Когда рублей не хватает

Когда рублей не хватает Артур НургалиевВерховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово (Башкирия) иметь собственную валюту — «шаймуратики». Она была пущена в оборот генеральным директором местного животноводческого хозяйства Артуром Нургалиевым в 2011 году. Тогда сельхозпредприятие оказалось в сложной финансовой ситуации: переработчики перестали рассчитываться с фермером «живыми» деньгами, долги по зарплате начали стремительно нарастать. 

«Шаймуратики» представляют собой товарные талоны. Ими работники хозяйства могут получить часть зарплаты, к расчету эти бумаги принимают только местные магазины. При появлении на ферме свободных денег «шаймуратики» обналичиваются. По отношению к рублю «деньги» дешевеют на 2% в месяц, но остаются в ходу, поскольку без проблем фермер может выплачивать зарплату только раз в год — после продажи урожая.

Естественно, самовольный выпуск валюты не мог остаться вне поля зрения силовиков. Прокуратура признала эту деятельность незаконной и отстранила Нургалиева от должности на год. Но тот подал апелляцию, и суд неожиданно встал на его сторону. Экономисты, конечно, недоумевают: они говорят, что «шаймуратики» — это лишь псевдоденьги, их введение не способствует подъему села. «Это тупиковый путь, он ухудшает ситуацию из-за того, что вся экономика сосредотачивается на обращении денег, а не на инвестициях», — заметил советник председателя совета директоров АФК «Система» Владимир Рудашевский.   

Идея Артура Нургалиева, впрочем, не нова. Местные «деньги» ходят в десятке небольших городов в Германии, в Бразилии таковых 300. В начале 2000-х собственную валюту имели британские Страуд, Тотнес и Брикстон, а в сентябре 2012-го ее ввел Бристоль: фунт стерлингов обменивался на местный фунт один к одному, а за обратную конвертацию банки брали 3%. Таким образом, жители, получившие часть зарплаты в неофициальной валюте, имели стимул потратить ее в городе.

Материалы по теме

Россия в сумерках

Социологи и очки

Моби-next

Сюрреалисты в душе

Одни и без дома

Любите Родину — мать вашу