Не сиди под золотым дождем
Нефтехимия
Химия и нефтехимия выдержали краш-тест рыночной и геополитической конъюнктуры лучше других. Но чтобы стать драйвером роста для экономики страны, отрасли нужна эффективная модель развития
Российский нефтегазохимический форум, прошедший 24 — 27 мая в Уфе, объединил на одной площадке два ключевых для региона мероприятия — Международный форум «Большая химия» и Международную выставку «Газ. Нефть. Технологии-2016». В пленарном заседании «Государственное регулирование и отраслевые программы в нефтегазохимии» участвовали ведущие игроки отрасли, руководители госкорпораций, международных инжиниринговых и консалтинговых компаний, инновационных центров, представители бизнес-ассоциаций и органов власти, деятели экспертного и научного сообществ. Ключевая тема заседания — актуализация стратегии и плана развития нефтегазохимического комплекса.
Что происходит
Прошлый год для нефтегазохимиков был особо удачным: обстоятельства, тяжело складывающиеся для нефтяников с точки зрения падения цены на основные продукты, для переработчиков стали плюсом: сырьевые потоки к ним увеличились. По данным Минэнерго России, объем переработки нефтехимического сырья в 2015 году вырос на 9% до 10,9 млн тонн, инвестиции в нефтегазохимическую отрасль — на 17,6% по сравнению с 2014 годом, до 164,6 млрд рублей. У отечественных компаний есть возможности для укрепления позиций на мировых рынках.
Игроки понимают, что тенденция может быть временной.
— Спреды по стоимости сырья и, соответственно, конечной цене продукции сокращаются, доходность нефтехимических производств, прежде всего переработчиков, будет падать, — отметил заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов. — В перспективе мы ожидаем также продолжения большой волатильности на нефтяном рынке.
Тем не менее сегодня нефтегазохимия демонстрирует серьезный рост: объем отгруженной продукции в прошлом году в стоимостном выражении по сравнению с 2014 годом увеличился на 20% и превысил 3 трлн рублей. Для сравнения: во многих отраслях индекс промышленного производства составил скромные 103,9%. Учитывая расширение объемов внутреннего производства химпродукции в денежном выражении не менее чем на 4 — 5% в год, за ближайшие 10 — 15 лет производство выйдет на 6,5 трлн рублей по отгрузке продукции, нарастив, по оценкам Минпрома, долю химического комплекса в ВВП России с 1,3 до 2%. Также в планах снижение импорта с 43 до 28% и увеличение экспорта с 22 до 45%.
В начале текущего года Минпром и Минэнерго совместно приняли новую стратегию развития химии и нефтегазохимии до 2030 года. Буквально за неделю до форума, 18 мая, правительство утвердило план ее реализации. Ведомства рассказали, какие изменения внесены в стратегию, как ситуация с ценами и спросом в экономике скорректировала прогнозы и целевые показатели.
Отрасли предстоит техническое перевооружение, модернизация и создание ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных химических и нефтегазовых производств. Власти намерены действовать в двух основных направлениях: осуществлять адресную поддержку предприятий и системно формировать документы на уровне правительства.
Чиновники рассказали, какие изменения внесены в Стратегию, как ситуация с ценами и спросом в экономике скорректировала прогнозы и целевые показатели развития нефтехима
На форуме отдельно обсуждали вопрос по малотоннажной химии — сегмент среди приоритетов и в этом году, и на среднесрочную перспективу: на промышленном производстве химических веществ в малых объемах можно добиться колоссальной рентабельности. Дорожная карта будет готова к концу года.
Основные направления развития нефтехимического комплекса РФ — импортозамещение, обеспечение конкурентоспособности. Снижение объема импорта на 30% по сравнению с прошлым годом и рост химпроизводства по всем подотраслям говорят о том, что мы уже замещаем импортные продукты собственными. Блок проектов импортозамещения активно реализуется с прошлого года в регионах, в том числе в Башкирии, Приволжье и Татарстане. Используется инструментарий Минпрома. Например, только по Башкортостану объем субсидий за два года составил почти 1 млрд рублей, всего с 2008 по 2015 год предприятия республики получили 7,5 млрд рублей субсидий. На дискуссионных площадках форума обсуждали, как сделать эти инструменты более эффективными.
