Нужен взвешенный подход, а не эмоции

Инновации

Инновации

Как государству регулировать технологичные бизнесы и инновационные продукты

Кризис, вызванный пандемией, запустил несколько долгосрочных трендов. Первый — ускорение цифровизации: Zoom вместо командировок, покупка недвижимости в онлайн, телемедицина, диджитал-банкинг, массовое онлайн-обучение и даже доставка еды с помощью дронов — уже реальность. Второй — смена бизнес-моделей. Эффективными будут только те компании, которые смогут быстро адаптироваться к новым условиям, максимально автоматизировать производственные процессы, внедрить новые модели организации труда (значимая доля персонала останется на удаленке), совершенствовать ИТ-инфраструктуру и предложить рынку новые продукты, ориентированные на изменившиеся потребности населения. Третий тренд — новая парадигма потребительского поведения: здоровый образ жизни, зеленые технологии и инновационные продукты повседневного спроса. Так, карантин обострил запрос на качественные продукты с длительными сроками хранения, а значит, появятся новые способы производства, хранения и обработки. Входит в употребление маркировка, чтобы был более очевиден состав того или иного продукта. Ответственные производители стремятся снизить вредное воздействие на здоровье людей. Как результат, сфера производства продуктов массового потребления становится все более инновационной.

Чтобы разобраться, какие инновации будут востребованы после пандемии и в каком регулировании они нуждаются, «Э-У» провел онлайн круглый стол «Инновационные продукты: поддержка производителей и менеджмент рисков в законодательном регулировании».

Мир меняется на глазах

Большинство участников мероприятия — представители Тюменской области. Именно этот регион закрепил за собой статус территории, где бизнесу, в том числе инновационному, оказывается всесторонняя поддержка. Область занимает высокие места в рейтинге инвестиционной привлекательности, а города лидируют в рейтингах качества жизни.

— Тюменская область — место концентрации научно-исследовательской деятельности крупнейших нефтегазовых компаний, предприятий перерабатывающей промышленности, которые инициируют создание новейших технологий, — подтверждает депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев. — Именно инновационные продукты дают экономический вы­игрыш в страновой и региональной конкуренции. Выгодно как создание нового продукта, так и его тиражирование. У региона есть своя специфика: его северные территории имеют ряд эксклюзивных направлений. Например, дикоросы: мы стали свидетелями их превращения в известные продукты с высокой маржинальностью. Другой пример — компания «Политерм Тюмень» наладила выпуск закалочных сред и смазочно-охлаждающих технологических средств нового поколения для термообработки металла. Запрос на инновации растет со стороны и бизнеса, и потребителей. Новые продукты меняют привычки и мировоззрение населения, формируют новые потребительские и даже социальные группы.

По словам председателя Тюменского отделения «Деловой России» Татьяны Ярославцевой, региональная политика направлена на стимулирование инновационной деятельности, развитие технологичных отраслей, создание благоприятных условий для компаний, сфокусированных на производстве инновационных продуктов:

— Предлагаются комплексные условия для их развития — имущественная и финансовая поддержка, организационное сопровождение, кадровое обеспечение, стимулирование сбыта. Такая политика оправдана на 100%: именно инновации позволяют создавать продукты с высокой добавленной стоимостью. А в условиях меняющегося под воздействием пандемии мира новые бесконтактные технологии сделали доступ на рынки практически безбарьерным.

— Мир меняется на глазах. Огромное количество бизнесов рушится. Развиваются новые направления. Мы будем наблюдать за персонализацией медицины, питания, развитием генетики, автономной энергетики, онлайн-образования, — прогнозирует общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Тюменской области Наталья Филина. — Но инновации потребуют поддержки со стороны государства.

— Программа поддержки инноваций в Тюменской области существует с 2010 года. Это полностью региональная история. Мы субсидируем создание опытных образцов, проведение НИОКР, то есть поддерживаем компании на самых рискованных этапах создания технологических инноваций. Даже во время карантина мы получили шесть заявок на субсидии, одобрены два проекта, — рассказал начальник отдела государственной поддержки инновационной деятельности департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Андрей Ермаков. — За десять лет выдано около 150 субсидий. Это порядка 400 млн рублей. Резидентами Тюменского технопарка — Западно-Сибирского инновационного центра, который является частью федеральной экосистемы, стали 95 компаний. Только в 2019 году они создали 228 рабочих мест. Объемы произведенной продукции и услуг — 2,7 млрд рублей. Ключевые сферы — ИТ (доля проектов, связанных с ИТ по разным направлениям, постоянно растет и сейчас составляет около 50% от общего количества), нефтегазодобыча и нефтесервис, геологоразведка (около 20%). Уровень компаний, которые обращаются за поддержкой, разный — от старт­апов до крупных предприятий, которым необходимы средства для создания продуктов и технологий. Есть совместные проекты. Например, компания «ГМС Нефтемаш» в партнерстве с ТюмГУ реализует проект разработки мобильного эталона второго разряда для поверки рабочих средств измерения скважинной продукции без остановки добычи. Общий объем инвестиций — 150 млн рублей. В 2019 году был выполнен первый этап проекта на сумму 80 млн рублей, половина расходов возмещена за счет средств субсидии из областного бюджета.

