Упорный край державы

Огнеупоры

Огнеупоры

Богдановичский огнеупорный завод вступил в технологическое партнерство с японской компанией Taiko Refractories. К лету эффект может получить все металлургическое производство России

7 марта свердловское и японское предприятия по производству огнеупорных изделий подписали соглашение о сотрудничестве. Японцы передают Богдановичскому заводу формулу неформованных огнеупоров — желобных масс и бетонов для футеровки сталеразливочных ковшей.

Неформованные огнеупоры — порошкообразные массы разных фракций — служат для защиты доменных печей от воздействия высоких температур. Партнеры ожидают, что формулы Taiko Refractories позволят создать продукт, более чем в два раза увеличивающий срок эксплуатации защитного слоя печи (сегодня оборудование позволяет выдерживать 34 — 36 плавок), снижающий себестоимость готового изделия и сокращающий тем самым затраты металлургических предприятий.

Японская сторона обзавелась в России партнером для реализации своей продукции. Если созданный задел будет иметь успех — возможно создание совместного предприятия.

Переговоры предприятия начали два года назад. На Богдановичском заводе говорят, что поначалу шла речь о приобретении интеллектуального продукта. Специалисты Taiko Refractories приглашали уральских огнеупорщиков к себе, шло тестирование материалов. В итоге компании достигли соглашения о совместной работе на ближайшие пять лет.

Выбор в партнеры японцев обусловлен тем, что эта страна добилась значительных результатов в изготовлении неформованных огнеупоров для защиты доменных печей. Продвинутое европейское производство сосредоточено на формованных изделиях, в просторечье — «кирпичах».

По словам вице-президента Taiko Refractories Сатоко Кобояши, неформованные огнеупоры компания начала производить в 1954 году и добилась третьего места на японском рынке именно в данной области. Часть технологий компания разрабатывала сама, часть — с опорой на европейский опыт. Богдановичский завод японцы, по их утверждению, выбрали потому, что директор предприятия «очень быстро принимает решение».

— На основе нашей технологии мы постараемся вместе с российскими партнерами создать новую продукцию. У нас появилась возможность расширить ее спектр, — говорит госпожа Кобояши.

Вице-президент Taiko Refractories Сатоко Кобояши преподнесла руководителю Богдановичского ОАО «Огнеупоры» Алексею Юркову пояс-оби владельца компании

К работе уральские и японские специалисты намерены приступить сразу после подписания контракта. Специалисты заводской лаборатории адаптируют японскую технологию, будет подобрано сырье и материалы, которые позволят сделать товар конкурентоспособным. На выходе получится принципиально новый продукт совместной разработки.

— Чтобы предложить его российским металлургам, мы планируем сделать большой участок по производству доменных огнеупоров для чугунного литья, модернизировать его, наполнить оборудованием уже к июню. Имеющееся оборудование позволяет начать производство хоть с завтрашнего дня, но к лету будет полноценный участок, — обещает руководитель Богдановичского ОАО «Огнеупоры» Алексей Юрков.

Затраты в основном легли на уральских огнеупорщиков. Сумма контракта не раскрывается, но завод потратился на покупку базовых рецептур и организацию участка. Японская компания будет получать небольшой процент от прибыли при условии хороших продаж конечного продукта.

Богдановичский завод — один из крупнейших заводов России по объему продукции: отгружает двум тысячам клиентов 300 тыс. тонн ежегодно. Располагает обширной номенклатурой — 5 тыс. наименований. На продукции для чугунного литья останавливаться не собирается: если технология Taiko Refractories пойдет, следующее на очереди — производство огнеупорных материалов для литья стали.

Как отметил министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин, подписание контракта может стать вехой в производстве огнеупоров для российского металлургического сектора:

— Основные поступления в бюджет формирует промышленность, и одна из наиболее капиталоемких ее отраслей — металлургия. Ежегодно мы производим до 9 млн тонн различных металлов, у нас на 75% все связано с черной металлургией. Этот контракт позволит получить расширенную линейку новых технологий, повышающих качество и снижающих себестоимость изделий. Поэтому речь сегодня можно вести о перспективах всех отраслей, связанных с тепловой обработкой, начиная от пищевых продуктов и заканчивая стеклом. А самое главное — в России такими разработками  занимается ограниченное число предприятий (на Урале — также первоуральский «Динур». — Ред.). И не дай бог с одним из них что-то произойдет — мы станем зависимы от импортных поставок.

Продукция нового участка предназначена для поставок на металлургические предприятия России и Казахстана. В марте завод начинает переговоры с Магнитогорским металлургическим комбинатом и ПАО «Мечел».

Материалы по теме

Чехи инвестируют в завод огнеупорных материалов

От Лысьвенской меткомпании отстегнули долю

Подъезжая под Ижоры

Спокойно, я Дубровский

На ВИЗ-Стали началась сертификационная проверка системы энергетического менеджмента

ВИЗ-Сталь внедряет передовые кадровые технологии