Зачем Башкирии кластер
Последние два года развитие топливно-энергетического комплекса проходит в непростых политических и внешнеэкономических условиях. Снизились цены на нефть и газ, другие основные экспортные позиции, существенно ограничен доступ к зарубежным финансовым ресурсам и технологиям. Несмотря на это, показатели развития ТЭК Башкирии стабильны и соответствуют прогнозным значениям, утверждает премьер-министр правительства республики Рустэм Марданов. Регион придерживается политики сохранения предприятий отрасли. С крупнейшими заключены инвестиционные соглашения, общая сумма налоговых преференций по ним — 12,6 млрд рублей. В этом году будет подписано еще одно соглашение — с «Акрил Салават» о запуске производства акриловой кислоты. Здесь объем налоговых преференций составит 6 млрд рублей.
Флагман экономики республики Башнефть в прошлом году закрепила лидерство среди российских нефтяных компаний по темпам увеличения добычи на месторождениях Башкортостана, освоения новых активов в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. Снижение первичной переработки нефти соответствует условиям, которые сложились на рынке. Однако Башнефть и «Газпром нефтехим Салават» практически полностью перешли на производство топлива Евро-5, нарастив его в прошлом году на 8%.
Башнефть продолжает реализовывать проекты: например, строит установки замедленного коксования, охлаждения, биологические очистные сооружения. Общий объем инвестиций — 17 млрд рублей. Предполагается увеличить глубину переработки с 86% до 94%, выход светлых продуктов до 73%. В планах компании — 100-процентный переход на производство Евро-5, наращивание сети автозаправочных станций.
Среди насущных задач башкирского нефтехима — снижение зависимости от иностранных технологий, материалов и комплектующих. Предприятия машиностроительного комплекса республики, которые уже имеют соответствующие технологии или переходят на них, благодаря наращиванию контрактов с крупнейшими российскими компаниями — Газпромом, Сибуром, Сургутнефтегазом, Газпромнефтью — в два раза увеличили объем производства продукции.
Мешают проблемы, связанные с условиями оплаты поставок оборудования — длительными отсрочками платежей, нестандартными требованиями к продукции, а также процедурой прохождения аудита и сертификации. Они сложны даже для крупных предприятий, не говоря уже о средних. И пока не получается договориться ни по техническим заданиям к продукции, ни по единой системе сертификации.
Башкортостан в течение пяти лет создает отраслевые профильные кластеры в малотоннажной нефтехимии, нефтегазовом машиностроении и геофизике. В мае произошло важное событие — эти кластеры, в которые входят уже более 300 предприятий, объединились в территориальный нефтехимический мегакластер. Сформирована сетевая структура, которая обеспечит практически всем необходимым разветвленную цепь добычи и переработки нефти и газа с производством конечной нефтехимической продукции, также всю систему обеспечения жизненного цикла промышленных объектов — разработку, проектирование, изготовление оборудования, строительство и обслуживание. Заключены соглашения об объединении с нефтехимическим кластером предприятий Татарстана. Ждут синергетического эффекта.
Помимо мегакластера в республике создан центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, оснащенный аналитической техникой, приборами для проведения исследовательских работ и испытаний нефтехимической продукции. В его состав вошли более сотни аналитических лабораторий. Новый центр прототипирования в нефтехимии занимается созданием аналогов импортируемых в Россию продуктов и технологий производства: получено уже более 400 заявок из регионов России и стран СНГ на проведение исследовательских работ по определению составов импортных химических материалов и компонентов, используемых в различных производствах.
— Эти центры способны значительно ускорить процессы импортозамещения по нефтехимическим продуктам и технологиям, — сказал Рустэм Марданов. — Научный потенциал республики в тесной интеграции с предприятиями отрасли позволяет выполнять самые сложные разработки.
Башкирский мегакластер нацелен и на информатизацию нефтехима — это еще один приоритет, который обсуждался на форуме.
