Агрессивно-депрессивный разговор о фондовом рынке
Как удвоить капитализацию российского фондового рынка
Фото Дмитрия Макурина
Для удвоения капитализации российского фондового рынка нужен набор решительных действий
Президент России в качестве одной из долгосрочных целей развития экономики определил удвоение капитализации российского фондового рынка к 2030 году. Достижим ли этот ориентир и что нужно сделать для приближения к цели? На эту тему рассуждали брокерские и управляющие компании на традиционной Уральской конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка России (НАУФОР) в Екатеринбурге. Сейчас эта тема поднимается на многих площадках. Но, как сказал однажды представитель индустрии, в Екатеринбурге всегда складывается агрессивно-депрессивный разговор, иными словами, довольно честный и откровенный.
В целом все неплохо
Российский фондовый рынок после 2022 года оказался зажат внутри страны и лишился двух типов инвесторов — иностранных и институциональных. Фактически сейчас на нем остался только розничный инвестор. Довольно жестким ударом оказалось и введение санкций в отношении обеих биржевых площадок — Московской биржи и СПБ биржи, Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария (НРД). И тем не менее рынок жив. «В целом все неплохо», — так охарактеризовала ситуацию директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова.
Сама индустрия устойчива. Количество участников растет в основном за счет создания новых управляющих компаний. По словам Ольги Шишлянниковой, регулятор в 2024 году не отозвал ни одной лицензии за нарушения законодательства: «Это говорит о том, что рынок зрелый, он умеет, хочет и знает, как надо работать».
Число клиентов на брокерском обслуживании растет. У индустрии сегодня 42,8 млн клиентов. Правда, темпы притока замедляются. «Наверное, мы подошли к исчерпанию базы более активных граждан, которые готовы к инвестициям», — предполагает представитель ЦБ.
Несколько хуже складывается ситуация в сегменте доверительного управления, здесь идет отток клиентов, в основном уходит группа инвесторов, которые владеют портфелем от 100 тыс. до 10 млн рублей, их, очевидно, не устраивает доходность.
В сегменте коллективных инвестиций растет приток клиентов как в закрытые паевые инвестиционные фонды, так и в розничные.
Рост ключевой ставки вносит свои коррективы. В текущей ситуации интерес инвесторов несколько смещается в сторону инструментов денежного рынка. Но на перспективу, конечно, нужен приток интересных эмитентов акций. По данным исследования компании АЛОР БРОКЕР, за десять лет в России 44 российские компании разместили акции на бирже, причем половина — только за последние два года. То есть интерес у компаний есть.
«Но индустрия должна отслеживать тренды и не допускать искажений, — считает председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов. — IPO любой ценой — это очень опасный и неверный тезис. Миссия инвестиционных банков и бирж заключается в том, чтобы выступать фильтром и не допускать на рынок некачественные продукты, в данном случае мы имеем в виду продукты с высоким риском. Информация об эмитентах должна раскрываться наиболее полно. При этом должна быть установлена ответственность за недобросовестное изложение обещаний эмитентов. Если компания обещает инвесторам вырасти в три раза за три года, она должна показать, за счет чего собственники собираются это делать. К сожалению, сегодня в большом количестве случаев IPO обещания инвесторам не заканчиваются их выполнением».
В этой связи Сергей Швецов предлагает создать индекс, который будет отражать уровень раскрытия информации и следование эмитентов своим обещаниям: «Тем самым мы будем еще и стимулировать инвесторов проявлять акционерный активизм».
На длинном горизонте
Фокус государственной политики сейчас смещается в сторону формирования долгосрочных сбережений населения. Очень долго на рынке не было для этого инструментов, а в моменте их стало, наоборот, много. Это индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), программа долгосрочных сбережений (ПДС), страховые инвестиционные продукты.
В этой ситуации, по мнению президента НАУФОР Алексея Тимофеева, возникает конкуренция между разными финансовыми участниками: «Такая конкуренция нарушает нормальное функционирование рынка. Я убежден, что биржа должна быть биржей, брокеры заниматься своим делом, а страховщики должны быть страховщиками».
Сергей Швецов не разделяет этот тезис, обращая внимание на тренд проникновения различных секторов на финансовый рынок: «Конструкции становятся все сложнее, многие маркетплейсы сегодня активно все идут в финансовый сектор. И нежелание давать им свободу будет искажать конкуренцию. Ведь мы все боремся сегодня за деньги и время клиента, кто лучше предоставит сервисы, тот и выиграет».
Конкурентным преимуществом инвестиционной индустрии должен был стать индивидуальный инвестиционный счет. ИИС, напомним, был введен в 2015 году и довольно неплохо себя зарекомендовал. Чтобы стимулировать развитие долгосрочных сбережений, Минфин решил провести трансформацию модели индивидуальных инвестиционных счетов и ввести новый тип ИИС-3. Инструмент заменил действующие виды инвестиционных счетов первого и второго типов. Изначально предполагалось, что в рамках реформы срок действия нового счета увеличится с текущих трех до десяти лет. Правда, в ходе обсуждения законодатель согласился с аргументами индустрии о том, что на рынке не так много инвесторов, готовых размещать средства на таком горизонте. Поэтому до 2026 года ИИС-3 будут открываться на пять лет.
