И надежда, и угроза
Основной фактор, который одновременно оценивается как сдерживающий и стимулирующий развитие предпринимательства, - политика государства. Причина очевидна: декларируемая ориентация на поддержку малого и среднего бизнеса не соответствует политике органов власти на местах.Зачастую мы склонны рассматривать понятия, в действительности не изученные, как нечто само собой разумеющееся и доверять мнениям экспертов, основывая свои выводы на их суждениях. Типичный пример - широко распространенное мнение о том, что предпринимательство является двигателем экономики. В сущности, ничем не аргументированный вывод. А что, если экспертные оценки расходятся с позицией практиков (в данном случае - самих предпринимателей)? И кого считать экспертами в такой ситуации?
Механизм взаимосвязи предпринимательства и экономического роста остается недостаточно изученным. Причина проста - недостаток данных. Актуальность этого вопроса породила множество исследований, посвященных изучению активности бизнеса. Крупнейшей международной инициативой, непосредственно фокусирующейся на вопросах развития предпринимательства, стал проект «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor - GEM).
Что такое хорошо?
Проект
GEM возник в 1997 году по инициативе ученых из четырех стран -
Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. Число стран-участниц проекта
постепенно увеличивалось и в 2009 году достигло 51. А с учетом того,
что некоторые страны принимают участие в мониторинге не ежегодно, общее
число участников составляет уже 70. Это уникальная ежегодно обновляемая
база данных для всестороннего анализа предпринимательства на
национальном и глобальном уровнях.
С 2006 года основными
участниками проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» в
России являются Высшая школа менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ) и
Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, Москва).
Сегодня координаторы проекта в России представляют результаты
мониторинга 2008 года, высказывают предположения относительно
изменений, произошедших в связи с кризисом, и обозначают первые итоги
2009-го.
Основная задача GEM - сопоставление уровней предпринимательской активности в разных странах, то есть попытка ответить на вопрос, почему одни страны более активны в плане развития предпринимательства, а в других единицы людей вовлечены в создание собственного бизнеса. Очень важно при этом не просто анализировать предпринимательство как феномен, но и установить связь с экономическим развитием страны: хорошо это или плохо, что предпринимателей много, любое ли качество предпринимательской деятельности положительно влияет на экономический рост. Поскольку аудитория мониторинга - не только ученые, но и органы государственной власти, также ставилась задача понять, какие факторы влияют на уровень предпринимательской активности, что нужно сделать для его повышения и будет ли это иметь положительные последствия для экономики в целом.
Обсудим вместе
То, что результаты данного исследования представляют интерес в рамках научного сообщества, очевидно. Однако потребителем этой информации могут быть и другие аудитории. Создается сообщество людей, активно обсуждающих проблемы развития предпринимательства, влияющих на восприятие имиджа предпринимателя в стране и тем самым - на уровень предпринимательской активности. Не случайно к обсуждению результатов исследования активно привлекаются СМИ. «Мы стремимся создать понимание того, что действительно происходит с предпринимательством, а не отраженную картину, которую зачастую воспринимают СМИ», - подчеркивает координатор GEM-Россия доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Ольга Верховская.
Следующее направление, в котором активно работают в последние годы бизнес-школы, но которое все еще остается менее актуальным для нашей страны, - это возможность использования результатов исследования предпринимателями и органами системы государственной поддержки. Необходимо оценить реакцию тех, кто непосредственно занимается поддержкой предпринимательства, привлечь их к обсуждению актуальных проблем. Важной особенностью проекта является то, что он охватывает все этапы жизненного цикла организации - от замысла до устойчивого развития - и, соответственно, все стадии предпринимательской деятельности - от потенциальных предпринимателей до владельцев устоявшегося бизнеса. «Во-первых, в исследовании есть информация, которую органы госстатистики не собирают и не обрабатывают. Мы изучаем, сколько респондентов вовлечено в развитие предпринимательства, в том числе на ранних стадиях, тогда как они лишь фиксируют число уже зарегистрированных предприятий. Во-вторых, у нас есть возможность привлекать экспертов к участию в проекте и получать их мнение о том, как они считают нужным развивать предпринимательство в России», - сравнивает исследователь GEM-Россия научный сотрудник Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Мария Дорохина. Наконец, GEM (учитывая его международный статус) - это источник информации для интернационализации российского малого и среднего бизнеса.