Дефициты Приволжья
Те же задачи решают в соседнем Приволжском федеральном округе, первом среди округов по мощностям нефтеперерабатывающей промышленности с полным циклом производства, от добычи до конечного продукта. Нефтехим ПФО — это около 80 крупнейших промышленных предприятий с численностью работающих свыше 400 тыс. человек. Здесь перерабатывают 40% российской нефти, расположены 14 из 29 ведущих НПЗ, семь из десяти ключевых производителей химпродукции.
Главная проблема нефтехимического комплекса ПФО — дефицит углеводородного сырья, рассказала на форуме заместитель полномочного представителя президента РФ в округе Алсу Гайнутдинова. Высокая степень разведанности и выработанности нефтяных пластов в округе обуславливает потребность в поиске дополнительных источников сырья для нефтеперерабатывающей промышленности. Другой системной проблемой для Приволжского округа и в целом для России является дефицит мощностей для глубокой переработки сырья.
С темой импортозамещения сопрягается тема контроля качества. Имеются случаи, когда на рынок попадает заведомо некачественная продукция, которая ставит под угрозу жизнь и безопасность потребителей. Это материалы для строительства, жилищно-коммунального хозяйства. Решение этой проблемы в масштабах государства должно оказать серьезную поддержку развитию внутреннего рынка химической и нефтехимической промышленности, уверена Алсу Гайнутдинова. Она вынесла на обсуждение еще один важный вопрос: повышающий уровень цепочки передела углеводородного сырья, в основном представленный малым и средним бизнесом, особенно чувствителен к обострившейся проблеме кредитования. Для этих компаний возможность пополнения оборотных средств — условие выживания. Указанные проблемы требуют выработки комплексных предложений. В условиях санкционных ограничений России предметом обсуждения стал также поиск новых партнеров в технических и экономических вопросах развития нефтегазохимии, получения доступа к дополнительным финансовым ресурсам.
Дайте правильную картинку
Неоднократно на форуме заходила речь об опыте нефтехима Татарстана. За последние десять лет в него инвестировано 950 млрд рублей. Новая программа началась в 2015 году, она предусматривает еще 650 млрд рублей инвестиций. И речь идет о конкретных проектах с конкретными источниками. Не случайно республика сегодня имеет в этой отрасли 37,6% от всего промышленного производства. Если бы в России с ее необыкновенными запасами нефти и газа нефтехимия в структуре экономики составляла столько же, страна совершенно по-другому проходила бы кризис, предположил премьер-министр республики Татарстан Ильдар Халиков. В рамках программы развития инновационной деятельности республики создается сеть технопарков по двум основным направлениям: коммерциализация научных разработок и инновационное развитие индустриального производства. Здесь действуют особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», Камский индустриальный парк «Мастер», технополис «Химград». Резиденты из этих парков пользуются инструментарием Минпрома РФ, получают финансирование. Помимо финансовых инструментов Минпрома Ильдар Халиков отметил и инструменты регулирующего характера, налоговые льготы, административную поддержку на всех уровнях. Сегменту оказывают помощь нефтяные и нефтеперерабатывающие компании за счет собственных заказов.
В российской малотоннажной химии модераторами могут становиться нефтяные и нефтехимические компании, обладающие сырьевой базой. Например, в Татарстане компания ООО «Сафпэт», 100-процентное дочернее предприятие «АК Барс холдинг», намерена вложить 3,1 млрд рублей собственных средств в проект по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата совместно с крупными нефтяными игроками. Подобного рода синергии может добиться и ОАО «Уфаоргсинтез», развивая на базе нефтеперерабатывающих мощностей цепочки, получая другие продукты при следующих переделах. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб полагает, что будет нарастать активность, которую сейчас проявляют нефтяные компании в совместных проектах с производителями нефтегазового оборудования. Так мы получим правильную картинку подобного рода взаимодействия для развития в других областях.