Стимулирование и регулирование

Кроме поддержки технологичным компаниям нужно грамотное регулирование, которое будет стимулировать развитие производства инновационных продуктов. Согласно проекту специального доклада по проблемам регулирования и правоприменительной практики, сдерживающим развитие высокотехнологичных компаний (подготовлен аппаратами уполномоченного и общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров при участии Института экономики роста имени П.А. Столыпина и опубликован 13 мая на «Эксперт Оnline»), есть несколько факторов, которые мешают росту, в их числе административные ограничения, отсутствие доступных источников финансирования, налоговых стимулов, механизмов стимулирования спроса на продукцию. В результате, как отмечено в проекте доклада, на текущий момент объемы расходов на НИОКР в России остаются на крайне низком уровне — ниже среднемировых показателей, и сопоставимы с ЮАР, Бразилией и Польшей (0,99% ВВП и 287,7 доллара на душу населения).

Запрос на инновации растет — и со стороны бизнеса, и со стороны потребителей. При этом новые продукты меняют привычки и мировоззрение населения, формируют новые потребительские и даже социальные группы

— Есть три ключевые причины, из-за которых и инновационный, и классический бизнес не развиваются. Первая — отсутствие длинных денег. Вторая — большие проценты по кредитам. Ставка в 13 — 15% выше рентабельности любого бизнеса. И третья — невыносимая налоговая нагрузка: до 30 — 40% выручки бизнес отдает на налоги, — анализирует Наталья Филина. — Региональная власть делает все возможное, нужны изменения на федеральном уровне. Пока мы не перепишем нормативную базу, ничего не изменится.

Авторы доклада предлагают воспользоваться зарубежным опытом для регулирования деятельности высокотехнологичных компаний. Так называемые «умные» меры со стороны государства уже доказали эффективность во многих странах мира, в самых разных отраслях и товарных группах: от электромобилей и продуктов с низким содержанием сахара до пластиковой тары и никотинсодержащей продукции. От правильного сочетания и баланса инструментов зависит реальный эффект — это не только ограничение и запрет, но и регулирование обращения, лицензирование, профилактика, налого­обложение, преференции. Конкретные решения должны быть эффективными с точки зрения снижения рисков для потребителя и одновременно — стимулирующими развитие производств.

Хороший пример: в феврале этого года совет евразийской экономической комиссии предложил установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на элект­ромобили. Это правильно, учитывая всемирный тренд постепенного перехода на электротранспорт. В правительстве России сейчас обсуждаются меры расширения рынка электрокаров: предлагается освободить их владельцев от транспортного налога, разрешить ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатно пользоваться парковками. Плюс субсидии для изготовителей. Другой важный инструмент — налоговые послабления для производителей продукции, ориен­тированной на снижение риска для потребителя. Это экономически стимулирует бизнес замещать производство потенциально опасной продукции, менять продуктовый портфель, вкладываться в разработки инноваций.

Директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских убежден, что грамотное регулирование состоит из двух важнейших составляющих: 

— Первая — четкие критерии формирования отношения к продукту. Это — основа основ. Вторая — простые и эффективные инструменты регулирования. В таких критериях и инструментах в равной степени заинтересованы и общество, и государство, и добросовестный бизнес. Приведу несколько примеров. Недавно принят ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь на печатной продукции, телевизионном и сетевом контенте есть возрастная маркировка. Еще свежий пример — разделение молочных продуктов на полках: на одной — только натуральные, сделанные из молока сыры, масло, йогурты, сметана, на другой — продукция молокосодержащая с использованием растительных жиров. В стадии реализации находится проект «Светофор» — маркировка продуктов питания тремя цветами — зеленым, желтым и красным — в зависимости от содержания в них соли, сахара и жиров. Для эффективного регулирования у государства есть два инструмента. Первый — запрет. Второй — предложение альтернативы, снижающей вредное воздействие. Запреты работают только в связке с жестким наказанием. У них есть существенные недостатки: нужно отслеживать их исполнение, это серьезные затраты, а слишком широкое использование запретов оказывает негативное влияние на состояние общества. Предложение альтернативы требует больших усилий, больше времени на реализацию. Но долгосрочный эффект от мер, связанных со снижением вреда, выше. Есть пример с внедрением стандарта топлива «евро», который помог сократить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Хорошие примеры — появление безалкогольного пива и альтернативных курению инновационных никотинсодержащих продуктов.

