Когда мясо плотное и вкусное

Экспорт продовольствия

Экспорт продовольствия

Директор свинокомплекса «Уральский» Владимир Стогний рассказывает о том, что обеспечивает качество и конкурентоспособность продукции для внутреннего и внешнего рынков

- Владимир Иванович, на какие рыночные тренды ориентируется СК «Уральский»?

— АО «Свинокомлекс “Уральский”» — дочернее предприятие «Сибирской Аграрной Группы», крупнейший производитель мяса в нашем регионе. Реализация свинины мирового стандарта охлажденной в полутушах составляет сегодня более 3 тыс. тонн в месяц. Выход мяса на кости — 75%. С февраля 2013 года, с момента окончания строительства второй очереди свинокомплекса и ввода в эксплуатацию современного цеха первичной переработки, предприятие ведет технологические процессы мясопереработки полного замкнутого цикла. Надо сказать, что свинокомплекс строился в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», чтобы обеспечить потребность населения именно в охлажденном мясе. Сегодня потребители начинают все более обращаться к кусковому мясу. Мы пытаемся соответствовать этому тренду. В прошлом году в состав компании вошел мясоперерабатывающий комбинат «Хороший вкус». Он был приобретен с целью более глубокой переработки свинины и производства куска в потребительской упаковке.  

В 2018 — 2019 годах мы работаем над увеличением объемов производства свинины на кости до 52 тыс. тонн в год. Общие инвестиции в строительство двух дополнительных корпусов откорма на свинокомплексе «Уральский» составляют около полумиллиарда рублей. Один из этих корпусов введен в действие в ноябре 2018 года, второй начнет работать в феврале 2019 года. Наращиваем участие на рынке.

— Экспортировать вы уже начали?

— Экспорт рассматриваем как перспективу, потому что рынок свинины в Российской Федерации заполнен практически на 100%. Очень серьезная конкуренция между отечественными производителями. По вопросам подготовки к экспорту активно взаимодействуем с министерством сельского хозяйства Свердловской области. Нам понадобятся как льготный тариф для перевозок, так и субсидирование, потому что транспортное плечо достаточно большое. Основной потребительский рынок — это Китай, который сам является производителем свинины, но при этом готов еще и экспортировать не только мясо, но и субпродукты. Несколько китайских предприятий приезжали к нам, высказывали намерения создать здесь совместное предприятие именно по переработке, в том числе с нашей компанией.

Кроме Китая, мы рассматриваем в качестве стратегических рынков Монголию, Южную Корею, Вьетнам. Ведем переговоры, пытаясь понять потребительские предпочтения в этих странах, узнать все нюансы, вплоть до того, как должна выглядеть упаковка, нащупать оптимальный вариант для нас и для них. Производятся выборочные поставки и двусторонний аудит, как внешний со стороны зарубежного потребителя, так и внутренний со стороны Россельхознадзора. По итогам аудита нам выписаны требования, которые мы сейчас выполняем. Например, указали, что пол в цехах должен быть с определенным напылением и мыть его надо по строгой схеме именно теми веществами, какие названы. Чтобы получить право на экспорт, приходится соответствовать правилам.

Следующий аудит Россельхознадзора у нас в конце мая — начале июня. Надеемся, пройдем его и будем готовы отгружать продукцию Китаю. Если к тому времени снимут ограничения на поставки свинины в эту страну: многое в экспорте зависит от политики.

— Какой объем предполагаете к поставке на экспорт?

— Все будет определять цена, рынки Китая, Монголии, Вьетнама видятся нам более привлекательными, нежели внутренний. Несмотря на то, что в Китае мы тоже будем иметь конкурентов, уровень потребления свинины и субпродуктов в этой стране гарантирует нам цены гораздо выше российских, на 20 — 30% минимум.

— На этих рынках много поставщиков из разных стран. Насколько вы конкурентоспособны, чтобы экспортировать не в убыток?

— Надо понимать менталитет китайцев: исторически все, что сделано в России, в Сибири (а Урал для них — это Сибирь), они считают экологически чистым. Китайцы сегодня по уровню жизни достаточно неплохо продвинулись и начинают выбирать экопродукты. Но я подтверждаю, что наше качество реально выше тех стандартов. В мясе нет никаких анаболиков роста, стимуляторов, это чистая свинина, которая подвергается систематическому контролю Ростпотребнадзора, Россельхознадзора, и если бы мы в этом отношении некорректно себя вели, эти структуры подняли бы большой шум.

Зерно выращиваем сами только для нужд свинокомплекса — создана собственная кормовая база. Производственные площади свинокомплекса занимают 67 га, в том числе около 8 тыс. гектаров полей, на которых выращиваются кормовые культуры. Сырье предприятие сдает на Богдановичский комбикормовый завод и получает корма только оттуда. Продукция также контролируется в первую очередь нами. Кроме того, самостоятельно закупаем витамины и минералы. Входной контроль очень жесткий как со стороны нашей лаборатории, так и со стороны комбикормового завода, поэтому я четко знаю, из чего сделан комбикорм и из чего сделано наше мясо.

— Как вы достигаете значительных привесов и высокой эффективности в производстве мяса?

— У нас в одной цепочке хорошая кормовая база, хороший комбикормовой завод и очень хорошая генетика. Наш Тюменский селекционно-гибридный центр снабжает племенными животными всю Сибирскую аграрную группу, используя племенное ядро датской породы. Оттуда начинается качество продукции. Но это не только быстро растущие животные, это еще и качество мяса. Партнеры ценят минимальное количество жира в мясе, оно само по себе большой плотности, вкусовые качества выше аналогов.

— Кто должен инвестировать в создание инфраструктуры для развития экспорта, государство или бизнес?

— Должно быть партнерство, свиноводство реализовано в Российской Федерации практически на 100% в партнерстве бизнеса и государства. Если мы продолжим в партнерстве строить хабы на границе и прочее, мы быстрей продвинемся вперед.

Мы сейчас расширяем зону хранения у себя на свинокомплексе «Уральский», строим терминал, но для китайского рынка, например, нужны совершенно другие объемы, поэтому тут не обойтись без взаимодействия.

— А есть время у бизнеса на подготовку экспортного расширения?

— Его уже очень мало. Затоваривание внутреннего рынка давит, идет перепроизводство свинины. У нас нет проблем с реализацией, вопрос только в цене на торгах. Конкуренция на рынке очень высокая, как я отмечал, на Урал приходят мощные игроки с Западной части Российской Федерации, которые начинают здесь активно себя проявлять, выполнять свои планы и строить свои хабы.      

 

Материалы по теме

Настанут времена почище

Экспорт. Дорого

Центробанк разработал еще один инструмент помощи банкам и стабилизации валютного рынка

Стратегия международных расчетов для российских предприятий

«Русская сталь» против введения пошлин на экспорт металлопроката

АЦ «Эксперт-Урал» приступил к подготовке ежегодного проекта «Уральский экспорт – 100»