Весна запоздалая
Свердловская область стала одним из последних регионов на Урале, снизившим до максимально разрешенного Налоговым кодексом уровня ставку, взимаемую по упрощенной системе налогообложения (УСН).Как известно, УСН предполагает две схемы. Первая - налогообложение дохода индивидуальных предпринимателей и малых предприятий по ставке 6%, вторая - взимание налога по схеме «доходы минус расходы» по ставке 15%. Выбор режима - за предпринимателем.
В кризис 2008 года, когда стало ясно, что малый бизнес понесет серьезные потери, регионам дали право снижать максимальную ставку по схеме «доходы минус расходы» до 5%. Почти все субъекты федерации Урала и Западной Сибири воспользовались этим правом, но для определенных категорий налогоплательщиков. Исключение составили Оренбургская и Свердловская области, которые решились снизить ставку только до 10%. Региональное отделение «Опоры России» еще в прошлом году предлагало пойти на снижение до максимального уровня, однако правительство области категорически возражало. И вот на прошлой неделе губернатор области Александр Мишарин, выступая на форуме общественных объединений предпринимателей, заявил, что внес соответствующий законопроект в областную думу.
Кроме снижения ставки, в нем отражена собственная градация льготных налогоплательщиков, которую предлагала ранее «Опора России». «Практика деления малых предприятий, которые могут претендовать на льготную ставку, по видам деятельности всегда вызывает много вопросов у прокуратуры, - говорит председатель свердловского отделения "Опоры России" и инициатор проекта Евгений Артюх. - Поэтому мы предлагали разделить налогоплательщиков в соответствии с законом о малом предпринимательстве: микропредприятия с численностью работающих до 15 человек платят по ставке 5%, все остальные - 7%». Категорически против такой модели выступал свердловский Минфин: его глава Константин Колтонюк считает, что это приведет к выпадающим доходам бюджета субъекта федерации в 2012 году ориентировочно в 400 млн рублей.
На наш взгляд, снижение налогового бремени для части малого бизнеса - мера безусловно важная, и выпадающие доходы не столь велики, чтобы ими нельзя было поступиться. Другое дело, что помощь несколько запоздала: она была нужна малому бизнесу в разгар кризиса, когда ему перестали поступать заказы, и соответственно упала выручка.
Заметим, что дискуссия вокруг проекта в облдуме станет своего рода лакмусовой бумажкой для ее нового состава. Как говорят многие участники рынка, прежняя команда свердловских законодателей весьма консервативно воспринимала идеи, связанные с развитием предпринимательства. Теперь есть шанс эту тенденцию переломить.