Без малиновых пиджаков
Согласно выводам GEM, связь между предпринимательской активностью и экономическим ростом различается в зависимости от экономического развития страны. Исследовательский комитет GEM использует следующую типологию экономик: ресурсно-ориентированная (factor-driven), эффективностно-ориентированная (efficiency-driven) и инновационно-ориентированная (innovation-driven). Экономика России отнесена ко второму типу.
Тип экономики во многом определяет не
только специфику развития предпринимательства, но и набор факторов,
способствующих созданию новых компаний и воздействующих на
предпринимательский климат. Обнаружилось наличие U-образной связи между
уровнями экономического развития и предпринимательской активности. Эту
зависимость Мария Дорохина объясняет следующим образом: «В странах с
низким уровнем ВВП на душу населения структура экономики
характеризуется доминированием большого числа малых фирм.
Важным
фактором роста являются макроэкономическая и политическая стабильность,
способствующие развитию сильных предприятий. По мере экономического
роста и увеличения доходов существующие фирмы удовлетворяют растущий
спрос на большинстве рынков. Все больше людей находят стабильную работу
на этих предприятиях, и рост значения крупных компаний происходит
одновременно со снижением темпов развития малого и среднего бизнеса.
Для стран с низким уровнем доходов уменьшение уровня
предпринимательской активности может считаться положительным знаком,
особенно если оно сопровождается экономическим ростом и политической
стабильностью».
Методология проекта предполагает ориентацию на следующие компоненты в изучении предпринимательства: отношение к данному явлению, предпринимательская активность и устремления, а также факторы, ограничивающие и способствующие развитию предпринимательства. Один из факторов, наиболее значимых для начала предпринимательской деятельности, - восприятие этого явления в обществе. В целом можно констатировать, что негативное отношение к личности предпринимателя по сравнению с предубеждениями 1990-х и начала 2000-х годов преодолено. Около 70% населения России считают, что предприниматель пользуется уважением в обществе (в США - 74%, в Финляндии, являющейся лидером по этому показателю, - 89%).
Вынужденные к бизнесу
Между тем Россия традиционно характеризуется низким уровнем предпринимательской активности, соперничая разве что с Бельгией. В 2006 году российский индекс равнялся 4,9%, в 2007-м произошел резкий спад до 2,7% в связи со снижением числа «ранних» предпринимателей, в 2008-м наблюдалось увеличение индекса до 3,5%, а в нынешнем - до 3,69%. «Можно прогнозировать, что на фоне экономического кризиса определенное число предпринимателей пойдут в бизнес, поскольку крупные фирмы не могут обеспечить необходимых им возможностей. Хотя по предварительным результатам 2009 года этого не произошло, при том что мы рассчитывали, что малые предприятия будут создавать рабочие места и обеспечивать занятость, - отмечает Мария Дорохина. - Также мы должны понимать следующую связь: если в предыдущем году отмечена активность "ранних" предпринимателей, то на следующий год можно ожидать роста числа состоявшихся и наоборот».
При этом важно оценивать не только общий уровень предпринимательской активности, но и мотивацию. В зависимости от мотивов деятельности предприниматели делятся на две группы: вынужденные предприниматели (создают предприятия, потому что у них нет других возможностей трудоустройства) и предприниматели «по возможности» (создают свое дело, реализуя открывшиеся перед ними новые перспективы). Закономерно, что в странах с низким уровнем доходов высока доля вынужденных предпринимателей, тогда как в инновационно-ориентированных экономиках существенно выше доля предпринимателей «по возможности».
В нашей стране соотношение
предпринимателей вынужденных и «по возможности» составляет 30 к 70.
«Однако в России предприниматели "по возможности" - по сути,
вынужденные, поскольку они направляют возможности не на обеспечение
своей независимости (о чем чаще говорят в Европе), а на поддержание
уровня доходов, - уточняет Ольга Верховская. - В 2009 году мотив
обеспечения независимости приобрел большую значимость для россиян. И
это также можно объяснить: те, кто задумывается о создании собственного
бизнеса, испытали определенные сложности на работе».
