От бобра добра не ищут

Благотворительность

Прошедший Год экологии сместил фокус внимания на окружающую среду, но в целом благотворительность на Урале остается социально ориентированной

Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты ежегодного исследования «Корпоративная благотворительность и волонтерство на Урале». Восемь лет мы отслеживаем базовые показатели корпоративной благотворительности, и уже в пятый раз включаем в поле зрения корпоративное волонтерство. Акцент исследования 2018 года — благотворительные и волонтерские проекты в области экологии (2017-й стал Годом экологии в России).

В исследовании по итогам 2017 года приняли участие 15 компаний и корпоративных благотворительных фондов. В проекте участвуют компании, ведущие деятельность в масштабах как Большого Урала, так и всей России. Мы отдаем себе отчет в том, что небольшая выборка компаний и благотворительных фондов не отражает ситуацию с корпоративной благотворительностью в регионе в полной мере, но она позволяет получить срез актуального состояния, основных тенденций и проблем в этой сфере. Костяк исследования составляют компании, давно и активно действующие на ниве благотворительности. В этом году мы также привлекли к участию в исследовании представителей некоммерческого сектора — благотворительные фонды. Но о них позже.

С чистой совестью

В прошедшем году опрошенные компании и корпоративные благотворительные фонды реализовали на территории Урало-Западносибирского региона более сотни благотворительных программ и проектов. Финансовую сторону благотворительной деятельности раскрыли 12 участников исследования — их совокупный бюджет в 2017 году чуть недотянул до 2 млрд рублей, что почти вполовину больше, чем годом ранее. Опрошенные компании и корпоративные фонды отмечают, что увеличилось число как реализованных благотворительных программ, так и благополучателей (по 20% ответов респондентов). Мы можем говорить о восстановлении сферы после кризисных 2014 — 2015 годов. Участники исследования продолжают начатые системные изменения, направленные на качественное улучшение благотворительной деятельности: проводят оценку эффективности (15,6%), создают партнерства с НКО и другими игроками рынка (12,5%), пересматривают приоритеты благотворительности (12,5%), переходят от помощи в денежной форме к натуральной или безвозмездной профессиональной — pro bono (6,3%). Основным путем развития сферы корпоративной благотворительности остается поддержка волонтерских инициатив сотрудников (20%). Немаловажная роль в развитии благотворительности компании отводится оценке социального эффекта реализуемых программ, кооперации с другими компаниями и НКО (оба направления — по 17,8%).

Помимо действий, направленных на повышение эффективности благотворительности, опрошенные компании отмечают, что важным фактором развития сферы является повышение прозрачности благополучателей (почти 15% ответов), а также освещение благотворительной деятельности в СМИ и на специализированных мероприятиях, профессиональное общение. Немаловажная роль отводится поддержке благотворительности государством в публичной сфере (19%).

Действия компаний направлены на формирование среды, благоприятной для жизни сотрудников и членов их семей, населения территорий присутствия, где они часто являются градообразующими предприятиями. При выборе сфер реализации благотворительной поддержки уральские компании, как и в прежние годы, акцентируют внимание на поддержке местных сообществ (29,7%), образовании (15,6%), социальной защите и здравоохранении (по 12,5% ответов), экологии (6,5%).

Благотворительность уральских компаний социально ориентирована: основной категорией благополучателей остаются дети — суммарно на детей с особыми потребностями, сирот и беспризорников, талантливых детей приходится 37,2% совокупного благотворительного бюджета. Далее по убыванию доли следуют пожилые люди и ветераны — 14%, социально незащищенные слои населения (матери-одиночки, беженцы и мигранты, бездомные) — 11,3%, взрослые инвалиды и лица, нуждающиеся в лечении, — 11,3%, молодежь — 9,3%.

Благотворительные проекты в области экологии реализуют три четверти опрошенных компаний и корпоративных благотворительных фондов. Наиболее популярны мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения к природе, экологического воспитания населения, сотрудников и членов их семей, вовлечение их в природоохранную деятельность (по 20% ответов респондентов). Чуть менее популярны мероприятия по сбору и вторичной переработке отходов (18%), минимизации рисков климатических изменений, популяризации и внедрения ресурсосберегающих и «чистых» технологий (16,4%), экологическому мониторингу (12,7%). При реализации экологических программ акцент делается на стимулировании волонтерства среди сотрудников (37% ответов респондентов). В сфере экологии компании также активно практикуют прямую помощь по запросам НКО и иных организаций, постоянную поддержку выбранных благополучателей, гранты и стипендии (по 14,8% ответов). Интересен опыт Северского трубного завода по проведению для школьников уроков по естественным наукам на производстве — в лабораториях службы экологического контроля, на очистных сооружениях.

