С объявлением войны
Налоговые органы начали публиковать данные о выполнении планов сбора налогов в 2008 году. Сводной информации в Федеральной налоговой службе и Роскомстате еще нет, однако, по данным некоторых территориальных подразделений ФНС, появившимся на их сайтах, тенденция предельно ясна: за три кризисных месяца 2008 года поступления в казну резко снизились. Так, по информации УФНС Свердловской области сборы в федеральный бюджет за весь год выросли на 12,1% по сравнению с 2007 годом, тогда как в благополучные первые три квартала - на 27,5% (в сравнении с тем же периодом 2007 года). По консолидированному бюджету области картина аналогична - 17,8% и 29% соответственно.Самые большие потери казна несет от снижения поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Налоговики понимают, что причины здесь объективны. Сотрудники отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений УФНС по Свердловской области объясняют:
- В базовых отраслях промышленного комплекса - металлургии, машиностроении, добыче полезных ископаемых - в октябре - декабре 2008 года отмечен спад объемов производства и реализации. Испытываемые организациями трудности привели к тому, что работодатели вынуждены минимизировать прямые расходы, и в первую очередь расходы на оплату труда.
К объективному ухудшению экономического состояния налогоплательщиков в этом году добавится еще и сокращение налогооблагаемой базы, связанное с уменьшением налоговых ставок. С 1 января с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 10 до 30% увеличена амортизационная премия (в состав затрат разрешено включать расходы на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств).
Стремление бизнеса сэкономить на налогах естественно. «В первую очередь голова руководителя предприятия сегодня занята тем, как не потерять доходы, сохранить персонал», - описывает заботы налогоплательщика генеральный директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.
Между тем плановые задания по сбору налогов с фискальных органов никто не снимал. Предвидя такой вариант развития событий, Федеральная налоговая служба пошла на дальнейшее ужесточение налогового контроля. В октябре прошлого года она детально расписала еще один, 12-й по счету критерий самостоятельной оценки налогоплательщиком вероятности появления у него в офисе выездной налоговой проверки. Такая методика работы налоговиков действует уже больше года. ФНС, обобщив свою, а также судебную практику, впервые открыто, а не в режиме ДСП, опубликовала 11 критериев, которые могут служить для нее своего рода сигналом, что налогоплательщик пытается получить необоснованную налоговую выгоду. Поскольку у нас практически любая выездная проверка обязательно заканчивается доначислением налогов, налогоплательщику тем самым говорят: не хочешь иметь проблем, изучи критерии и откажись от рискованных схем.
12-й пошел
Новый, 12-й критерий, детально прописанный уже в условиях кризиса, получил название «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Под прицел налоговых органов будут попадать компании, использующие четыре схемы оптимизации: работу с фирмами-однодневками; применение определенных инструментов при реализации недвижимого имущества и в производстве алкогольной продукции; льготы, предоставленные инвалидам.- Схемы с использованием фирм-однодневок наиболее распространены, с ними связано более половины дел, рассматриваемых судами в последние годы, - объясняет налоговый консультант консалтинговой группы «Лекс» Надежда Рыжук.
- Но эти примеры выложены лишь потому, что, по субъективному мнению ФНС, они достойны публичного осуждения и по ним имеются эффективные методики доказывания получения необоснованной налоговой выгоды, - считает управляющий партнер консалтинговой группы «Ардашев и партнеры» Владимир Ардашев.
К сделкам, связанным с производством алкогольной продукции, налоговики приглядываются из-за потенциальной возможности незаконного возмещения акцизов из бюджета. А вот сделки с недвижимостью актуализировались в связи со строительным бумом, огромной рентабельностью девелоперской и строительной деятельности и отсутствием адекватного поступления налогов из этого сегмента бизнеса, уверен адвокат, партнер Incor Alliance Law Office Илья Филиппов:
- Схема с использованием векселей активно применялась крупнейшими девелоперами. ФНС провела проверку крупной московской компании и сочла, что подобная система целью имеет исключительно неуплату налогов. Арбитражный суд Москвы согласился с налоговиками. После этого схему внесли в критерий.
Чтобы махинации столичных строителей не получили распространения по всей стране, фискалы изначально предупредили всех налогоплательщиков: если при заключении договора долевого строительства через агентство недвижимости расчеты ведутся
с помощью векселей аффилированных с агентством структур, это признак попытки получения необоснованной налоговой выгоды. По мнению налоговиков, такие сделки не имеют под собой разумной деловой цели, приобретение векселей навязано покупателям, а в качестве векселедателя, скорее всего, выступают фирмы-однодневки.
Не навреди
Аркадий Брызгалин саму практику публикации критериев считает вполне разумной:- Моя главная претензия к ужесточению налоговой политики в 2004 году была в том, что война началась без объявления: все, что раньше дозволялось, в один прекрасный момент стало незаконным. Сейчас государство открыто говорит бизнесу: эти методы я считаю приемлемыми, а эти - нет.
