ЦБ на вашу голову
Лизинг
Финансовый мегарегулятор присматривается к рынку лизинга. Профессиональное сообщество Урала к идее установления контроля относится настороженно
Ассоциация региональных банков «Россия» выступила с новой регуляторной инициативой — придать лизинговым компаниям статус «некредитные финансовые организации». Это означает, что в отношении лизинговых компаний может быть введен пруденциальный надзор. Авторы новации считают, что это пойдет на пользу рынку лизинга и позволит решить проблемы с ресурсной базой лизингодателей: банки смогут запустить механизм рефинансирования портфелей лизинговым компаниям через инструменты ЦБ. Декларируемая цель — увеличение доступности и снижение стоимости финансирования для субъектов малого и среднего бизнеса, которые пользуются услугами лизинга.
Пока об этапах реализации идеи известно немного. Говорят, что Банк России запускает исследование рынка лизинга, намереваясь устроить анкетный опрос его участников.
Аналитический центр «Эксперт» провел в Екатеринбурге традиционный круглый стол «Уральский рынок лизинга», на котором предложил обсудить эту инициативу, а также последние тенденции отрасли.
Комфортный выезд
— Как показывают исследования, рынок лизинга продолжает сжиматься. По итогам ренкинга RAEX и Объединенной лизинговой ассоциации, в 2015 году он просел на 22%. Год назад падение составило 13%. По итогам исследования АЦ «Эксперт» (итоги см. «Эмоциональный лизинг»), объем нового бизнеса участников по Уралу и Западной Сибири снизился на 14%, годом ранее — на 8%. Судя по цифрам, пока рынок вытаскивают два сегмента — лизинг легковых автомобилей (в нашем рейтинге на его долю приходится 31,6% нового бизнеса) и грузового транспорта (28,5%). Что говорит практика?
Дмитрий Митронин, директор по Уральскому региону «Халык-Лизинг»:
— Автолизинг действительно востребован, особенно автомобилей премиум-класса. У нас есть клиенты, которые за год берут по два-три дорогих внедорожника (BMW X5, Lexus). В России многие собственники, топ-менеджеры предприятий не хотят экономить на собственном комфорте. К тому же покупка дорогого авто нередко рассматривается у нас как инвестиция, люди рассуждают примерно так: скоро все подорожает, а если я сейчас куплю дорогую иномарку, то это будет выгодное вложение денег.
Екатерина Богатова, заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге:
— Сегодня лизинг — приоритетный способ финансирования инвестиционных потребностей малого и среднего бизнеса. В условиях ограничения сроков традиционного кредитования или проведения политики минимизации объемов инвестиционного кредитования лизинг остается эффективно работающим инструментом привлечения финансирования на срок до трех-пяти лет. При этом неоспоримое преимущество лизинга заключается в том, что приобретаемое имущество, по сути, является залогом. И это снимает целый блок вопросов при сегодняшних довольно консервативных подходах к оценке имущества со стороны банков.
— По антикризисной программе Минпром субсидирует лизинговым компаниями до 10% стоимости предмета лизинга на транспортные средства, произведенные на территории РФ. Как вы оцениваете влияние программы помощи отечественному автопрому на рынок лизинга?
Евгения Горустович, руководитель Центра продаж «Элемент Лизинг» в Екатеринбурге:
— Состояние экономики сложное, наша деятельность напрямую зависит от общей ситуации на рынке. Каждый клиент, приобретая новую технику, оценивает сейчас прежде всего соотношение затрат на эту технику и тот объем услуг, который он может выполнить за счет этой техники. Поэтому в текущей ситуации клиент выбирает оптимальный вариант — это техника импортная, но бывшая в употреблении, или отечественная, подпадающая под программу Минпромторга.
— В структуре нового бизнеса нашего исследования традиционно существенную долю занимало оборудование для промышленности. И в 2015 году, несмотря на общее сжатие инвестиций, сегмент остается в лидерах: на долю машиностроительного и металлургического оборудования пришлось 32% сделок. Какие категории предприятий продолжают обновлять основные фонды?
