Шульган-Таш и шиш
Туризм может стать одной из определяющих отраслей для экономики Башкирии. Но для этого необходимо избавиться от неэффективной модели управления объектами, вложиться в инфраструктуру гостеприимства, освоить потенциально прибыльные территории и изменить ценовую политику.В середине февраля в Башкирии прошло сразу несколько совещаний по вопросам развития въездного туризма. Сначала Госкомитет по предпринимательству и туризму собрал представителей отрасли, чтобы выслушать их предложения, затем аналогичную тему обсудили ученые. 21 февраля состоялось организационное собрание по подготовке к участию в международной выставке «Интурмаркет-2011».
Разговоры о развитии внутреннего туризма в Башкирии идут давно. Так, Уфимская госакадемия экономики и сервиса (УГАЭС) еще в 2002 году разработала несколько концепций маршрутов. Какое-то время они бурно обсуждались. Но прошло девять лет, а проекты так и остались на бумаге.
Новый виток дискуссии задал президент Башкирии Рустэм Хамитов. В начале года в своем блоге он написал: «Прошу присылать идеи по рекреационному развитию территорий вокруг наших башкирских городов и возможностям такого роста. У кого есть проекты - отзовитесь. Обещаю - будем помогать. Кроме того, будем помогать и тем, кто занимается въездным туризмом. Мы насчитали, страшно сказать, аж пять (!) фирм, которые возят к нам туристов. На выезд работает более 300 фирм! Конечно, пускай они работают. Но нужны туристы сюда, к нам, в родной Башкортостан!»
Горы, величественные издалека...
Башкирия однозначно обладает большим потенциалом для развития въездного туризма. Начнем с географии. Во-первых, республика располагается на расстоянии, оптимальном для путешествия из Москвы (время переезда - ночь на поезде или два часа на самолете). Благодаря этому, например, для иностранцев создается хорошая возможность комбинирования поездки.
Во-вторых, по данным УГАЭС, в мире 10 - 20% населения предпочитают отдых в пределах своей страны, из них 60 - 80% отъезжают от дома не дальше чем на 500 км. В этом радиусе от Башкирии находятся 12 регионов. В них живут около 35 млн человек, в крупных городах (свыше 500 тыс. человек) - более 10 миллионов. Это и есть самые платежеспособные потенциальные клиенты. Таким образом, турпоток для Башкирии может составить от 2,5 до 6 млн человек.
В-третьих, дороги. По подсчетам УГАЭС, по федеральным (через Башкирию их проходит две - М5 и М7) и республиканским трассам в день проезжает более 20 тыс. автомобилей. Даже при загрузке в два человека - это 12 млн потенциальных туристов, потребителей услуг придорожного сервиса.
Географическое положение Башкирии определило и разнообразие ее природы. На относительно небольшой территории собраны всевозможные ландшафты: от степей до тундры, от равнин до скал. Здесь более десятка особо охраняемых природных территорий.
Следующий фактор привлекательности - историко-культурный. Республика - один из древнейших регионов расселения человека (что доказывает, например, Капова пещера с ее наскальной живописью), на ее территории расположено несколько протогородов возрастом более 4 тыс. лет. Через Башкирию протекало множество цивилизационных потоков.
И наконец - наличие сети оздоровительных учреждений. Еще в середине 2000-х разработан масштабный проект «Золотое кольцо Башкортостана». Он предполагает выделение и гармоничное развитие семи зон-кластеров. Первый - Уфа; второй - Янган-Тау - Иремель (здесь находится бальнеоклиматическая здравница «Янган-Тау»); третий - Ассы - Инзер (санатории и горнолыжные курорты). Четвертый кластер - Абзаково - Якты-Куль: горнолыжный центр Абзаково и озеро Якты-Куль, на берегах которого расположен санаторий с грязелечебницей. Пятый - Ирендык - Талкас: несколько памятников археологии, историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник, а еще здесь разводят башкирскую породу лошадей и производят кумыс. Шестая зона Агидель - Шульган-Таш: район знаменит палеолитическим святилищем, возраст которого - 14 тыс. лет. Седьмой кластер Нугуш - Мурадымово: водохранилище, несколько пещер и памятников археологии.
