним школьникам, завтрашним абитуриентам, нужна помощь, чтобы лучше сориентироваться в быстро меняющемся мире и правильно выбрать будущую профессию. Современная экономика сложно организована, профессии трансформируются и зачастую находятся на стыке разных компетенций, причем не только практических, но и коммуникационных. И если раньше под профориентацией мы понимали экскурсии на предприятия, встречи с лучшими специалистами, то сейчас у школьников появилась потребность самим погрузиться в профессиональную среду, чтобы почувствовать, нравится им это или нет. И на основе личного опыта сформировать собственную будущую профессиональную траекторию.
Несколько лет назад мы решили придумать формат, который позволяет школьникам старших классов получить опыт погружения в профессию. Они собираются в проектные команды, куда помимо них входят профессионалы-наставники, а также студенты и аспиранты УрФУ, Медицинского университета и НПО Автоматики. Работая над решением конкретной практической задачи в области медицины, инженерного конструирования или информационных технологий, школьники овладевают реальными навыками, учатся взаимодействию в команде, построению тактики решения задач, а также многим другим вещам, которые мы объединяем в понятие soft skills — гибкие навыки.
Организовать такое профессиональное пространство, куда органично может встроиться школьник, — сложная задача. Для каждого из них три недели смены станут бесценным опытом погружения в проектную деятельность, а для многих — первым шагом к будущей профессии.
— Школа талантов УрФУ функционирует три года. То есть уже есть первые выпускники. Как вы оцениваете эффективность инструмента?
— Эффективность позволяют оценить цифры. По итогам прошлого года, например, около 70% ее выпускников показали высокие баллы по ЕГЭ и поступили в Уральский федеральный университет и Медицинский университет. Важно, что они выбрали для изучения именно те направления, которыми занимались в Школе талантов УрФУ. Главное — университет смог предложить им специальные образовательные траектории и возможность начать обучение с более высокой стартовой позиции.
— Вы говорите о проектном обучении. А может ли школьник, например, внедрить учебный проект?
— Судьба проектов никогда не заканчивается на Школе. Они в определенной степени живут своей жизнью, а школьники имеют возможность подключиться к ним, сделать какую-то часть и, если им это интересно, остаться. Есть случаи, когда люди начинают заниматься какими-то проектами, будучи школьниками, а продолжают уже на профессиональном уровне. Словом, конструкция Школы талантов такова, что проекты в любом случае не умирают — они либо становятся частью жизни школьника, либо продолжают развиваться без него.
— Каким вы видите дальнейшее развитие Школы талантов?
— Школа — живой организм, в нее постоянно либо встраиваются другие форматы, либо она сама их производит. Например, в этом году мы открыли лабораторию технологического предпринимательства, особенность которой в том, что она делает упор на те самые «гибкие навыки», дает возможность школьникам почувствовать себя предпринимателями и, может быть, действительно стать ими во взрослой жизни. Уже с сентября мы начнем активно реализовывать этот формат, потому что запрос на развитие таких компетенций есть, но ни школы, ни вузы пока не могут на него ответить. В ближайшее время у Школы талантов появятся и другие интересные направления, потому что наши партнеры из числа университетов и предметных школ проявляют к ней интерес и хотели бы стать ее частью.