Вспомним революционера
5марта исполнится 55 лет со дня смерти Иосифа Сталина. Говорят, Сталин незадолго до своей смерти бросил фразу: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер истории безжалостно развеет его». Ветер истории действительно развеял часть этого мусора, но нанес и новые кучи.
И «ползучая реабилитация» виновна в этом не меньше, чем хулители вроде Хрущева и либеральных деятелей перестроечной эпохи.
Сталина переосмысливают в соответствии с нуждами тех или иных политических сил. То, что не подтверждает чаяний сегодняшнего дня, считается третьестепенным. Сегодня в Сталине чаще всего видят великого русского патриота, державника, строителя могучей империи и т.д. — правда, не во всем последовательного, но шедшего именно в этом, «правильном» направлении.
Такая точка зрения отвечает потребности вырвать Сталина из конкретного исторического контекста, а именно из контекста Октябрьской революции. Конечно, если забыть эту «маловажную» деталь, Сталин превращается в довольно банального государственника и властолюбца, отличающегося от наших современников только некоторыми личностными качествами и масштабами стоявших перед ним задач. Что, в общем, неудивительно. Сталин-социалист, Сталин-революционер нынешней власти совсем не нужен; его деятельность ей вовсе не хотелось бы расценивать как деятельность вождя не просто великой страны, а вождя революции, вождя народа, искавшего в революционной переделке общества воплощение своих чаяний.
Объективно оценить Сталина можно, только учитывая, что он был выдвинут великой революцией. Социальные низы, к которым принадлежало в России 1917 года большинство населения, хотели от этой революции решения своих проблем, исполнения своих надежд. Но на что рассчитывают низы в любой революции? На предоставление новых, гораздо более широких возможностей. Это и скрывается под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Реальная свобода — это возможность стать большим, нежели тем, чем ты был раньше. Справедливость — это когда люди, доросшие умственно и морально до уровня, позволяющего пользоваться расширенными возможностями, получают к ним доступ. Равенство — это когда доступ к новым возможностям обеспечен всем не только формально, но и реально. И эти новые возможности вовсе не обязательно, не в первую очередь касаются политики, участия во власти. Человек — не «политическое животное», он не рождается с предназначением ходить на выборы. Есть масса не менее и даже более увлекательных сфер деятельности, в которых большинство людей хотело бы себя реализовать.
Иначе говоря, низы шли в революцию, чтобы овладеть всем тем, чем раньше овладеть не могли. Как бы ни относиться к Сталину, он был воплощением и вершителем этой человеческой правды, и именно при нем осуществилась на практике та великая революция, которой в октябре 1917-го лишь было положено начало.Октябрьская революция явилась радикальным вариантом проекта модерна, суть которого заключалась в стремлении к такому состоянию общества, где человек полностью распоряжался бы собственной судьбой и социальными и индивидуальными условиями своей жизни. Человек не должен был более зависеть от своей судьбы. Ему надлежало взять в собственные руки естественные и социальные обстоятельства своей жизни и распоряжаться ими, чтобы обрести возможность поступать, как ему представляется наилучшим, а не как сложились обстоятельства.
Прежде всего этот путь подразумевал овладение образованием и культурой. Предоставление всем членам общества возможностей получения образования было призвано расширить социальную базу управленческого корпуса до границ всего общества и тем самым предотвратить образование всякой клановости и «элитарности».
Грамотное население увеличилось с 58,8% в 1928 году до 90% в 1932 году. Тираж газет за четыре года поднялся с 9,4 до 35,5 миллиона, число киноустановок выросло с 7,3 до 27,1 тысячи, клубов и домов культуры — с 34,5 до 53,2 тысячи. Быстро увеличивалось количество учебных заведений. В стране создавался новый слой людей умственного труда, который составляли выходцы из рабочих и крестьян. Сталин видел в этом слое мощную социальную и интеллектуальную опору проводимой им политики общественных преобразований. Система массовой подготовки специалистов позволила сформировать новый тип руководителей производства и силовых ведомств.
Построение социализма подразумевало прежде всего воспитание нового человека, которого либеральная пресса считала не более чем безликим «винтиком» тоталитарной системы. Но советский коллективизм как раз и ставил целью выработку в человеке личностного начала, научения самой важной практике для индивидуума, стремящегося овладеть собственной судьбой, — практике овладения собой. Эти практики — от обличения себя делами, покаяния перед коллективом до самосовершенствования, культивирования сознательности, подражания герою и т.д. — были весьма противоречивы, но они работали именно в этом направлении. Эти же практики невольно привели и к раскручиванию маховика большого террора 1937 — 1938 годов. Так или иначе, но в СССР насаждался культ личности вовсе не только одного Сталина, но личности вообще.
Очевидно, в силу большей гуманности и человечности послесталинских поколений при нашей жизни совершилась другая революция, которая в отличие от сталинской не столько открывала, сколько закрывала возможности и ограничивала их.
Поэтому в 55-ю годовщину смерти Сталина не просто вспомним, что многое из того, чем мы сейчас пользуемся, было построено в его эпоху. В конце концов, и греческие тираны возводили инженерные сооружения, пережившие века. Смысл возглавляемой им революции заключался в том, чтобы не было тех, кто может все, и тех, кто не может ничего, и чтобы человек на самом деле стал хозяином своей судьбы. Разве и мы не хотели бы этого?