Не панацея, но условие
В 2008 году Уральский регион вплотную столкнулся с проблемой снижения численности трудоспособного населения. Именно с этого года количество работающих будет уменьшаться на протяжении нескольких лет. Только в Свердловской области с 2008 по 2015 год оно сократится более чем на 200 тыс. человек. Как решать эту проблему?
С ситуацией значительного сокращения трудоспособного населения сталкивались в послевоенные годы все развитые страны Западной Европы. Ни одна из них не смогла обойтись собственными трудовыми ресурсами, все активно привлекали на работу иностранцев. Другим важнейшим средством решения проблемы стал вынос производства в слаборазвитые страны. Для России с ее гораздо более низкой, чем на Западе, производительностью труда и большей крутизной демографического обвала (уже к 2015 году число 17-летних россиян сократится с нынешних 2,4 до 1,3 млн человек) этот путь едва ли станет спасительным.
В этой ситуации единственный возможный источник восполнения потерь населения и трудовых ресурсов — мигранты. Уже сейчас все понимают: без их труда экономику ожидают серьезные трудности. Примеров ее устойчивого роста при сокращении численности занятых пока нет.
Ресурсов внутренней миграции в стране недостаточно. В большинстве регионов восточной части России численность населения падает все быстрее. Виной этому «западный дрейф», наблюдающийся с начала 90-х. Особенно страдают от него регионы Сибири и Дальнего Востока. Урал получал за счет притока с востока дополнительное население и трудовые ресурсы. Однако в последние годы компенсация за счет как внутрироссийской, так и международной миграции составила только треть от естественной убыли.
Экономический рост, успешное функционирование предпринимательства, повышение благосостояния жителей делают Урал привлекательным для трудовых мигрантов. Эти преимущества нужно грамотно использовать, чтобы выиграть конкурентную борьбу за иностранцев.
У трудовой миграции и дешевой рабочей силы есть противники. Доводы они приводят веские. Мигранты принесут социальные проблемы. Более того, используя дешевые руки, мы не можем развивать экономику, потому что в приоритете должно быть введение новых технологий, не требующее большого количества работающих. Ну так никто не против. Только это надо было раньше делать: прогнозы о сокращении населения трудоспособного возраста имелись уже в конце 90-х. Техническое перевооружение займет не менее десятка лет. Как минимум на этот период мы должны задуматься об иностранной рабочей силе