Помимо этого с начала 2000-х разработано около сотни отдельных маршрутов. Наиболее перспективны, на наш взгляд, три: «Южно-Уральская дорога здоровья» с созданием города-курорта Усман-Гали (Уфа - Усман-Гали - Ассы - Южно-уральский заповедник - Белорецк - Абзаково - Банное); «Древние цивилизации Урала» (Юмагузинское водохранилище - пещера Шульган-Таш - историко-культурный центр Темясово - музей-заповедник Ирендык - Аркаим); «Урал-батыр» (Янган-Тау - гора Иремель - Ирендык - Шульган-Таш и гора Масим - Муйнак-Таш).
Экономический эффект от развития въездного туризма может быть весьма значителен. Заместитель директора по научной работе Института туризма и коммуникаций УГАЭС Александр Лебедев:
- Расчеты, которые проводились нами в рамках проекта «Золотое кольцо Башкортостана», показывают, что для его полномасштабного запуска необходимо вложить не менее 20 млрд рублей, и по оптимистическим прогнозам срок окупаемости составит три-пять лет. То есть в перспективе республика может рассчитывать на получение ежегодно 6 - 8 млрд рублей от индустрии туризма и гостеприимства.
Директор НП «Экологическое объединение "Тенгри"» Александр Гончаров еще более воодушевлен: «При должном развитии оборот отрасли может быть сопоставим с нефтехимией и достигать 10% ВРП».
...И бессмысленные вблизи
Однако пока об эффективном использовании туристического потенциала в Башкирии говорить не приходится. Денег отрасль практически не дает. По словам ректора УГАЭС Александра Дегтярева, с экономической точки зрения баланс средств, расходуемых на туризм жителями Башкирии, далеко не в пользу республики: из региона туристы вывозят 12 - 15 млрд рублей, а совокупная выручка от въездного и внутреннего туризма - всего 2 миллиарда.
Причин несколько. Главная - до последнего времени въездной туризм не воспринимался властями как экономически перспективная отрасль. Соответственно, не был интересен и инвесторам. Александр Лебедев: «Мы не можем похвастать бурным развитием внутреннего туризма. Но кто из наших соседей может? Урал на туристической карте России и мира - белое пятно. Федеральный центр проявляет определенный интерес, но не торопится с финансированием. В республике за три-четыре года сменилось три органа исполнительной власти и четыре руководителя, ответственных за туризм».
- Туризм в нашей стране не поддерживался государством. Нигде не звучало, что это важная, стратегическая отрасль, - добавляет Александр Гончаров. - Чтобы отрасль развивалась, ей необходимы преференции: льготные кредиты и налогообложение, сниженные арендные ставки (сегодня офисы туристических компаний приравнены к банковским структурам). Необходимы целевые бюджетные вливания в инфраструктуру гостеприимства. Это очень большие суммы со сроком окупаемости в лучшем случае шесть-восемь лет.
Инфраструктура - действительно слабое место Башкирии. В исследовании «Туристско-экскурсионные маршруты: природа, история, культура Башкирии», подготовленным УГАЭС, указано: «Развитие инфраструктуры туризма и гостеприимства совершенно недостаточно, практически не создается туристическая стоимость, которая могла бы быть источником дохода».
Директор турфирмы «А-Тур» Олеся Янчук добавляет: «Чтобы люди приезжали на отдых в Башкирию, особенно если речь идет об иностранцах, нужны как минимум гостиницы соответствующего уровня, сервис в целом. Никакие природные памятники не привлекут туристов, если до них невозможно с комфортом добраться, если нет условий для проживания».
Подводит и невнимание ко многим потенциально перспективным географическим точкам. Яркий пример - Юмагузинское водохранилище, расположенное на территории национального парка «Башкирия»: здесь нет ни стоянок, ни гостиниц, ни кафе, современные катера и прогулочные суда отсутствуют, свободный проезд к водохранилищу запрещен. Между тем, по подсчетам УГАЭС, экономический эффект от освоения этой точки может превысить 200 млн рублей в год. Еще один пример. Хребты Улу-Тау и Зильмердак, а также гора Малый Яман-Тау, - идеальные места для организации горнолыжных курортов: перепады высот - 300, 530 и 680 метров, потенциальная общая длина трасс - 20, 90 и 40 км соответственно. Кроме того, в Башкирии совершенно не развит агротуризм - отдых в аутентичной сельской среде, достаточно популярный в Европе. Мест для его организации в республике предостаточно.