Важный
сегмент - потенциальные предприниматели, то есть те, на кого можно
надеяться в будущем. В 2008 году эта аудитория составляла около 6%
респондентов, а в 2009-м ее доля снизилась до 4,5%. Если мы обратим
внимание на распределение потенциальных предпринимателей по видам
занятости, то увидим, что их особенностью является высокая активность
безработных и студентов. Так, каждый третий российский студент
планирует стать предпринимателем. Это резерв развития экономики. В 2009
году среди потенциальных предпринимателей увеличилась доля тех, кто уже
имеет работу. И это коррелирует с данными о мотивации. Важно также
подчеркнуть, что российские потенциальные предприниматели, как правило,
уже имеют опыт предпринимательской деятельности.
Рассматривалась и последняя фаза, связанная с выходом из бизнеса. В 2008 году самой существенной причиной выхода была проблема доступа к финансированию, что проявилось еще на начальных этапах кризиса. В 2009 году, что также логично, выросла значимость нерентабельности бизнеса.
График Индекс предпринимательской активности
В плену сомнений
Любопытно, что наибольшую активность в плане развития предпринимательства демонстрируют города с населением от 20 до 100 тыс. человек. Высокую активность проявляют также небольшие населенные пункты и даже деревни в связи с отсутствием предложения со стороны имеющихся предприятий, что сопровождается более высокой долей вынужденных предпринимателей. В то же время мегаполисы демонстрируют меньшую активность, что может говорить об относительной доступности работы в крупных устоявшихся компаниях. Самый низкий уровень активности - в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек - объясняется отсутствием в них потенциально прибыльных возможностей создания нового бизнеса. Екатеринбург наряду с Краснодаром - аутсайдеры по уровню потенциальной предпринимательской активности, а лидируют Красноярск (35,9%), Владивосток и Казань (по 33,3%).
Оценка предпринимательского климата - многофакторное понятие, которое включает в себя оценку статуса, знаний и опыта, информации в СМИ, благоприятности условий для реализации собственного бизнеса и т.д. Более 60% респондентов считают, что быть предпринимателем сегодня - удачный выбор карьеры, а также в общем высоко оценивают статус предпринимателя в обществе.
Важная характеристика - оценка предпринимателями своих знаний и опыта. При том что традиционно российские предприниматели показывают очень высокий уровень образования (уровень активности респондентов с высшим образованием превышает средний по выборке в 2,3 раза), в 2008 году менее 20% оценили свои знания и опыт как достаточные для создания собственного дела, а в 2009-м - около 25%. То, что количество вовлеченных в предпринимательскую деятельность в России невысоко, вполне может этим объясняться.
Показательно, что наибольшую уверенность в своих знаниях демонстрируют предприниматели Доминиканской Республики, Боливии, Перу (уровень более 70%). Менее всего уверены в достаточности своих знаний и опыта японцы (12,5%) и россияне (17,6%), в то время как в развитых странах Западной Европы и Америки - от 25 до 55% респондентов. Очевидны кризисные изменения в оценке предпринимательского климата. Если в 2008 году порядка 30% людей оценивали условия как благоприятные для создания своего дела, то в 2009-м - менее 20%. Впечатляет, в частности, показатель «Страх провала»: люди не хотят создавать свое дело, боясь неуспеха.
Не хотим расти
Страны
различаются не только уровнем предпринимательской активности, но и по
характеру предпринимательства. Для определения последнего могут быть
использованы такие показатели, как инновационность деятельности,
экспортная ориентация и ожидаемый рост бизнеса. Важно подчеркнуть, что
исследование проводится методом самооценки.
Общее для стран с
различными типами экономики (Россия, США, Бразилия, Индия) то, что
«ранние» предприниматели по сравнению с устоявшимися значительно более
оптимистичны в оценках новизны своей продукции и используемых
технологий и предполагают столкнуться с меньшим количеством
конкурентов. Объясняется это просто: «ранние» предприниматели не
располагают знаниями о рынке, достаточными для объективной оценки.
Однако уже второй год подряд среди устоявшихся предпринимателей не было
ни одного, кто оценил бы свой продукт как инновационный.
Также не всегда доля тех, кто высоко оценивает новизну своих технологий, говорит об инновационности экономики в целом. Более высокие значения этого показателя в ряде ресурсно- и эффективностно-ориентированных экономик по сравнению с инновационными определяются тем, что технологии, рассматриваемые как новые в первых двух группах стран, не считаются таковыми в последней. Например, высокое значение показателя новизны технологий среди индийских предпринимателей может объясняться именно этим, особенно учитывая, что доля занятых в технологичном секторе составляет около 3%.
