Главное слово — развитие. Семь зарисовок из жизни индустриального парка ММК
Индустриальные парки
— Еще полгода назад здесь все шумело, звенело, кипело, — говорит старший менеджер по развитию бизнеса «ММК-Метиз» Рустем Абсатаров, шагая по одному из опустевших цехов Калибровочного завода. — За несколько месяцев мы перенесли производство на другую (но также принадлежащую нам) площадку. На его месте к концу 2019-го чешская компания должна начать выпускать неформованные огнеупоры. Проект обойдется в 680 млн рублей и обеспечит работой 150 человек. Это один из крупных резидентов формирующегося в Магнитогорске индустриального парка. Но в портфеле последнего уже есть идеи на миллиард.
Зарисовка первая. Рождение
Калибровочная, как и метизная площадки — промзоны, образовавшиеся в самом начале Великой Отечественной войны в результате эвакуации на Южный Урал украинских, московских и ленинградских предприятий. Почти 60 лет заводы, производившие родственные товары, жили отдельно друг от друга. Но в начале 2000-х руководство ММК решило изменить ситуацию и к 2006-му сумело интегрировать их в единый металлургический комплекс «ММК-Метиз».
Прошло еще десять лет, и стало понятно: содержать две промтерритории — непозволительная роскошь. Техническое перевооружение, продолжавшееся все это время, привело к резкому высвобождению площадей и коммунальных ресурсов. Платить за их простой было глупо.
В 2016-м на предприятии стартовала программа концентрации. Она подразумевала перенос всех мощностей с калибровочной на метизную площадку, расположенную ближе к материнскому предприятию и обладающую большими резервами по энергетике.
— Встал вопрос, что делать с освобождающимся пространством, — вспоминает директор индустриального парка ММК Владимир Дрёмов. — Сначала мы думали все опустевшие строения снести, а участок рекультивировать. Однако, по самым скромным оценкам, это обошлось бы нам в 9 млрд рублей. В итоге мы решили, что лучшим вариантом будет развитие территории через размещение новых производств.
Зарисовка вторая. Хард и софт
Калибровочная площадка — это 65 га земли и около 330 тыс. кв. метров промышленных помещений, которые управляющая компания готова доводить до нужного резидентам состояния. Средняя стоимость аренды — 66 рублей за квадратный метр. Это в два раза меньше, чем в среднем по Магнитогорску.
Мощность парка по электроэнергии — 126 МВт (80 свободны), по газу — 15 тыс. кубометров (10 тысяч пока не востребованы), по промышленной воде — 1400 куб. м/ч.
По территории промзоны проложены 14 км дорог и железнодорожные пути с выходами во внутренний парк ММК и на Южно-Уральскую железную дорогу. В непосредственной близости от площадки располагается один из крупнейших на Урале контейнерный терминал и ж/д станция Магнитогорск-Грузовой (ежедневно принимает тысячу вагонов сырья и отправляет около 700 вагонов готовой продукции).
— Наличие инфраструктуры позволяет предприятиям существенно сэкономить на этапе запуска производства, — уверен ведущий специалист по работе с резидентами «ММК-Индустриальный парк» Антон Макаров. — Приведу простой пример. Пару лет назад один из инвесторов хотел построить цех по выпуску прокатных валков мощностью 20 тыс. тонн в год. Он рассматривал два варианта размещения — в чистом поле (на выезде из города) и на калибровочной площадке. Расчеты показали, что у нас, несмотря на необходимость возведения нескольких новых зданий, проект за счет высокой готовности инфраструктуры стоил бы на 1,6 млрд рублей меньше.
В 2018-м, по словам генерального директора ММК Павла Шиляева, парк существенно нарастил портфель так называемых софт-услуг. Речь о подготовке и переобучении персонала, охране периметра, ведении бухгалтерского учета, правовой поддержке, уборке территорий, страховании или организации питания.
— Мы постоянно анкетируем резидентов, пытаясь выявить их потребности, — добавляет Павел Шиляев. — Мы стремимся к тому, чтобы они получали все необходимые услуги в режиме «одного окна», не покидая территории парка. Результатом нашей работы, например, стало появление сервисов по утилизации лома (в партнерстве с «ММК Втормет») и перевозке негабаритных грузов (в партнерстве с компанией «Негабарит-174»).
Зарисовка третья. Резиденты
Сегодня в индустриальном парке ММК «прописано» 26 резидентов. За три года они вложили в производство около 460 млн рублей. В 2018-м на каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, пришлось 11 рублей, инвестированных промпредприятиями.
Среди уже работающих резидентов — Металлэнерго, «Теплоприбор Экспресс Анализ» (ТЭА), Завод металлургических раскислителей. Первый занимается выпуском оборудования для высокотемпературных технологических агрегатов и комплексов для термической обработки металла. Главные потребители продукции — сталеплавильные цехи ММК, Магнитогорский завод прокатных валков и другие металлоемкие производства.