В целом при реализации благотворительной деятельности компании отдают предпочтение таким формам, как прямая помощь по запросам благополучателей (16,4% ответов), сотрудничество с НКО (13,7%), постоянная поддержка выбранных получателей помощи (12,3%), реализация грантовых программ (11%). Активно используются формы, вовлекающие сотрудников: стимулирование волонтерства (12,3%) и сбор пожертвований со стороны сотрудников (11%).

Свободный выбор

Волонтерство прочно закрепило за собой место в корпоративной социальной ответственности компаний, стало системным в большинстве опрошенных компаний. Координацию этой сферы чаще поручают отделам по внешним коммуникациям и связям с общественностью или комитету из числа сотрудников, которые доносят до сотрудников информацию о планируемых волонтерских акциях через корпоративные почтовые рассылки, сайты и здания, «сарафанное радио» — самих сотрудников и социальные сети.
Зачастую волонтерство в уральских компаниях реализуется в форме традиционного добровольничества — посещения детских домов, участия в субботниках (38% ответов респондентов), сбора средств среди сотрудников для нуждающихся (27,6%), а также, что немаловажно, в форме pro bono — (17,3%).

В большинстве случаев волонтерство становится для сотрудников формой активного досуга — им занимаются в нерабочее время и выходные дни. Это один из факторов, объясняющих, почему в уральских компаниях распространено волонтерство с привлечением членов семей сотрудников (27,2% ответов). Более популярно только наставничество — 36,4% ответов участников исследования.

Главными проблемами корпоративного волонтерства остаются отсутствие инициатив (28,5%) и системного подхода (24,3%), бюрократия (14,2%). Пока, по мнению специалистов компаний-респондентов, отношение руководства предприятий к корпоративному волонтерству влияет на его развитие больше, чем законодательные изменения в сфере добровольчества и благотворительности.

Участием исследование поддержали шесть НКО: благотворительные организации «Аистенок», «Лавка Добра», «Надежда» и «Семья детям», благотворительные фонды «Счастливое детство» и «Надежная смена».

Основные направления распределения помощи — социальная работа и социальная защита (53,3% суммарных денежных расходов участников исследования), поддержка социально значимых молодежных инициатив, детских и молодежных движений и организаций (33,3%), а также пропаганда здорового образа жизни, спорта, туризма (13,3%). Если рассматривать сферы оказания помощи через призму трудозатрат волонтеров и сотрудников НКО, то наиболее емкими являются социальная работа (31%), здравоохранение (31%), ЗОЖ и спорт (21,7%). Среди получателей помощи наибольшее внимание уделяют молодежи (21% совокупного числа волонтеров), детям с особыми потребностями (11,5%), мигрантам и беженцам (11,5%), сиротам и беспризорникам (7,5%), малообеспеченным слоям населения и многодетным семьям, пожилым людям и ветеранам, бездомным (по 5,7%).

Основной источник финансирования благотворительных и добровольческих программ и проектов — средства корпоративного сектора. В 2013 — 2017 годах в среднем на пожертвования бизнеса приходилось 35 — 45% совокупного бюджета участников исследования. Доля государственной помощи — 25 — 35%.

Опыт отношений с бизнесом имеют почти все опрошенные НКО, это прежде всего сотрудничество при поиске адресатов помощи (33,3% ответов, данных респондентами), привлечение сотрудников компаний к индикативам НКО (16,6%) и помощь компаниям в разработке корпоративных программ благотворительности и волонтерства (16,6%).

Опрошенные почти единогласно сходятся во мнении, что корпоративное волонтерство только набирает популярность, а потенциально это мощный канал развития и популяризации благотворительности и волонтерства в регионе. Организации планируют развивать партнерство с бизнесом и впредь.

Отношения опрошенных НКО с местной и государственной властью складываются неровно. С одной стороны, почти все респонденты принимают участие в конкурсах на предоставление государственных субсидий. Благотворительный фонд «Надежная смена» кроме этого принимает участие в государственных закупках, еще двое участников планируют это делать. Но свои благотворительные программы опрошенные НКО предпочитают реализовывать самостоятельно, без привлечения власти на местах. Опрошенные также отмечают недостаточно активное привлечение НКО к реализации социально значимых услуг со стороны государства и местных властей. А опыт сотрудничества организации оценивают как эффективный для всех участников процесс (прежде всего для благополучателей, общества и властей), кроме самих себя: применительно к себе уровень эффективности сотрудничества с властью НКО оценили как средний и ниже среднего.