Дмитрий Митронин:
— Очень хорошо себя чувствуют предприятия, работающие с оборонным комплексом. Так, один из наших крупных клиентов (машиностроительный завод) успешно реализует трехлетнюю программу промышленного перевооружения — согласно инвестиционному плану развития предприятия, разработанному еще в 2014 году. В то же время, по моим наблюдениям, предприятия строительной отрасли практически не обращаются за лизинговыми услугами, тогда как до кризиса строительная техника была одним из лидеров среди предметов лизинга.
Алексей Лесников Елена Печорина
Алексей Лесников, директор компании «АС Финанс»:
— Согласен, ситуация в строительном секторе не самая лучшая. На мой взгляд, отчасти это связано с некоторым насыщением рынка. Например, торговой недвижимости. Ее введено столько, что сдавать площади просто некому.
— Проявляется ли через лизинг эффект импортозамещения?
Елена Печорина, директор филиала компании «Ураллизинг» в Екатеринбурге:
— Безусловно, потому что импортное оборудование сильно выросло в цене. Экскаватор Volvo, например, стоил 12 млн рублей, то сейчас он стоит 20 млн рублей. Понятно, что предприятия будут искать отечественный аналог.
— Один из главных вызовов для рынка лизинга связан с колебаниями финансовых рынков, поскольку основным источником ресурсной базы являются банковские кредиты. Резкий скачок ставок по кредитам в начале 2015 года, когда ЦБ поднял ключевую ставку, стал серьезным испытанием для отрасли. Банки и требования ужесточили, и лимиты кредитования снизили. Лизинговые компании обычно в такой ситуации увеличивают долю собственных средств и размеры авансов. Эта политика получила продолжение?
Алексей Лесников:
— В целом для рынка, да. При этом очень важно грамотно управлять размером аванса. Аванс — это категория доверия. Если мы работаем с постоянным клиентом, мы, конечно, тщательно обсуждаем эту сторону договора, и иногда я говорю: ноль процентов аванса.
Не было бы хуже
— Кстати, инициативы по установлению контроля над лизингом направлены на то, чтобы помочь компаниям избежать перебоев с банковским финансированием. Как вы к этой модели относитесь?
Вадим Константинов, заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Уральскому региону:
— Хотел бы отметить, что эта инициатива исходит не от лизингового сообщества, и если бы в этом была необходимость, лизинговое сообщество давным-давно выступило бы с этим предложением. Сильно сомневаюсь, что таким образом получится увеличить доступность кредитных ресурсов, так как ЦБ в основном предоставляет краткосрочное финансирование, а лизинговые сделки заключаются обычно на срок от года до семи лет. И тем более это не снизит стоимость финансирования: лизинговым компаниям потребуется принять на работу армию специалистов, которые будут готовить отчетность для ЦБ. Считаю, что текущая схема сотрудничества между коммерческими банками и лизинговыми компаниями работает успешно, и не вижу необходимости в ее изменении.
Дмитрий Митронин:
— В конечном итоге тотальный контроль за рынком лизинга со стороны ЦБ приведет к серьезной консолидации рынка: большинство независимых лизинговых компаний закроются, общее число компаний сократится в разы, на рынке будут диктовать условия государственные и квазигосударственные компании. Это повлечет снижение конкуренции и падение качества лизинговых услуг.
— С чем вы связываете восстановление рынка?
Алексей Лесников:
— Экономика вошла в стадию стагнации. Это уже далеко не кризис. Мой прогноз — стагнация продлится минимум как два года. Все зависит от платежеспособного спроса. Соответственно рынок лизинга будет двигаться вслед за экономикой. Рост возможен, если начнутся реформы и пойдет свежий поток инвестиций в экономику. Пока же предпосылок для инвестиций нет. Инвесторы не заинтересованы вкладывать, потому что нет доходности, нет стабильности. Так что с точки зрения объемов нового бизнеса нам хорошо бы остаться на уровне 2015 года.