Фокус на инновации и исследования

Табачный бизнес находится на острие передовых научных изысканий и технологических трансформаций. Так, «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) не первый год входит в топ-45 держателей патентов в Европе. В корпорации функционируют крупные научные центры, в разработку инновационных продуктов она вложила более 7 млрд долларов.

— В портфеле компании более 4,5 тыс. патентов на разработку бездымной продукции и около 6,5 тыс. патентных заявок на новые технологии, связанные с созданием продуктов с потенциально пониженным риском. Эти цифры подтверждают фокус на инновации и научные исследования, которые являются главными союзниками в глобальной трансформации, объявленной компанией в 2016 году, — подчеркивает управляющий по корпоративным вопросам региона ФМИ в России Анна Бушлякова. — Наша компания единственная в табачной отрасли декларировала всему миру, что в перспективе готова отказаться от производства сигарет в пользу альтернативных инновационных продуктов со сниженным риском здоровью. Каждый год 60% расходов направляются на инновационные бездымные технологии, на их исследования и научную оценку, разработку и развитие. Флагманский продукт — электрическая система нагревания табака под брендом IQOS уже реализуется в 52 странах. Более 14 млн совершеннолетних курильщиков сделали выбор в пользу этого инновационного продукта с пониженным риском. И самое главное, что более 10 миллионов из них полностью отказались от курения сигарет. Прогресс в этом вопросе зависит и от позиции государства, которое определяет правила игры на рынке: решает, как именно будут регулироваться и потребляться инновационные продукты. Пример сбалансированного подхода демонстрируют США: осенью 2018 года Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) подтвердило, что элект­рическая система нагревания табака IQOS соответствует целям общественного здравоохранения и разрешило продажу устройства на территории США. Этому решению предшествовала всесторонняя оценка всей предоставленной документации, содержащей научные данные. FDA два года внимательно анализировало научные исследования системы нагревания табака, в том числе независимые. Это хороший пример того, как регулятор со всей тщательностью изучает продукт, прежде чем говорить о формах регулирования, принимает сбалансированное решение, направленное на управление рисками, снижение рисков в интересах общества — 40 миллионов курящих граждан.

— В ситуации, когда на рынок выпускают много новых продуктов, необходимо своевременное создание технических требований к такой продукции. Законодательные меры должны снижать риски по потреблению некачественных товаров, но не стоит принимать импульсивные и радикальные законодательные инициативы. В отношении любого законопроекта нужна всесторонняя оценка, изучение мнений специалистов и производителей продукции, — анализирует Владимир Пушкарев. — Необходимо учитывать интересы разных групп, ведь у каждой из них есть свои представления о качестве жизни, свои права, которые должны быть удовлетворены.

Регулятору нужно двигаться и думать быстрее, не писать тома нормативных документов, в которых не разобраться с первого раза, а проявлять лояльность к новым перспективным рынкам  

— Необходим многосторонний открытый диалог между научным сообществом, производителями и регулятором с учетом интересов общества, — добавляет Анна Бушлякова. — Передовые современные компании проводят фундаментальные научные исследования и готовы к их независимой оценке. Имеющиеся на сегодняшний день результаты собственных 17 доклинических и восьми клинических исследований электрической системы нагревания табака IQOS, а также независимые исследования говорят о том, что полный переход с сигарет на этот продукт менее вреден, чем продолжение курения сигарет. Мы заинтересованы в том, чтобы органы здравоохранения и научное сообщество открыто оценили, чего достигла наша компания на пути к снижению рисков и какое значение эти результаты имеют для общественного здоровья. Публичное обсуждение и донесение результатов авторитетных научных исследований до общественности — это реализация права потребителя на достоверную информацию, которая позволит ему защитить себя от некачественной и небезопасной продукции и принять лучшее решение для своего здоровья.