Важный параметр в оценке предпринимательства - устремление к росту. «Если мы говорим о развитии экономики, нас интересует прежде всего группа предприятий, которые хотели бы активно увеличивать свое присутствие на рынке и создавать новые рабочие места, - замечает Ольга Верховская. - Но если несколько лет назад российские предприниматели были одними из самых оптимистичных, то теперь доля тех, кто хотел бы увеличить число занятых на своем предприятии, среди "ранних" и состоявшихся предпринимателей - соответственно 13 и 12%. Предпосылкой к снижению этого показателя стало замедление экономического роста, которое они почувствовали в середине 2008 года».
В большинстве стран со средним и низким уровнем доходов доля предпринимателей, настроенных на рост, ниже, чем в странах с высоким уровнем доходов. Исключение составляет Китай, предприниматели которого с 2002-го по 2008 год демонстрируют наибольшее стремление к росту среди участников GEM.
Чаще встречаться
Информацию о факторах, препятствующих и способствующих развитию предпринимательства, исследователи получают прежде всего на основе экспертных интервью. «Из года в год мы констатируем следующее: при разделении экспертов на два типа эксперты-профессионалы (политики, ученые, правительственные чиновники и др.) и эксперты-предприниматели (респонденты с опытом практической предпринимательской деятельности, непосредственно вовлеченные в ее создание и развитие) демонстрируют противоположные точки зрения», - комментирует Мария Дорохина.
Также
в ответах респондентов наблюдается различие в оценках инициатив на
федеральном и на местном уровнях. «При том что сегодня действительно
делается очень много с точки зрения поддержки развития малого и
среднего бизнеса, не все решения реализуются на местах», - делает вывод
Верховская.
Проблемы, в одинаковой степени актуальные для
предпринимателей всех регионов, - бюрократия и коррупция
государственных чиновников. Отрицательное воздействие оказывает
лоббирование властными структурами в регионах интересов крупного
бизнеса в ущерб малому и среднему. Сложной, особенно для мегаполисов,
остается задача доступа к физической инфраструктуре. «Принятые
правительством меры, направленные на снижение стоимости подключения
производств к электроэнергии, должны положительно сказаться на динамике
предпринимательской активности, - прогнозируют исследователи
GEM-Россия. - Однако как об этой, так и о других программах действующие
предприниматели недостаточно осведомлены».
Несмотря на существование большого количества кредитных и инвестиционных организаций, существенной для предпринимателей (прежде всего действующих) остается проблема получения финансовой поддержки. Очевидно, что в настоящее время она стала еще более актуальной. Хотя коммерческая и профессиональная инфраструктура достигла высокого уровня, эффективному ведению бизнеса по-прежнему препятствует отсутствие у большой части предпринимателей необходимой профессиональной подготовки. Несколько увеличилось число респондентов, назвавших входные барьеры в качестве сдерживающего фактора. Действующие предприниматели, чаще испытывающие на себе его негативное влияние, связывают барьеры входа опять же с местными органами власти.
Эксперты-теоретики зачастую позитивно оценивают работу, проводимую в рамках государственных программ, однако большинство действующих предпринимателей не только не обладают достаточной информацией, но и считают их малоэффективными, а условия участия в них - непрозрачными. Говоря о том, что нужно сделать в перспективе для решения обнаруженных проблем, Ольга Верховская выделяет ряд очевидных и в то же время важных и не теряющих актуальности шагов: «Необходимо устранить разрыв между тем, что декларируется сверху, и тем, что внедряется на местах. Для этого прежде всего нужно изменить отношение чиновников и повысить качество их работы по реализации решений в регионах. Важен обмен мнениями: надо, как говорится, чаще встречаться, чтобы уровни осведомленности предпринимателей и органов, отвечающих за поддержку предпринимательства, были по крайней мере похожими. Важно, чтобы предусмотренные шаги привели к тому результату, на который изначально рассчитывали разработчики проектов. Пока, к сожалению, мы зачастую приходим к обратной ситуации».
Ксения Воронина - автор «Эксперт Северо-Запад»