Новые инструменты
Большой блок вопросов, обсуждаемых в Уфе, касался федеральных органов исполнительной власти, которые формируют крупные заказы. Сергей Цыб пригласил ведомства к сотрудничеству, с тем чтобы при кризисном сжатии рынков (стройки, транспорта, автомобилестроения) и проблемах с потреблением в рамках межведомственной работы нащупать дополнительные точки роста для химиков: отрасль связывает практически все промышленные сегменты. Так, в прошлом году в Фонд развития промышленности поступило 76 «химических» проектов, пять из них, на 2 млрд рублей, уже одобрено. Чиновник полагает, что этот инструмент может быть направлен и на реализацию проектов по малотоннажной химии.
Еще одна тенденция, отмеченная на международном нефтегазовом форуме: активно начинают разворачиваться коллеги из Китая, из других стран Юго-Восточной Азии, которые заинтересованы в инвестициях в перерабатывающие производства на территории РФ. В этом направлении год может стать прорывным.
Сергей Цыб отметил, что крупные инвесторы сейчас проявляют интерес к новому инструменту — специальному инвестиционному контракту. Вышли поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют при заключении таких контрактов получать льготы по налогу на прибыль на федеральном и региональном уровнях. В химии большинство проектов — денежно емкие, поэтому и башкирские, и татарские компании, например, «БашСода» — уже заявились на их заключение.
Учитывая сужение импорта и расширение экспорта, также нужно активно задействовать механизмы Торгпредства РФ и межправительственных комиссий, помогающие компаниям в продвижении продукции на экспорт.
При обсуждении темы развития малотоннажной химии заместитель премьер-министра правительства РБ Дмитрий Шаронов сообщил, что в последнее время в Башкортостане актуальны дискуссионные площадки с крупными компаниями, такими как Сибур, Газпром, «Нефтехим Салават», Башнефть, на тему объединения сырьевых и продуктовых цепочек для получения продуктов, важных для импортозамещения. Но, в отличие от Татарстана, где такие решения централизованы, на открытом рынке договариваться, понимать, как пазл складывается, сложно.
— Для того мы и создали управленческие инструменты, чтобы можно было это результативно обсуждать, — подчеркнул Сергей Цыб. — Плюс в этом году проведем детальный анализ по всей номенклатуре приоритетных направлений создания производства малотоннажной химии в РФ, это несколько тысяч позиций. С точки зрения экономической целесообразности. Чтобы было понимание, где точки роста. Нужен такой анализ и по инвестиционным решениям, которые предлагают компании.
Приходит понимание
С начала года объем переработки нефти в России сократился на 3,5% по сравнению с январем — февралем 2015 года. При этом глубина переработки выросла с 72,4% до 73,5%. Снижение объемов и увеличение глубины переработки является основной задачей, которую ставит правительство. Предполагается, что к 2030 году глубина переработки нефти подберется к лучшим мировым практикам, с 73% нынешних до 90%. Что позволит сдвинуться к этому и к чему приведет падение переработки — лучший вопрос на нефтехимическом форуме.
При этом растут объемы экспорта и добычи нефти. Это порождает две тенденции: с ростом глубины переработки увеличивается количество выхода продукции для конечного потребителя (бензин и дизельное топливо) и уменьшается количество полупродуктов (мазут). За первые четыре месяца объем выпуска мазута в РФ упал на 29,9%. И критических проблем, связанных с востребованностью этой продукции, это не вызвало.
Форум стал местом обмена экспертными мнениями, определения задач, которые бизнес ставит перед властью. В профессиональном сообществе и на уровне государственной власти сложилось понимание нефтегазохимии как отрасли, имеющей принципиальное значение для промышленного и экономического суверенитета страны, — такое впечатление вынес глава холдинга Башхим, председатель стратегического комитета совета директоров АО «БСК» Сергей Мерзляков.
2014 — 2015 годы в России прошли под знаком девальвации рубля и падения мировых цен на нефть. Этот стресс-тест лучше остальных выдержали химическая и нефтехимическая отрасли: они оказались готовы к неблагоприятным условиям рыночной и геополитической конъюнктуры. В такие моменты и приходит понимание, что именно «большая» химия, нефтегазохимия способны стать драйвером экономического роста России. Однако реалии требуют более оперативных и слаженных действий в разработке и реализации эффективной модели отрасли, повышения ее конкурентоспособности, обновления методов и инструментов работы.