О задачах регулятора и ответственности производителей

По мнению участников круглого стола, регулятор при введении новых правил должен закладывать достаточный переходный период: на практике количество трудностей, которые возникают у предпринимателей при введении новых правил, оказывается значительно больше, чем планировали законодатели. Введение цифровой маркировки для лекарств, обуви, одежды, табачной продукции это наглядно показывает. Маркировка необходима, но для ее введения нужно больше времени. Только учитывая интересы бизнеса, можно стимулировать его инновационную активность.

— Для молочной отрасли сложным нововведением стала информационная система «Меркурий», которая контролирует процесс производства и оборот животноводческого сырья. Изначально было объявлено, что эта система нужна, чтобы защитить права потребителей, поддержать добросовестных производителей, выявить компании, которые используют для производства продуктов жирозаменители. Но на деле «Меркурий» мешает развиваться. Те операции, которые раньше занимали пять минут, сейчас могут затянуться на полдня, — критикует практику регулирования директор по развитию компании «Ингала» Александр Арбатский. — Нам нужно содержать спец­оборудование, специальных людей, которые, по сути, занимаются перекладыванием электронных бумажек. По факту ничего не отрегулировалось, каких-то позитивных сдвигов мы не видим. «Меркурий» стал диверсией против молочной отрасли. И куда бы мы ни стучались, кого бы ни звали, этот вопрос не решается.

По мнению Александра Арбатского, изменения необходимы и системе поддержки инноваций:

— Мы должны ориентироваться на страны, где технологичному бизнесу уделяется большое внимание. Я эпизодически живу в Китае и могу сказать, что для тех, у кого есть перспективные идеи, нет никаких бюрократических преград. Нужно сфокусироваться на грамотной акселерации. Только тогда мы получим эффект от затраченных денег. Мы сейчас занимаемся разработкой корма, который позволит произвести маленькую революцию в нашем секторе. Хотим производить его круглый год гидропонным способом, за счет внедрения разных инноваций этот процесс будет экономически более выгодным, чем классическая заготовка силоса и соломы. Надеюсь, нам удастся реализовать этот проект, несмотря на пробелы в госрегулировании.

— Еще одной задачей для регулятора должна стать популяризация полезных продуктов, — считает директор дивизиона сельхозпереработки агрохолодинга «Арсиб Агро» Серго Степанян. — Одним из наших проектов является производство козьего молока. Многочисленные исследования говорят о его большей пользе по сравнению с коровьим. Мы начали его перерабатывать и продавать через собственные сети магазинов, но столкнулись с низкой культурой потребления этой продукции. Оценили затраты на популяризацию и поняли, что одним нам эту задачу решить будет очень сложно. Если к этой теме подключится государство, будет пропагандировать продукты, повышающие иммунитет, ситуация изменится гораздо быстрее. Рассчитываем также на изменение размера субсидий: сейчас они сопоставимы с субсидиями на производство коровьего молока. Это нонсенс — коза дает молока в десять раз меньше, чем корова.

— Стимулирование интереса к продукции здоровой, ориентированной на снижение риска для потребителя относительно традиционной, — очень важный тренд. Государство уже ведет пропаганду. Но не хватает регулирующих мер, — оценивает ситуацию основатель торговой марки «Пашуня» Евгений Щепин. — В сфере экопродуктов очень много начинающих предпринимателей, которых должно контролировать государство, чтобы защитить потребителей от некомпетентных ремесленников.

 — Регулятор должен поддерживать продукты и технологии, которые позитивно влияют на качество жизни, — подчеркивает Татьяна Ярославцева. — Главная задача — сделать их дешевле и доступнее. На смену ограничительно-запретительному подходу должен прийти подход рискориентированный, который уже применяется в контрольно-надзорной деятельности, но пока не распространяется на рынок потребительских товаров и услуг.

 По мнению Натальи Филиной, регулятору нужно двигаться и думать быстрее, не писать тома нормативных документов, в которых и не разобраться с первого раза, а проявлять лояльность к новым перспективным рынкам.

 — Конструктивный и открытый диалог всех заинтересованных сторон способствует выработке оптимальных решений, призванных в конечном счете снизить риск для здоровья потребителей, — подводит итоги дискуссии Владимир Пушкарев. — Крайне важно право потребителя на достоверную информацию о продукте, его ингредиентах и их влиянии на организм человека. А обеспечение этого права требует проведения серьезных научных исследований.  

Материалы по теме

Как выйти в лидеры

IoT, да не тот

Руками не трогать

Время быстрых

Меряем Россию умом

МТС инвестирует 1 млрд рублей в мобильную сеть Оренбуржья