ТЭА «приземлила» в парке выпуск одноразовых зондов для отбора проб жидкой стали. Они состоят из двух элементов — картонной гильзы и наконечника, позволяющего измерять различные параметры сплава (наполнение наконечника меняется в зависимости от задачи). В производство было вложено 14 млн рублей. «Это абсолютно экологически чистое производство, — отмечет главный инженер «ММК-Индустриальный парк» Руслан Ахметзянов. — Они даже гильзы скрепляют при помощи кукурузного клея. Отходов — ноль».
Завод металлургических раскислителей (ЗМР) — один из самых «свежих» резидентов парка. Предприятие, запущенное в начале мая, располагается в двух промышленных помещениях. В одном выпускается продукция, которая позволяет заместить алюминий в процессе раскисления стали. Во втором — тара. Мощность предприятия составит 10 тыс. тонн в год (в перспективе может быть увеличена). В проект вложено 70 млн рублей. ЗМР планирует поставлять раскислители на отечественный рынок, а также в страны СНГ, Восточной Европы и Азии.
Зарисовка четвертая. Софинансирование новых проектов
100 млн рублей в год — таков объем фонда, который ММК согласился выделить индустриальному парку для софинансирования инвестиционных проектов резидентов. Максимум, на который может претендовать один партнер, — 15 млн рублей. У денег есть только два целевых применения — либо улучшение характеристик недвижимого имущества, либо закупка оборудования. Грант не может превышать 30% суммарных вложений резидента.
— Схема проста, — объясняет Владимир Дрёмов. — Если предприятию нужны дополнительные средства, оно вместе с нами готовит соответствующую заявку. В случае принятия положительного решения комбинат выделяет деньги управляющей компании парка. Та ремонтирует или реконструирует цех, модернизирует инфраструктуру или приобретает станки, а затем возвращает вложения через сдачу помещения и оборудования в аренду по себестоимости. Получается нечто среднее между банковским кредитом и лизингом.
Пилотный проект ММК по софинансированию будет реализован в июне — декабре этого года с компанией «Теплоприбор Экспресс Анализ».
Зарисовка пятая. «Упакованные» идеи
В портфеле команды парка есть как минимум два готовых проекта, ожидающих профильных инвесторов. Первый — организация литья для производителей автокомпонентов. Основной «якорный» потребитель найден. Это Valeo, один из европейских лидеров по производству автокомпонентов, ключевой поставщик АвтоВАЗа. Сегодня концерн закупает литье за рубежом, преимущественно в Китае и Иране, и готов по части номенклатуры поработать с магнитогорской площадкой. Поставщик оборудования также определен, схема размещения предприятия проработана. Цена вопроса — 1,3 млрд рублей. Расчетная окупаемость — 3,5 года.
Второй «упакованный» проект — производство гидравлических трансформаторов. Сегодня выпуском этой продукции в России не занимается никто (последний раз она сошла с конвейера в Ульяновске три года назад), «но люди и наработки никуда не делись, — полагает Владимир Дрёмов. — И эту отрасль можно очень быстро восстановить».
Зарисовка шестая. Льготы
— Мы не ТОСЭР и не можем предоставить резиденту максимальный набор льгот, — констатирует Павел Шиляев. — Однако по сравнению со многими другими парками мы смотримся очень неплохо. Плотная работа с городской и областной администрацией и профильными госорганами позволила нам обнулить для управляющей компании и предприятий-резидентов налоги на имущество и землю, а также снизить с 17% до 13,5% региональную составляющую налога на прибыль. В таком «преферентном» режиме резиденты смогут работать в течение шести лет.
Зарисовка седьмая. Выходящая далеко за границы парка
Но относительно малое количество льгот с лихвой могут компенсировать два, быть может, более важных, фактора. Первый — возможность встроиться в производственную цепочку ММК.
— Комбинат готов работать с резидентами как по традиционной модели «поставщик — покупатель», так и в рамках схем промышленной кооперации, — уточняет Владимир Дрёмов. — Например, ММК может отгружать резиденту, занимающемуся термообработкой, высокопрочный металлопрокат для изготовления деталей для сельскохозяйственной техники. Тот будет доводить изделия до требований заказчиков, а ММК затем реализовывать продукт через собственный сбытовой канал (сейчас мы рассматриваем возможность запуска такого проекта на базе НПО «Металлэнерго»).
Второй компенсирующий фактор — Магнитогорск. Это город, в котором живет 420 тыс. человек, где есть высшее инженерное образование, качественные больницы, четыре театра и международный аэропорт.
— В партнерстве с местной властью мы очень серьезно инвестируем в развитие городской среды и развитие промышленного туризма, — замечает Павел Шиляев. — Нам важно, чтобы Магнитогорск был привлекательным для наиболее требовательных категорий граждан — молодежи и высококвалифицированных специалистов. И индустриальный парк, на самом деле, мы рассматриваем не как бизнес-проект (в 2018-м его чистая прибыль составила 5,5 млн рублей). В нашем понимании это один из элементов притяжения человеческого капитала, возможность дать людям альтернативные траектории роста, способ развития пространства. Дело не в дивидендах. Просто мы не хотели иметь посреди города язву, пустырь, катакомбы и каждый день ездить мимо них на успешный комбинат. Работающие предприятия, бурлящая жизнь нравятся нам куда больше.