Правда, эффект от такой политики и для бизнеса, и для бюджета появится только в том случае, если борьбе за наполнение государственной казны не будут принесены в жертву добросовестные налогоплательщики, считает партнер компании «Эрнст энд Янг» Иван Родионов. А как раз в этом у специалистов твердой уверенности нет. По мнению Владимира Ардашева, из-за того, что в России до сих пор государственное управление происходит в «ручном режиме», применение нового оружия в условиях кризиса будет носить сугубо субъективный, индивидуальный и точечный характер. Он считает, что политическая и экономическая целесообразность будет превалировать над формально-юридическим подходом:
- Командно-палочный стиль руководства госаппарата в условиях нервозности и хаоса неизбежно вызовет волну злоупотреблений со стороны налоговых органов на местах. Они будут стремиться любым способом выполнить уже утвержденный план сбора налогов на 2009 год. Нас снова ждет выбивание долгов, угрозы, вызовы на спецкомиссии, отказы в возмещении НДС, необоснованные доначисления в ходе налоговых проверок и рост числа судебных споров.
Иван Родионов также ожидает увеличения количества проверок, применения новых подходов к их проведению: «Для бизнеса некоторых компаний это может иметь крайне негативный эффект, вплоть до банкротства и ликвидации».
Особенно не радует консультантов позиция, которую займут суды. Аркадий Брызгалин: «В последние два года суды, а особенно Высший арбитражный, демонстрировали хорошие примеры того, как не надо душить налогоплательщика. Боюсь, что сейчас судебная практика будет менее либеральной».
По глупым и нахальным
На первом этапе, по всей видимости, у налоговиков хватит сил для того, чтобы в массовом порядке контролировать в основном крупный бизнес. Во-первых, потому что он дает наибольшие поступления казне, а во-вторых - его проще уличить. Для этого по всей вертикали ФНС уже созданы так называемые «ситуационные центры», которые будут работать в режиме еженедельных комиссий. В поле их зрения попадают компании, крупнейшие на уровне страны и обеспечивающие более 60% налоговых поступлений в регионах. Между тем холдинговые структуры давно отказались от использования грубых схем. По словам Владимира Ардашева, они предпочитают более изысканные и интеллектуальные инструменты налогового планирования в рамках закона и судебных доктрин. Поэтому сами по себе проверки и угроза штрафов для этой категории налогоплательщиков не страшны, они опасаются других последствий - затягивания процедуры возврата НДС из бюджета, непредставления налоговых вычетов и так далее.Риски появления налоговиков в средних, а особенно малых компаниях, конечно, ниже, однако полностью исключать этого нельзя. «Многие налогоплательщики, пытаясь спасти бизнес и выжить, реанимируют, казалось бы, давно изжившие себя налоговые схемы с использованием "номиналов". В ответ налоговики, понимая, что бездумно стрелять из налоговой пушки сейчас бесполезно и опасно, возьмут в руки снайперскую винтовку и будут отстреливать самых глупых и нахальных»,- прогнозирует Владимир Ардашев.
При этом консультанты в области налогового права пророчат существенное расширение списка рискованных схем, описанных в 12-м критерии. Владимир Ардашев считает, что к концу 2009 года на сайте ФНС РФ будут публично выложены уже около полусотни типичных примеров. Их классификация, детализация и описание, по его мнению, будут носить все более системный характер. Иван Родионов ожидает дальнейшего развития так называемого «отраслевого» подхода к проверке налогов, когда налоговые органы будут трактовать бизнес-модели и специфику различных отраслей для изыскания новых источников и причин доначислений.
По мере развития практики, возможно, налоговикам удастся более эффективно доказывать необоснованную налоговую выгоду, в частности при применении трансфертного ценообразования. Пока попытки штрафовать компании за то, что они применили «нерыночную цену» при заключении сделок, особым успехом не завершаются: налогоплательщики выигрывают по суду. Но это дело времени: доказывать факты работы с «однодневками» сотрудники ФНС тоже научились не сразу.
Свобода дороже
В этой ситуации даже добросовестному бизнесу придется лавировать между двумя угрозами: по-честному заплатить все налоги и тем самым уменьшить доходы, или сэкономить, но нарваться на штрафы и соответствующие неприятности. Как найти компромисс?Во-первых, не строить иллюзий, что все можно списать на кризис, считает Владимир Ардашев: «Кризис объективно делает невозможным использование неоправданно длинных посреднических схем и беспорядочных контактов с фирмами-однодневками. Проще говоря, сейчас нужно искать более сложные договорные конструкции».
Во-вторых, более тщательно проверять партнеров. Штрафные санкции часто возникают просто из-за того, что компания заключила договор с фирмой, давно не сдающей налоговую отчетность и зарегистрированной по непонятному адресу. Ответственность в таком случае однозначно ложится на вполне порядочного налогоплательщика. «Немного времени, потраченного на их проверку, избавит от массы хлопот. Не пренебрегайте надлежащим документальным оформлением различных операций и действий, в том числе и внутренних - приказов, распоряжений. Это позволит снять большинство претензий налоговиков», - считает Надежда Рыжук. И, наконец, совет от Ильи Филиппова: не стоит следовать логике «все так делают». Она еще никого не спасала. Выстраивайте бизнес таким образом, чтобы на формальном уровне иметь объяснения и оправдательные документы, почему деятельность компании устроена так, а не иначе.