В стране неоплаченных уроков
Экономический кризис добрался до уральских вузов: у студентов начались проблемы с оплатой обучения. Вузовское и банковское сообщества предлагают создать систему доступного образовательного кредита с государственной компенсацией процентных ставок.
-Зарплату урезали, заказов нет, а у дочери еще прошлый семестр не оплачен, - жалуется знакомый. - Денег едва хватает на жизнь и выплату кредитов. Если образовательный кредит взять, можно, конечно, отдавать через пару лет. Но проценты сумасшедшие...
Пока подобную ситуацию типичной не назовешь: как утверждают в вузах, с просьбой об отсрочке оплаты приходят немногие. Тем не менее число обращений растет. Студенты коммерческой формы обучения и их родители признаются, что вскоре платить за учебу будет нечем. Кроме того, как отмечают в Общественной молодежной палате при Екатеринбургской думе, только платой за обучение дело не ограничивается. Студентам приходится тратить деньги на покупку литературы, канцтоваров, оплату проезда, зачастую - на проживание в съемной квартире (подробнее о ситуации в этой сфере см. «Неучтенные жители», «Э-У» № 8 от 02.03.09).
При этом возможности получения дополнительного дохода ограничены. Повсеместное введение балльно-рейтинговой системы, связанной с Болонским процессом (переходом на двухуровневую систему высшего образования) и учитывающей посещаемость занятий, не позволяет студентам работать полный день. Вузы и банки не спешат пропагандировать образовательные кредиты, хотя очередей мягко говоря не наблюдается: процентные ставки заоблачны. «Вопрос об образовательном кредите пока, увы, не актуален, - говорит ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург) Лев Закс. - То есть он как раз актуален как потребность людей, поддерживаемая во всем мире: вот и Барак Обама только что заявил, что нужно субсидировать образование. Но не актуален из-за позиции банков. Мы с одним банком пробовали продвигать кредиты, но при установленных колоссальных процентах их никто не взял: кабала форменная».
Пять золотых для Буратино
В феврале 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал перечень поручений в поддержку студенчества. В частности, к маю Минобрнауки и Минфин РФ должны подготовить предложения по финансовым механизмам активизации предоставления образовательных кредитов. Министру образованию Андрею Фурсенко в тот же срок поручено проработать с вузами, предоставляющими платные услуги, вопрос фиксации платы в рублях на весь срок обучения по основным образовательным программам. Некоторые уральские вузы уже прислушались к рекомендациям и приостановили индексацию платы за обучение. Кроме того, президент рекомендовал Минобрнауки обратить внимание на реализацию права студентов-платников переходить на бесплатные места в случае финансовых затруднений и при условии успешной учебы.
Впрочем, вузы закономерно ожидают ухудшения ситуации и самостоятельно прибегают к предупредительным мерам. Так, на круглом столе «Экономические вызовы образованию: как помочь студенту?», прошедшем в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ, Екатеринбург), его проректор Елена Курилова сообщила, что в вузе создан специальный антикризисный штаб, осуществляющий еженедельный мониторинг экономической ситуации. По ее словам, число заявлений с просьбой об отсрочке или рассрочке оплаты обучения, а также переводе на бюджетные места в последнее время резко увеличилось.
С рассрочками пока проблем нет: как сообщают в вузах, их предоставляют беспрепятственно. Некоторые вузы разрешают оплачивать учебу не за семестр вперед, а долями, к примеру помесячно. Переход на бюджетные места применяется крайне редко, поскольку число их ограничено. На подобную помощь могут рассчитывать только в государственных вузах с жесткими образовательными требованиями, периодически отчисляющих двоечников. Еще менее доступная мера - гранты и скидки, на которые могут рассчитывать только успевающие студенты. Недавно появилась информация о том, что может быть увеличено число мест в магистратуре, но представители вузов не видят в этом выхода. «Не стоит рассматривать магистратуру и аспирантуру как социальный отстойник», - уверена Елена Курилова. Приняты меры и в отделениях дополнительного образования: «Для слушателей программ бизнес-образования разработана программа лояльности, - говорит представитель Международного института менеджмента ЛИНК в Южно-Уральском госуниверситете (Челябинск) Ирина Дергалева. - Мы предоставляем рассрочки, разработали систему скидок».