Понятно, что за счет республиканского бюджета реализовать эти проекты не удастся. Нужны инвесторы (скорее крупные, федеральные). Но им в свою очередь необходимы стандартные преференции - быстрое и прозрачное оформление земли, льготы или госгарантии по кредитам, софинансирование строительства инженерных сетей, дорог.
Еще одна проблема - неэффективность управления многими объектами. Александр Гончаров:
- Наши санатории, к примеру, до сих пор находятся в системе здравоохранения и позиционируют себя, скорее, как поставщики социальных, а не туристических услуг. Они все - ГУПы. А где вы видели, чтобы человек, работающий в ГУПе, был мотивирован на конечный результат? Это советская система, совершенно не ориентированная на рынок. У менеджера нет интереса иметь большую рентабельность, улучшать качество услуг, увеличивать поток туристов. Ему наоборот хочется принять меньше, чтобы меньше напрягаться. У него фиксированная ставка, которая не увеличивается и не уменьшается в зависимости от результата.
Неэффективность проявляется и в отсутствии всесезонности. Практически все курорты специализируются либо на зимнем, либо на летнем отдыхе, хотя многие могли бы стать круглогодичными.
Следующий порок - жадность: туризм в Башкирии неоправданно дорог. Койка в приличной гостинице в Уфе стоит в среднем 3 тыс. рублей в сутки (100 долларов, 75 евро): это цена номера в трехзвездочном отеле в центре Мадрида или в четырехзвездочном в Кельне. Еще пример: стоимость входного билета на особо охраняемые природные территории Башкирии - до 40 рублей в час, это тысяча в день. Для сравнения: посещение национальных парков Непала в 26 раз дешевле - в среднем 35 долларов в месяц.
Довершает все проблемы отсутствие внятного продвижения Башкирии как привлекательного туристического региона и слабая логистика (нет ни малой авиации, ни фирм, специализирующихся на перевозке туристов в комфортабельных микроавтобусах с высокой проходимостью).
Башкирия all inclusive
Тактика исправления положения дел в принципе ясна. Если мыслить стратегически, на наш взгляд, необходимо учитывать два аспекта. Первый - Башкирии не стоит соревноваться с дорогими курортами (например, горнолыжными центрами в Европе). Строительство инфраструктуры под такие цели потребует громадных инвестиций, а потребителей услуг в радиусе 500 км будет немного. На иностранцев можно не рассчитывать, ставку надо делать на экономичный (10 - 15 тыс. рублей на человека), но массовый туризм.
Второй стратегический аспект - комплексное развитие. В мировой практике есть три уровня размеров и сложности туристического комплекса. Первый - вся страна как туристическая территория. Примеры: Западная Европа, Израиль, Сингапур. Второй: туристическая территория или дорога объединяет часть государства. Условия на такой территории отличаются от средних по стране, дорога соединяет ряд локальных центров. Примеры: тематические дороги в Германии (Готическая, Рейнская винная), Гоа в Индии, Национальные парки в Кении, Непале. Третий уровень - локальный туристический центр: небольшая территория с полным циклом обслуживания, как гостиницы all inclusive в Турции или Египте. Если экстраполировать мировой опыт на отдельно взятый регион, то Башкирии нужно развивать все три направления. На уровне республики - создавать благоприятную среду для туристов и туристического бизнеса, формировать национальный бренд. На уровне отдельных территорий - развивать инфраструктуру, вести единую ценовую, архитектурную политику, снизить административные барьеры для развития бизнеса. На локальном - улучшать стандарты обслуживания, сохранять национальную аутентичность и природу.
Пока единая стратегия развития отрасли в Башкирии не сформирована. Например, все кластеры, описанные в «Золотом кольце», живут своей жизнью. Их развитие во многом зависит от политики и инициативы местных администраций. Хотя последние заявления руководства республики обнадеживают. По крайней мере, власть поняла, что на туризме можно зарабатывать.
Благодарим за помощь в подготовке публикации Уфимскую государственную академию экономики и сервиса