Но эта модель оказалась не очень привлекательной для инвестора. И это видно в статистике. В 2020 году граждане открыли 2 млн новых ИИС, в 2021 году — 1 млн 300 тысяч, в 2022 году приток составил 500 тысяч, в 2023 году — 800 тысяч, а этом году впервые за всю историю случился отток счетов на уровне 100 тысяч.
«Это говорит о том, что рынок не принял продукт. Степень конвертации счетов первого и второго типа в ИИС-3 очень низкая. И главным образом новый продукт не соответствует требованиям мелкого инвестора. Маленькому клиенту тяжело держать деньги пять лет, не имея возможности ими пользоваться, а налоговые вычеты уже не так интересны», — объясняет директор управления электронных рынков Сбербанка Аиша Кубезова.
С этими доводами соглашается руководитель отдела брокерских услуг Т-банка Иван Рыжиков: «К числу недостатков продукта можно отнести большие сроки по сравнению с предыдущими вариантами индивидуальных инвестиционных счетов и невозможность вывода денежных средств в каких-то сложных жизненных ситуациях. Давайте попробуем разрешить клиентам вывод доходов по ценным бумагам, учитываемых на ИИС, на обычные расчетные счета».
Старший вице-президент, директор департамента управления благосостоянием ПСБ Алексей Жоголев считает, что продукту нужно добавить гибкости: «Если мы призываем клиента инвестировать в длинные инструменты, мы должны дать ему возможность получать пассивный доход на этом сроке».
И, конечно, задача двукратного роста капитализации потребует решений в части ликвидности. Индустрия в последнее время много обсуждает предложение организовать биржевые торги в выходные дни. В субботу и воскресенье часто происходят значимые события, на которые инвестор может отреагировать. СПБ Биржа заявила о готовности запустить такие торги. По словам генерального директора торговой площадки Евгения Сердюкова, технически инфраструктура торговой площадки полностью готова.
Регулятор к идее сразу же отнесся настороженно, сообщив, что изучает предложение. Зампред Банка России Филипп Габуния заявил о необходимости тщательно проанализировать все последствия.
«Прежде всего нужно оценить риски, а они могут возникнуть в части ценообразования, нас беспокоит вопрос, как будут формироваться цены на активы в выходные дни», — высказал опасения чиновник.
По его мнению, пока операционно вся система к этому не готова.
В подтверждение неоднозначности идеи Филипп Габуния привел результаты опроса клиентов.
«Как показало наше исследование, 78,5% опрошенных инвесторов «не очень хотят» торгов в выходные, категорически против высказались 31,7%, а 38% ответили, что их вполне устраивает текущий график. Поддерживают, но не готовы контролировать исполнение своей позиции 2,6%, и лишь 8,5% сказали, что им идея нравится и они готовы контролировать свою позицию», — проинформировал зампред ЦБ.
Филипп Габуния отметил, что дискуссия не закрыта и регулятор продолжит изучать этот вопрос.
Больше смелости
Президент Ассоциации «НП РТС» Роман Горюнов считает, что в этом случае отражается общая позиция Центробанка.
«Наш регулятор стал так сильно заботиться об инвесторе, что запрещает практически все. В результате он стремится убрать абсолютно все риски с рынка. Но это невозможно сделать. Финансовый рынок по своей природе подразумевает риск», — аргументирует Роман Горюнов.
Он убежден, что, если мы хотим решить задачу удвоения капитализации, нужно позволить рынку идти на эксперименты: «Давайте попробуем торговать в выходные. Если ли не приживется — идея отомрет. Если приживется, значит, модель правильная».
В этой связи Роман Горюнов предостерегает от повторения прошлых ошибок при работе над задачей удвоения капитализации: «Мы много лет обсуждали идею превращения России в международный финансовый центр, мы строили планы и все время говорили, что у нас все неплохо. Но когда стали подводить итоги, выяснилось, что мы не то что не приблизились, а отдалились от цели. Сейчас, мне кажется, мы находимся примерно в том же состоянии».
Чтобы решить задачу удвоения капитализации, нужен комплекс решительных мер. Такой позиции придерживается НАУФОР.
«Нам нужно, чтобы через IPO в течение этого и следующих шести лет было привлечено от 6 до 12 трлн рублей», — считает Алексей Тимофеев.
А для этого нужно стимулировать компании к заимствованию на рынке акционерного капитала, что приведет к большему разнообразию эмитентов. Сейчас капитализация российского рынка формируется всего 220 компаниями, на десятку крупнейших по капитализации и ликвидности приходится по 60% рынка.
НАУФОР соглашается с тем, что конструкция ИИС-3 требует изменений. Важным игроком является индустрия паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Но ей нужно дать преимущества, которые бы стимулировали выбор розничных инвесторов в пользу этих институтов. Ощутимый вклад в рост капитализации могли бы внести негосударственные пенсионные фонды. Но у этих игроков много ограничений при размещении активов, эти барьеры нужно снимать.