Некоторые вузы (совместно с партнерами) продумали для студентов возможность заработать во время летних каникул: в стройотрядах, отрядах проводников, по программам Work & Travel и даже внутри самого вуза в качестве вспомогательного персонала (впрочем, в этом случае на серьезные деньги рассчитывать не приходится). Но не всех устраивает такая практика: молодые люди не хотят терять времени и стремятся работать по специальности.
Образовательный кредит так и не получил широкого распространения. По словам заместителя председателя правления Меткомбанка Нины Баталовой, за четыре года работы в этой области число обращений оказалось невелико. Банк вел активную работу в вузах, сотрудничал с приемными комиссиями, но родители предпочитали платить за учебу живыми деньгами. Сейчас желающих взять кредит стало больше, но не настолько, чтобы кардинально изменить ситуацию. Как отмечает заместитель председателя правления СКБ-банка Олег Демин, за все время работы банка за образовательным кредитом обратилось не более нескольких десятков человек.
Заместитель начальника планово-финансового управления Екатеринбургского муниципального банка Елена Ильина уверена: невысокие показатели статистики по образовательным кредитам во многом связаны с тем, что обычно родители берут на образование стандартный потребительский кредит. Есть и еще одна проблема: по словам генерального директора филиала Банка Сосьете Женераль Восток Алексея Павина, образовательные кредиты во многом ориентированы не на среднего студента, а на отличника, который действительно желает получить образование. Это означает, что подобный продукт подходит не всем: отличником каждый быть не может. Как и позволить себе оплачивать высокие процентные ставки.
Помощь сверху
- Уже подготовлен нормативный документ, по которому студенту, который хорошо учится, проявляет нормальные знания, может быть предоставлен образовательный кредит, - заявил Дмитрий Медведев 2 февраля в своем видеоблоге. - Кредит дается на срок обучения, под минимальный процент, возмещается после окончания высшего учебного заведения. Естественно, условием предоставления является хорошая успеваемость.
Уже в конце февраля председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов объявил, что государство готово помочь почти пяти миллионам студентов-контрактников, потерявшим платежеспособность из-за экономического кризиса, и взять на себя оплату до 80% стоимости учебы. Аналитический доклад правительственной комиссии содержит также предложения о снижении процентов по образовательным кредитам и фиксации платы за учебу в рублевом выражении; кроме того, предлагается продлить на год обучение по специальности в бакалавриате и вернуться к пятилетней системе высшего образования.
Однако на деле пока никакие меры не приняты. К примеру, не объявлено, за счет каких средств будет компенсироваться плата за обучение и процентные ставки по кредитам. Между тем средняя ставка по образовательному кредиту, скажем, в Сбербанке, - около 12%. По мнению Нины Баталовой, в условиях дороговизны денег государство может планировать социальный заказ и выделять определенные денежные лимиты под более низкие проценты для конкретных необходимых стране специалистов (к примеру, в области нанотехнологий). Правда, отмечает начальник экономической службы Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург) Сергей Митрофанов, долгосрочные (хотя бы пятилетние) прогнозы по поводу востребованности на рынке труда отсутствуют: результаты трудоустройства выпускников вузы начали запрашивать только в этом году. В любом случае, уверены представители банковского сообщества, система образовательных кредитов должна быть сформирована с участием государства. По мнению Елены Ильиной, при условии четких правовых основ такая система может быть организована по подобию Агентства ипотечного жилищного кредитования.
В ближайшей перспективе вузы могут столкнуться с нехваткой внебюджетных средств: по оценке проректора Уральского государственного университета (УрГУ, Екатеринбург) Марины Вшивцевой, от 50 до 90% бюджетов вузов по-прежнему формируют доходы от образовательных услуг. Что это значит для уральских вузов? По данным Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ, Москва), уже сейчас бюджеты вузов секвестированы в среднем на 15%, спад внебюджетных доходов может составить 20 - 25%. Впрочем, социальных статей (стипендий и зарплат) в государственных вузах сокращение доходов не коснется.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов делит все вузы на четыре неравные группы: две - в зоне риска, две другие спокойно минуют кризис. В тяжелом положении окажутся монопрофильные вузы с низким качеством образования, а также активные вузы с 70-процентной долей платников и технические учебные заведения, зарабатывающие на коммерческих разработках. Относительно не пострадают вузы с сильными отделениями дополнительного образования, спрос на которое в условиях кризиса растет не только в России, но и по всему миру. Выживут, разумеется, лидеры: там учатся студенты не только способные, но и состоятельные.