Вокруг вопроса с поправками в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятыми в этом году, существует полемика: половина участников воздержалась от ответов на вопросы анкеты, связанные с ними. Те же, кто выбор сделал, отметили, что в существующей жестко регулирующей добровольческую деятельность редакции закон не нужен, так как он не поможет усилить ответственность организаций и волонтеров, не позволит структурировать деятельность волонтеров и повысить ее эффективность. Волонтерство, по словам опрошенных, это личное дело, веление души и выбор человека, а не то, что написано на бумаге — в договоре или личной книжке волонтера.      

Дополнительные материалы:

Законное добро

В феврале текущего года в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» внесен ряд поправок, установивших более жесткий вариант регулирования волонтерской деятельности: вводится официальный реестр волонтеров, необходимость заключения договоров волонтеров с организациями, привлекающими добровольцев к акциям, наличие волонтерских книжек.
Мы попросили президента БФ «Синара» Наталью Левицкую прокомментировать нововведение

— Какое влияние на корпоративное волонтерство окажут внесенные в закон поправки: не отпугнет ли это компании? Не станет ли обузой для них? Или, напротив, сыграет положительную роль в развитии добровольчества?

— Внесенные поправки в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» более четко определяют всех ключевых участников в правовом поле. Важное изменение — уравниваются понятия добровольчества и волонтерства. Закон формулирует статус волонтерских организаций, уточняет содержание договорных отношений между участниками процесса. Поскольку право заключать или не заключать договор с добровольцем по-прежнему остается на усмотрении организации, я не вижу больших рисков в работе НКО с волонтерами.

Для бизнеса открываются прекрасные возможности более плодотворного сотрудничества с НКО в части организации волонтерской деятельности. Так, работа корпоративных благотворительных фондов, которые созданы, к примеру, Трубной металлургической компанией и Группой Синара, становится все более актуальной.

БФ «Синара» реализует системную добровольческую деятельность сотрудников с 2016 года, и время показывает, что мы выбрали правильную стратегию.

Я уверена, практика привлечения волонтерской помощи дает существенный социальный и экономический эффект для корпоративных доноров. Причем компании вписывают такие проекты и в программы по развитию корпоративной культуры. Они помогают в организации системной работы с сотрудниками, направлены на командообразование и мотивацию людей к общественно значимой деятельности. Что касается крупного бизнеса, то собственный благотворительный фонд помогает решать задачи не только по добровольчеству, но и по систематизации деятельности по КСО.

— Актуален ли для корпоративного сектора вопрос оценки эффекта участия волонтеров в развитии компании и то, какие задачи перед волонтерами ставит компания?

— Соучастие, сопричастность, вовлеченность сотрудников-волонтеров позволяет «оживить» каждую программу, которая реализуется при участии компании. Социальная ответственность предприятия становится более очевидной для самих работников. Также волонтеры способствуют установлению прочных связей с местными сообществами, становятся проводниками позиции компании. Безусловно, что, когда в результате услуг, оказанных нашими волонтерами-сотрудниками, появляются отзывы: «Спасибо ТМК за помощь!», «Спасибо Синаре за добрые дела!», эффект делается зримым. Благополучатели ассоциируют добрые дела с компанией.     


Благодарим за участие в исследовании АО «Новомет-Пермь», АО «Русская медная компания», АО «Трубодеталь», АО «Уральский электрохимический комбинат», Благо-твори­тельный фонд «В ответе за будущее» компании «Амвэй», Группу предприятий «ПЦБК», макрорегиональный филиал «Урал» ПАО «Ростелеком», Объединенную компа-нию «Русал», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», ПАО «Метафракс», ПАО «Северский трубный завод», ПАО «Энел Россия», Свердловский региональный общественный благотворительный фонд «Таганский», Уральский банк ПАО «Сбербанк», Уральский филиал ПАО «Мегафон», также Благотворительную организацию «Лавка Добра», Благотворительный фонд «Надежная смена», Благотворительный фонд «Счастливое детство», Международный благотворительный центр «Надежда», Межрегиональную общественную организацию «Аистенок» и Некоммерческую организацию «Семья детям». 
 

Таблица. Благотворительные и волонтёрские программы и проекты в сфере экологии, реализованные участниками исследования в 2017 году



 

 

 

 

 

Материалы по теме

В Челябинской области создано представительство Национального совета по корпоративному волонтерству

30 сентября состоится конференция «Благотворительность-2020. Новая реальность»

В Екатеринбурге подведены итоги социальной акции «Говорящая книга»

Многому научились

Волонтерство: тенденции, мнения, решения